Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:28, курсовая работа
Целью исследования является изучение сущности, видов, объектов и субъектов конституционно-правовых отношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и основные виды конституционно-правовых отношений;
- дать характеристику основным субъектам конституционно-правовых отношений;
- изучить основные объекты конституционно-правовых отношений;
К числу других особенностей
конституционно-правовых отношений
нужно отнести переплетение их с
другими правоотношениями в реальных
общественных отношениях. Например, в
ходе выборов возникают
Конституционно-правовые отношения имеют нередко своим объектом самые высокие или достаточно высокие социальные ценности: основные права и свободы человека, целостность государства, суверенитет и т.д.
Таким образом, если максимально кратко сформулировать, в чем сущность конституционно-правовых отношений, то можно сказать следующее: ими является та часть общественно-политических отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются в результате действия норм конституционного права.
Для того, чтобы конституционно-правовые отношения могли возникнуть, недостаточно наличия только норм права - Конституции, конституционных законов и других источников. Необходимо наличие субъекта конституционно-правовых отношений, необходим объект конституционно-правовых отношений, необходимо основание возникновения конституционно-правовых отношений, т.е. элементами конституционно-правовых отношений являются субъекты, объекты и то, что в праве называется юридические факты.5
2. Субъекты конституционно-
Субъекты конституционного
права - это лица, либо органы, либо общественные
формирования, между которыми возникают
конституционно-правовые отношения. Это,
иначе говоря, стороны, между которыми
эти отношения происходят. В отличие
от других отраслей права, скажем, от гражданского
права, конституционно-правовые отношения
никогда не могут возникнуть между
двумя гражданами или, иначе говоря,
физическими лицами. Наиболее характерной
чертой конституционного права является
то обстоятельство, что практически
всегда одним из субъектов выступает
государство. То есть, всегда одним
из субъектов выступает
Классификация субъектов
конституционного права - вопрос достаточно
неоднозначно определенный в науке.
Есть много вариантов классификации
субъектов конституционного права.
Не останавливаясь подробно на всех этих
вариантах, мы предлагаем следующую
классификацию субъектов
Номер два, хотя этот субъект может быть назван и номером один, - это субъект, который в демократическом государстве всегда является источником власти, т.е. народ, нация или избирательный корпус. Эти три термина применяются отдельно, но они могут применяться также и как синонимы, потому что понятие «народ» может быть применено в географическом смысле, не политическом; понятие «нация» может быть применено в этническом смысле; «избирательный корпус» - это специфический термин, обозначающий избирателей. Но, применяя все три определения, мы имеем в виду одно и то же - правоспособные и дееспособные граждане каждого государства, которые принимают активное участие в политической жизни, т.е. это также такой субъект, без которого не может существовать государство, это субъект конституционного права, который обслуживается государством в демократическом обществе.6
К третьей группе субъектов
конституционного права следует
отнести политические партии. Политические
партии в современном мире - это
такой элемент, без которого невозможно
существование государства. Безусловно,
также в качестве субъекта следует
назвать такое общественное формирование,
которое по нашим традициям называется
«общественные организации», на западе
эти общественные формирования, чаще
всего, называются «союзы и ассоциации».
Т.е. это не политические в чистом
виде организации, а организации, которые
принимают участие в
Безусловно, субъектом конституционного
права являются территориальные
образования, такие, как составные
части федеративного
Например, такие единицы, как Андалусия, Галисия, Каталония в Испании.
В качестве субъектов выступают органы местного самоуправления, например, муниципалитеты городов, мэры городов, городские советы. Естественно, они в качестве субъектов выступают редко, но все же такие ситуации бывают. Например, ряд органов местного самоуправления в некоторых государствах образуют верхнюю палату парламента, т.е. избирают членов этой верхней палаты.
В качестве субъекта конституционного
права следует назвать судебные
органы. Судебные органы, безусловно, выполняют
определенные, характерные для них
обязанности, т.е. осуществляют правосудие
в сфере гражданского, уголовного
права. Но в ряде случаев судебные
органы участвуют в государственно-
Следующая группа субъектов
конституционного права очень часто
объединяется одним термином «физические
лица». Хотя этот термин скорее относится
к гражданскому праву, но он иногда
употребляется и в
В некоторых странах субъектом конституционного права выступают религиозные конфессии, как правило, те конфессии, которые являются господствующими в данной стране. Например, в Иране лидером государства, т.е. наиболее важным должностным лицом признается глава господствующей религии. Он носит титул имама (употребляется также термин - факих), и, фактически, это более значительное должностное лицо, чем существующий параллельно и избираемый народом президент страны. В Великобритании главой англиканской церкви является глава государства - монарх. В настоящее время это королева Елизавета II. В Палате лордов есть, так называемые, духовные лорды, т.е. епископы, возглавляющие ряд наиболее известных и значительных церковных приходов.
У субъектов права, обычно, называют такие их характеристики, как правоспособность и дееспособность, т.е. способность иметь права и обязанности и реальная возможность самостоятельно их осуществлять. Категории правоспособность и дееспособность, чаще всего, употребляются в отношении физических лиц. Говоря об органах, чаще применяется термин «компетенция» или «правомочия». Для того, чтобы субъекты любой отрасли права, в том числе конституционного, могли вступать в урегулированные правом отношения, они должны обладать правоспособностью и дееспособностью, либо должны быть наделены определенными полномочиями, обладать компетенцией. То есть, иначе говоря, они должны обладать соответствующим правовым статусом. В тех случаях, когда они необходимым правовым статусом не обладают, это служит препятствием для вступления в конституционно-правовые отношения.
Наиболее важные права
и обязанности, т.е. полномочия, компетенция
государственных органов
Субъектами российского
конституционного права являются возможные
участники общественных отношений,
наделенные правоспособностью и
компетенцией, в силу чего они приобретают
основания реализовывать в
Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).
Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ).
Права образовывать представительные
органы государственной власти, участвовать
в выборах Президента РФ, выражать
свою волю путём референдума относятся
к исключительному ведению
Нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения как между собой, так и с органом государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.
2. Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).
В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего, как носитель правотворческой власти.
Указанные субъекты могут
участвовать в конституционно-
3. Административно-
Административно-
4. Органы государственной
власти и местного
Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.
5. Должостные лица. Субъектами конституционного права являются: Президент РФ, Председатели палат парламента - Федерального Собрания; Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др.
Президент Российской Федерации
является главой государства. Обладая
широкими представительскими, правотворческими,
управленческими полномочиями, он вступает
в отношения с парламентом, правительством,
республиками и другими субъектами
конституционного права. Те отношения,
которые основываются на конституционных
нормах, приобретают форму
6. К субъектам конституционных
правоотношений со специальной
правоспособностью относятся
Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.
7. Политические партии, иные
общественные объединения.
8. Граждане Российской
Федерации, иностранные
Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков.