Основные публично-политические права и свободы граждан Российской Федерации и проблемы их реализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части данной статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и значение политических прав 5
1.1. Права и свободы: понятие и значение 5
1.2.Сущность и значение политических прав 8
2. Проблемы реализации некоторых политических прав 12
2.1. Проблемы реализации избирательных прав в Российской Федерации 12
2.2. Право на объединения: основные проблемы реализации 20
2.3. Проблемы реализации права граждан на обращение 24
Заключение 31
Библиографический список 35

Вложенные файлы: 1 файл

четвертая доработка курсовой.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Для регистрации  следует снизить численность обязательного состава политической партии и отменить обязательный характер подтверждения функционирования филиалов в большинстве регионов Российской Федерации (либо предусмотреть определенный статус).

 

2.3. Проблемы  реализации права граждан на обращение

Право на обращение  в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в  ст. 33 Конституции РФ. Это право  граждан может быть реализовано  индивидуально или коллективно. В ранее действовавшей конституции  это право именовалось “право на жалобу”, что во многом сужало возможности граждан на конструктивные обращения в государственные органы. Процедура рассмотрения обращений регламентируется специальными нормативно-правовыми актами общегосударственного и ведомственного характера.

    Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба", "предложение", "заявление". Однако многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения [10,c.136].

    Предложение - это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т.д.

  Заявление - обращение гражданина в государственные органы, ораны местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).

  Жалоба - обращение гражданина в государственные ораны либо органы местного самоуправления  с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц.

Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общест-

венными организациями, в частности, творческие союзы, а  так же учреждения, предприятия и  должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и  интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда  затрагиваются законные интересы группы лиц.

  Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридических лиц) осуществлять обращения  в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность  эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемы в них вопросы.

 Право граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления выступает составной частью народовластия, содержанием которой является непосредственное выражение гражданами и их объединениями своей воли в различного рода посланиях, направляемых в названные органы.

 Право граждан на обращения может рассматриваться не только как личное субъективное право, но и как одна из форм непосредственной демократии. При этом под формами непосредственной демократии понимаются способы непосредственного волеизъявления граждан и их объединений, имеющие целью решение общественно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления решения, контроль за их действиями и внесение корректив в их работу в соответствии с интересами субъектов волеизъявления.

  Право граждан на обращения является элементом обратной связи между

гражданами  и формируемыми ими органами государственной  власти и местного самоуправления и в этом смысле - неотъемлемой составной частью системы представительной демократии.

 Право на обращения входит в систему политических прав и свобод граждан и в этом смысле является органической составной правового статуса гражданина в РФ.

Говоря о  конституционных принципах, применяемых личностью при

реализации  права обращения, имеется в виду и позиция личности, и позиция  государства, и основополагающие начала, на которых строятся отношения между  участниками процесса. Всеобщность, как конституционный принцип, призван раскрыть определение субъекта права обращения.

По буквальному  смыслу статей 22 и 46 Конституции Российской Федерации (с учетом употребления в  них терминов «каждый» и «лицо»), как и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими  положениями главы 2 Конституции Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность, право на судебную защиту, являются личными неотчужденными правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации.

Следовательно, право обращения может быть использовано различными категориями населения страны. Но реализация в достижении личностного интереса будет осложнена, если речь идет о политических правах, или правах, которые не охватываются международным договором России или федеральным законом.

Говоря о  перспективах развития законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о праве гражданина на обращение, следует

отметить развитие института народной инициативы и  право петиций, как

особых форм участия граждан в правотворческой  деятельности.

Думается, что  со временем, в условиях стабильной правовой системы институт петиций в России будет широко применяться на уровне местного самоуправления, как это и произошло во многих западных странах, но и сейчас право подачи петиций занимает важное место на общефедеральном уровне, и потому заслуживает пристального внимания у юристов-теоретиков и законодателей. Отметим лишь, что петиция по своей природе отлична от других видов обращений граждан и ее рассмотрение должно быть выделено в отдельное производство и регулироваться специальным нормативным актом, тем более что реализация данного права может проходить только в коллективной форме.

Одной из наиболее распространенных форм и гарантий участия граждан  в управлении делами государства  являются их обращения в государственные  органы и местное самоуправление. Так, например, с 2008 по 2010 г.г. в администрацию муниципального образования сельского поселения «Кослан» поступило 62 письменных обращений граждан; значительная их часть (35) касалась вопросов благоустройства территории поселения, 15 обращений касалась вопросов социального обеспечения и социальной защиты граждан, по  вопросам денежного обращения было посвящено приблизительно 7 обращений и 5 обращений относилось к вопросам деятельности органов местного самоуправления.

     Вместе с тем обращения - это важное средство реализации и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением. Одной из животрепещущих проблем для граждан остается благоустройство и  обеспеченность жильем . Так, в 2010 году в администрацию по вопросам благоустройства обратилось 25 человек и 3 коллективных обращения.

