Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы глубоко исследовать основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права. Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть общие положения о некоммерческих организациях,
- исследовать различные формы некоммерческих организаций и их особенности.
- изучить правовые положения некоммерческой организации, рассмотреть ликвидацию и реорганизацию некоммерческой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций 6
1.2 Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации 13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24
2.1 Потребительские кооперативы 24
2.2 Общественные и религиозные организации (объединения) 31
2.3 Фонды 36
2.4 Учреждения 40
2.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) 46
2.6 Иные формы некоммерческих организаций 51
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

некомерческие организации готовый диплом 2010.docx

— 119.12 Кб (Скачать файл)

Учредители потребительских  кооперативов, товариществ собственников  жилья, дачных, садоводческих, огороднических объединений, государственных и  муниципальных учреждений должны предоставить необходимые документы в налоговые органы, и после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц считаются созданными как юридические лица. В таком порядке создаются все коммерческие организации.

В отношении религиозных  организаций (на которые также не распространяется ФЗ "О некоммерческих организациях") действует также  особый порядок регистрации, который  предусмотрен непосредственно ФЗ "О  свободе совести и о религиозных  объединениях" и предполагает обращение  непосредственно в федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации  общественных объединений, или его  территориальный орган (согласно Указу  Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 (ред. от 15.06.2007) "Вопросы Федеральной регистрационной службы" данные полномочия переданы Федеральной регистрационной службе и ее территориальным органам) для принятия последним решения о государственной регистрации и последующее внесение в реестр налоговыми органами сведений о религиозной организации.

Особый порядок регистрации  предусмотрен законодателем применительно  к саморегулируемым организациям в  соответствии с ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". В соответствии с настоящим Законом  саморегулируемая организация - это  некоммерческая организация, созданная  в соответствии с ГК РФ и ФЗ "О  некоммерческих организациях". Вместе с этим законодателем установлено, что некоммерческая организация  приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. Такая формулировка Закона предполагает необходимость двойной регистрации некоммерческой организации: как юридического лица и как саморегулируемой организации. Таким образом, если некоммерческая организация не пройдет вторую регистрацию, то соответственно она не может быть рассмотрена как саморегулируемая организация. В этой связи встает вопрос: а в какой форме будет существовать такая организация? В юридической литературе неоднократно отмечалось, что правовая природа саморегулируемой организации определяется недостаточно четко.8 Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что за саморегулируемой организацией не закреплена конкретная организационно-правовая форма. В ФЗ "О саморегулируемых организациях" установлено, что саморегулируемые организации - это некоммерческие организации (ст. 3).

Достоинством нового ФЗ "О  саморегулируемых организациях" является то, что в нем определяются четко  квалифицирующие признаки саморегулируемой организации, позволяющие отграничить  ее от иных форм некоммерческих организаций (объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов  предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов  профессиональной деятельности определенного  вида, если федеральными законами в  отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное; наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации; обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством установления в отношении членов саморегулируемой организации требования страхования и посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации) (п. 3 ст. 3 названного Закона).

Отсюда можно предположить, что законодателем саморегулируемая организация рассматривается как  самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации. В этой связи хотелось бы заметить, что применительно к жилищным накопительным кооперативам законодателем  также предусмотрена необходимость  ведения реестра таких кооперативов и внесения сведений о них в  соответствующий реестр (ст. 15 ФЗ от 30.12.2004 N 215-ФЗ (ред. от 16.10.2006) "О жилищных накопительных кооперативах"). Однако в этом случае законодателем не ставится возможность создания жилищных накопительных  кооперативов в зависимость от внесения соответствующей записи в реестр жилищно-накопительных кооперативов. Думается, что применительно к  саморегулируемым организациям необходимо также предусмотреть такие же правила, как для жилищных накопительных  кооперативов.

Итак, как нами было показано, применительно к некоммерческим организациям в зависимости от их вида и (или) организационно-правовой формы  законодателем установлены различные  правовые режимы государственной регистрации  их в качестве субъектов гражданского оборота. Е.В. Шаклеина отмечает: "...действующая  система регистрации может быть расценена как промежуточный  этап к установлению единой системы  государственной регистрации некоммерческих организаций".9 К такому выводу автор пришел, прежде всего, исходя из того, что для ряда некоммерческих организаций, чья деятельность регулируется одним нормативным актом и цель создания идентична, установлены различные правовые режимы, а это приводит к ряду "практических казусов".

В качестве примера Е.В. Шаклеина показывает различный порядок регистрации  для товарищества собственников  жилья и для жилищных кооперативов, а также для садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов и для иных форм объединения граждан, предусмотренный ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ (ред. от 23.11.2007) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

С 15 декабря 2007 г. ФЗ "О  некоммерческих организациях" действует  в новой редакции (в ред. ФЗ от 29.11.2007 N 278-ФЗ "О внесении изменения  в ст. 1 ФЗ "О некоммерческих организациях"), в соответствии с которой названный  Закон не распространяет свое действие не только на потребительские кооперативы, религиозные объединения, государственные  и муниципальные учреждения, но и  на товарищества собственников жилья, на садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Соответственно для всех этих видов некоммерческих организаций предусмотрен упрощенный порядок их создания как юридических лиц: необходимо представить соответствующие документы для регистрации в качестве юридического лица в налоговые органы, т.е. не требуется получения разрешения на создание со стороны Федеральной регистрационной службы. Однако, как представляется, регистрирующие органы на практике вновь столкнутся с проблемами.

Так, в соответствии со ст. 4 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных  или дачных земельных участков, владения, пользования и распоряжения данными  земельными участками, а также в  целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких  прав, могут создавать садовые, огороднические, дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы или  некоммерческие партнерства. Из названных в ст. 4 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений некоммерческое партнерство отнесено ФЗ "О некоммерческих организациях" к числу организационно-правовых форм, на которые распространяется специальный (особый) порядок их регистрации как юридических лиц (необходимо представить соответствующие документы для получения разрешения на создание в Федеральную регистрационную службу и (или) в ее территориальные органы). Кроме того, как отмечается в юридической литературе, упоминание в ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" трех форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений не означает, что запрещается использовать иные предусмотренные законами формы некоммерческих организаций.10 Отсюда возможна ситуация, когда в одних случаях некоммерческие партнерства, ассоциации, союзы, фонды и т.д. будут проходить упрощенный порядок регистрации, указывая в качестве цели своей деятельности, например, ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства (что не будет соответствовать ФЗ "О некоммерческих организациях"), а в других случаях, при условии указания иной цели в учредительных документах, - специальный порядок регистрации.

Таким образом, порядок регистрации  в настоящее время зависит  не только от организационно-правовой формы некоммерческой организации, но и от ее цели создания, что нередко  приводит к противоречиям в ряде законов. Отсюда можно предположить, что такой различный порядок  регистрации только усложняет и  без того незавидное положение многих некоммерческих организаций в обществе и в экономике. Оптимальным решением следует, на наш взгляд, признать установление единообразной системы регистрации  для всех некоммерческих организаций.

ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Потребительские  кооперативы

 

Потребительским  кооперативом  признается  основанная  на  началах  членства  организация, созданная  для удовлетворения материальных и  иных  потребностей  участников путем  объединения ими имущественных  взносов (п. 1 ст. 116 ГК). К  ним  относятся  жилищные,  жилищно-строительные, дачные,  гаражные,  садоводческие, огороднические, кредитные и др. потребительские  кооперативы, известные российскому  праву еще с начала 20-х  гг. XX столетия. 

В  отличие  от  производственных  кооперативов,  потребительские  кооперативы создаются  не для  совместной  хозяйственной деятельности, основанной  на личном  труде их участников, а для удовлетворения материальных и иных потребностей своих  членов. Поэтому члены потребительского кооператива  не  обязаны  лично  участвовать  в  его  делах,  но  должны  вносить  вклады  в  имущество кооператива.  С  этой  точки  зрения  потребительские  кооперативы  можно  сравнить  с  объединениями капиталов,  тогда  как  производственные  кооперативы  ближе  к  объединениям  лиц.  Вследствие  этого граждане  или  юридические  лица могут одновременно участвовать в нескольких  потребительских  кооперативах, в том числе однородных по характеру деятельности. 

