Основные публично-политические права и свободы граждан Российской Федерации и проблемы их реализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части данной статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и значение политических прав 5
1.1. Права и свободы: понятие и значение 5
1.2.Сущность и значение политических прав 8
2. Проблемы реализации некоторых политических прав 12
2.1. Проблемы реализации избирательных прав в Российской Федерации 12
2.2. Право на объединения: основные проблемы реализации 20
2.3. Проблемы реализации права граждан на обращение 24
Заключение 31
Библиографический список 35

Вложенные файлы: 1 файл

четвертая доработка курсовой.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

     Прежде всего следует отметить , что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом и даже служили украшением на фасаде советской власти, их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.

Политические  права и свободы на сегодняшний  день регулируются следующими источниками  права.

Во-первых, это, разумеется, главный источник государственного права – Конституция РФ, принятая в 1993 году. Так свобода мысли, слова  и печати закреплены в ст. 29.

Далее, свобода  объединения (ассоциаций) закреплена в  ст. 30.

Кроме того, свобода  объединений (ассоциаций) регулируется ФЗ «Об общественных организациях».

      Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:

  “Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет” [1]. 

 Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

    В соответствии с положением Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и Факультативного Протокола к нему п. 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет, что “каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты”.

    Защита прав и свобод человека и гражданина во многом определяется обеспечением правовой помощи. В этой связи ст. 48 Конституции РФ закрепляет: “Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно”. В соответствии с этой статьей каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

       Исследователи рассматривают три варианта перспективы развития России в реализации политических прав и свобод граждан: возвращение назад, сохранение создавшейся ситуации и движение вперед, под которым подразумевается движение в европейском направлении, т.е. европейский путь развития страны.

         Политологический анализ и социологические опросы показывают, что в

 России имеются три группы ожиданий или ориентаций. Это ретрограды - те, кто хочет возвращения общества в старое состояние: патерналистское, социалистическое, коммунистическое; те, кто настроен консервативно и кого устраивает нынешняя ситуация; те, кто хочет, чтобы Россия стала европейской страной.

    Поэтому проблема реализации политических прав является в настоящее время актуальной - в отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения.

 

2. Проблемы  реализации некоторых политических  прав

2.1. Проблемы  реализации избирательных прав  в Российской Федерации

Статья 32 Конституции  РФ устанавливает: “Граждане Российской Федерации имеют право участвовать  в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей”.

 Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

1) принимать  участие в ведении государственных  дел как непосредственно, так  и через посредство свободно  выбранных представителей;

    2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление                                                          избирателей;

3) допускаться  в своей стране на общих  условиях равенства к государственной  службе.

 Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

  Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание гражданством РФ).

   В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет.

   Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.                                          

       Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не                                                                                                                                         

существует  никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному  или же психическому состоянию в  полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ним в судебном порядке признается недееспособность - т.е они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

 Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент в местах лишения свободы, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола.

При анализе механизма  народовластия различают две  главные формы

демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы  не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

  Что касается опосредовательного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно прежде всего обратить внимание  на следующее. В ранее действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть  "через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации" (ст.2 Конституции 1978г.).

 В действующей Конституции применена другая формула: "через органы государственной власти". Таким образом, представительные органы государственной власти  уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус “политической основы государства”. Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов .

    При этом  названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

 Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей [15,c.135].

    Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования (“за” или “против”). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур.

Согласно Конституции  Российской Федерации, порядок выборов  Президента и депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом .

  Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.

     Высшим непосредственным выражением власти народа могут считаться только те выборы, которые проведены в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан. Если выборы проведены с соблюдением этих условий, государство обязано обеспечить признание результатов выборов, которое прежде всего выражается в создании гарантий для своевременного начала исполнения обязанностей, вступления в должность избранных депутатов, должностных лиц.

В документе  Копенгагенского совещания Конференции  по человеческому измерению ОБСЕ записано, что государство должно обеспечить, чтобы кандидаты, получившие необходимое число голосов, определенное законом, надлежащим образом вступали в должность и могли оставаться в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом. Это регулируется законом в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Из этого  принципа, закрепленного в Документе Копенгагенского

совещания, вытекают следующие практические последствия. Решение вопроса о признании  выборов недействительными уже  после того, как определен избранный  кандидат, не должно представлять собой  ординарный, без серьезных к тому поводов, способ аннулирования результатов уже состоявшегося волеизъявления избирателей.

Состязательность  в избирательном процессе не может  автоматически переноситься за его  рамки, то есть обжалование результатов  выборов не может рассматриваться  как очередной тур выборов. Признание выборов недействительными может иметь место только в том случае, когда имеются достоверные доказательства, что нарушения, допущенные в ходе выборов и определения их результатов, не позволяют точно установить результаты волеизъявления избирателей. Если же указанные нарушения и их последствия не установлены, кандидату, получившему необходимое число голосов      избирателей, должны быть созданы все условия для его вступления в должность и сохранения его полномочий в дальнейшем.                                          В то же время принцип проведения свободных выборов требует: если в ходе выборов допущены существенные отступления от порядка, установленного законом, последствия которых столь серьезны, что эти выборы невозможно признать свободными, отражающими волеизъявление граждан, государство обязано создать для граждан надлежащие условия для обжалования результатов выборов на предмет признания их недействительными.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право на участие в выборах подразумевает возможность для избирателей требовать от избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение выборов, обеспечения точного учета поданных ими голосов и правильного определения итогов голосования и результатов выборов. Если эти условия не соблюдены, граждане вправе обратиться в суд с требованием защиты и восстановления их нарушенных избирательных прав.

Информация о работе Основные публично-политические права и свободы граждан Российской Федерации и проблемы их реализа