   Обращения граждан являются существенным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Так, например, при проектировании  строительства на р.Мезень  Лесоперерабатывающего комплекса (ЛПК) остро встала проблема сохранения природы, а также местной живности водных и лесных массивов, т.е сохранения живой природы. Граждане своими коллективными обращениями привлекли внимание общественности Удорского района к этим проблемам, и органами местной власти были приняты соответствующие решения, позволившие сохранить природу р.Мезень.

   Актуальной на сегодняшний день проблема: уклонение чиновников от непосредственного рассмотрения и решения жалоб и вопросов, с которыми к ним обращаются рядовые граждане.

                   Наиболее типичными нарушениями, являются:

   1) перенаправление обращений граждан тем должностным лицам или в те органы, которые некомпетентны принимать решение по поставленным вопросам;

  2) нарушение порядка рассмотрения обращений, не подведомственных адресату, когда вместо того, чтобы перенаправить обращение лицу или органу, уполномоченному его рассматривать, это обращение возвращается заявителю;

   3) уклонение органов и должностных лиц рассмотрения всей совокупности доводов и требований заявителя, когда ответ затрагивает лишь часть доводов, в то время, как нерассмотренные доводы свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов заявителей;

   4) предъявление к обращениям общественных объединений, через которые заявитель обращается в органы власти, не предусмотренного Федеральным Законом требований представить доверенность от заявителя;

  5) неумение должностных лиц и органов власти различать обращения общественных объединений в интересах конкретного лица от обращений, направленных общественными объединениями в общественных интересах;

   6) введение заявителя в заблуждение в части того, что его права могут быть восстановлены только в судебном порядке, при наличии явной возможности внесудебного восстановления нарушенных прав и интересов, принуждение заявителя к использованию судебного способа восстановления своих прав и свобод.

      Обозначение перспектив развития законодательства дело крайне сложное, но есть уверенность, что решение должно строиться не с позиций вчерашнего дня, а с учетом глубокого анализа и требований современных реалий.

        В этом плане определение перспективы развития законодательства Росий-

ской Федерации  и субъектов Российской Федерации  о праве человека и гражданина на обращение означает определение  его универсальных возможностей как потенциального стимула правовых отношений вообще. Вот почему четкое закрепление и регламентация конституционного права на обращение является важной задачей права, а его совершенствование предполагает и совершенствование правовых отношений.

Таким образом, право граждан на обращения в  органы государственной власти и  местного самоуправления выступает составной частью народовластие, содержанием которой является непосредственное выражение гражданами и их объединениями своей воли в различного рода посланиях, направляемых в названные органы.

Право граждан  на обращения может рассматриваться не только как личное субъективное право, но и как одна из форм непосредственной демократии. При этом под формами непосредственной демократии понимаются способы непосредственного волеизъявления граждан и их объединений, имеющие целью решение общественно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления решения, контроль за их действиями и внесение корректив в их работу в соответствии с интересами субъектов волеизъявления.

Право граждан  на обращения является элементом обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления.   

                                     Заключение

       Проведя данное исследование, мы пришли к следующим выводам.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

  Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

   Признание выборов недействительными, отмена решения избирательной комиссии о результатах выборов, признание недействительным избрания кандидата (списка кандидатов) возможны только в случае, если допущенные нарушения избирательного законодательства не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

   При решении судами дел об отмене результатов выборов учет разницы голосов, поданных за кандидатов, получивших наибольшее число голосов,  создает объективные предпосылки для выяснения возможности или невозможности с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Для признания выборов недействительными, отмены решения о результатах выборов требуется доказать, что имевшиеся нарушения повлияли на волеизъявление избирателей таким образом, что и с учетом имеющейся разницы голосов невозможно с достоверностью определить его результаты.

   Убрав право  голоса, так называемого протестного голосования, лишили избирателя выразить свою гражданскую позицию и непосредственное участие в управлении делами государства. К тому же во многих случаях голоса, поданные "против всех", позволяют повышать явку избирателей, обеспечивая возможность признания выборов состоявшимися.

         В связи с этим необходима дальнейшая работа законодателей и право-

применителей о внесении изменений и дополнений в ст. 63 «Бюллетень» Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является решением данной проблемы для проведения свободных, демократических выборов и без ущемления прав избирателей.

     Общественные объединения оказывают большое влияние, им предоставлена свобода действий в политической жизни общества.

       Но всегда ли это так?

  Многочисленные частные примеры доминирования и неправомерных преимуществах партии власти и ущемлениях прав других партий и общественных объединений. Организации поставлены в жесткие рамки по оформлению документации, по афишированию финансирования, по структуре и целям деятельности, по составу и мн. др., которые касаются в первую очередь небольших партий, то есть не партии власти.

Информация о работе Основные публично-политические права и свободы граждан Российской Федерации и проблемы их реализа