Потребительский  кооператив  создается  по  решению  его  учредителей (членов),  которыми  могут выступать  как  граждане,  так  и  юридические  лица (коммерческие  или  некоммерческие),  если  иное  не предусмотрено федеральным законом.  По общему правилу, граждане вправе быть членами кооператива по достижении 16 лет (п. 2 ст. 26  ГК),  если  иной  возрастной  ценз  не  установлен  федеральным  законом. Например, в  члены жилищно-строительного кооператива  принимаются только совершеннолетние граждане (ст. 114 Жилищного кодекса  РФ). 11

Потребительские кооперативы  не могут создаваться одним учредителем  или состоять из единственного члена. Они должны учреждаться не менее  чем тремя лицами, если иное количество учредителей не определено федеральным  законом. Учредительным документом  потребительского  кооператива  является  устав,  принятый  на  общем собрании учредителей (членов) кооператива.  В предусмотренных  законом случаях кооператив может  иметь в  качестве  второго  учредительного  документа  также  учредительный  договор.  Наряду  с  общими сведениями,  которые  подлежат  включению  в  учредительные  документы  любого юридического лица,  в уставе потребительского кооператива  должны содержаться сведения о размере  и порядке внесения членами кооператива  паевых взносов, о порядке покрытия ими понесенных кооперативом убытков (п. 2 ст. 116 ГК). 

Потребительский  кооператив  обязан  иметь  паевой (уставный)  фонд,  являющийся  минимальной  гарантией  удовлетворения  требований  его  кредиторов.  Паевой  фонд  создается  за  счет  взносов  членов кооператива и к моменту  его государственной регистрации  должен быть оплачен полностью либо в размере, предусмотренном законодательством  для определенного вида кооперативов. Минимальный размер паевого  фонда  также устанавливается законодательством. 

Законом  и  уставом  кооператива  может  быть  предусмотрено  образование  иных  имущественных  фондов, формируемых за счет взносов  его членов. Не исключена возможность  осуществления потребительским  кооперативом  некоторых  видов  предпринимательской  деятельности,  например  сдача  в  аренду неиспользуемого  имущества.  По решению  общего  собрания  членов  кооператива  доходы,  полученные  от такой  деятельности, могут распределяться между членами кооператива или  направляться на общие нужды (п. 5 ст. 116 ГК).  Следует  признать,  что  данная  возможность  противоречит  природе  потребительского кооператива  как некоммерческой организации  и должна быть максимально сужена законодательством. 

По общему правилу, высшим (волеобразующим) органом потребительского кооператива является общее собрание  его  членов.  В  большинстве  случаев  оно  обладает  исключительной  компетенцией  при рассмотрении  вопросов,  определенных  уставом  кооператива,  но также  правомочно  принять  к  своему рассмотрению любой вопрос, касающийся его деятельности. 

Общее собрание формирует  единоличные и коллегиальные  исполнительные (волеизъявляющие) органы кооператива, которые вправе решать все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания. В качестве постоянно действующего коллегиального исполнительного органа в потребительском  кооперативе обычно создается  правление, порядок избрания, состав и компетенция  которого определяются уставом кооператива. Кроме того, в потребительском  кооперативе имеется единоличный  исполнительный орган — председатель. Исполнительные органы потребительского кооператива  формируются из числа  его членов и не могут быть наемными. Деятельность коллегиальных и единоличных  исполнительных органов контролируется ревизором либо ревизионной комиссией, которые не являются органами кооператива. 

Потребительские кооперативы  реорганизуются и ликвидируются  по общим правилам о реорганизации  и ликвидации  юридических  лиц.  Специальным  основанием  их  реорганизации  либо  ликвидации  является полное внесение  членами кооперативов или иными лицами, имеющими право  на паенакопления,  паевых взносов  за  предоставленные им в пользование  объекты: квартиру, дачу, гараж, земельный  участок  и пр. 

Информация о работе Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права