Особенности мусульманской концепции конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Своеобразие конституционных правоотношений состоит в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Содержание

Введение ………………………………………………………................... 3
Глава 1. Основные формы отношений государства и церкви.……… 8
Конституционное закрепление отношений церкви
и государства………………………………………………………. 12
1.2 Конституционный принцип светского государства в
Российской Федерации…………………………………………… 17
Глава 2. Особенности мусульманской концепции конституционного
права РФ (на примере правового развития Северного Кавказа).… 20
2.2. Характеристика обычного права народов Дагестана………... 23
2.3 Нормативное закрепление религиозных традиций народов
Дагестана………………………………………………………….. 26
Глава 3. Отношения государства с мусульманскими
религиозными организациями…………………………………..… 29
3.1 Тенденции взаимосвязи ислама с государственными
структурами………………………………………………………..
3.2 Противоречия государства и политического ислама ………. 35
Заключение …………………………………………………………. 38 Библиографический список ……………………………….. 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по КП.docx

— 91.57 Кб (Скачать файл)

Можно заключить, что власть сформировалась под преобладающим влиянием взгляда на ислам как преимущественно опасный для России политический фактор. Неслучайно поэтому в центре внимания государства оказалась борьба с исламским экстремизмом и терроризмом, которая к тому же сводится почти исключительно к правоохранительным мерам.

3.2 Противоречия  государства и политического ислама

Северный Кавказ официально считается Меккой террористических банд-формирований и исламских фундаменталистов. Не секрет, что на Кавказе распространены и активно внедряются в сознания молодых людей ортодоксальные идеи ислама, которые не всегда являются истинными. Механизмы  тоже общеизвестны: обычно это  финансирование из некоторых  мусульманских стран (Саудовская Аравия).

Особый интерес представляют инициативы, подразумевающие включение  шариата в действующее российское право и предпринимаемые государственными структурами либо депутатами законодательных  органов.

_________________________________

1.Конституция  республики  Дагестан  п. 5 ст. 81

“Лидером” этого направления  является президент Ингушетии                Р. Аушев, который в 1994 г. своим указом приостановил применение на территории республики статей действовавшего в то время российского Уголовного кодекса относительно ответственности за многоженство и предоставление выкупа за невесту, ссылаясь при этом на местные традиции и демографические проблемы. Позднее в Ингушетии был принят закон о мировых судьях, требующий от этих органов правосудия руководствоваться при вынесении решений традициями и обычаями ингушского народа, а также принципами шариата наряду с российским законодательством. Нетрудно заметить, что такая формулировка подразумевала принципиальную возможность непротиворечия норм шариата указанному законодательству. Однако никаких обоснований такой совместимости ингушскими властями приведено не было, да и сам закон по существу не применялся.1

Политико-правовая культура ислама мало известна россиянам, воспринимающим ислам как духовность и политическую силу, несущую угрозу обществу. Пока еще не сформирована четкая и последовательная позиция государства по отношению  к политико-правовым основам ислама. Государства преимущественно в  лице правоохранительных органов и  силовых структур чаще всего с  опозданием реагирует на политические проявления ислама, воспринимая их как заведомо подозрительные и опасные. Примером этому может служить  наша ситуация в ряде республик Северного Кавказа. Такой ограниченный подход государства к исламу не дает возможность использовать его позитивный политический потенциал.2

___________________________________

1.Зуев Ю.П., Социальные  концепции религиозных объединений  России: первый опыт самоопределения  // Журнал "Государство, религия,  церковь в России и за рубежом". 2010.

2 Магомедов К.М. Ислам как политический фактор сегодняшней России. Опыт Европы. // Политика, государство и право. – Май, 2012 [Электронный ресурс].

Существует и позитивное влияние политики как регулятора политической системы общества  на религиозные общины. Размытые формулировки Конституции Российской Федерации на конституционном уровне закрепили процветание большого количества антиобщественных сект. Вывод: «подлинная демократия требует четкого механизма сдержек и противовесов, эффективного правоприменительного аппарата», − т.е. ограничений, накладываемых конституцией или законом на церковные организации для охраны прав и свобод личности.1

Причина противоречий религии  и политики кроется в различных  подходах на изменения общественной жизни: религии свойственен консерватизм, а политика динамично реагирует  на изменения в обществе. Но это  не правило. Конфликты могут возникать  в зависимости от характера религии. «Народные» конфессии − ислам, иудаизм, индуизм – свои отношения с  политической системой общества выстраивают  на условиях лояльности. Религии «универсальные»: буддизм, христианство, – отдельные  от государства организации −  придерживаются собственной независимости, что зачастую провоцирует конфликты  с государством. Политическая система  общества призвана уравновешивать цели общества с возвышающимися над ним  ценностями всего общества: нивелировать социальные конфликты и предотвращать  угрозы из вне. Результатом такой деятельности политической системы в демократическом общества стала так называемая «гражданская религия», сердце которой – плюрализм.

 

 

_______________________________

1Левчук Д.В. Особенности  взаимоотношения политики и религии.  Электронный журнал «Политика,  государство и право». Январь, 2013.

 

Заключение.

Влияние ислама и мусульманского права на современное государственное  право можно анализировать по-разному. В узком, смысле оно сводится к  внесению в законодательство и к  практической реализации отдельных  принципов и норм, разработанных  средневековыми мусульманскими юристами в рамках отрасли, которую современные  исследователи иногда именуют мусульманским  государственным (публичным) правом. В то же время, рассмотрение данной проблемы с более широких позиций не может ограничиваться только принципами организации государственного аппарата, а должно включать также изучение всех других каналов, по которым исламский фактор воздействует на современное государственно-правовое развитие (в том числе определение с учетом исламских критериев основных направлений деятельности государства, регулирование правового статуса граждан, роль религиозных деятелей в государственной жизни и др.).1 Такой взгляд принимает во внимание и специфику самой мусульманской государственно-правовой теории, которая рассматривает вопросы структуры государства в тесной связи с общей концепцией власти (халифата или имамата) и разрабатывает широкий круг иных проблем, имеющих прямое отношение к политике, демократии, политическому режиму, форме правления.

 В настоящее время истинно мусульманским стало признаваться государство, которое в своем правотворчестве ориентируется не столько на эти принципы, сколько на конкретные предписания шариата. Не случайно в ряде стран был взят курс на возрождение конкретных норм мусульманского

____________________________

1.Сюкияйнен Л.Р. Исламское  право в правовых системах  мусульманских стран: от доктрины  к законодательству // Право. Журнал  Высшей школы экономики. 2/2008

права и их закрепление  в действующем законодательстве. Так, в Иране, Пакистане, Ливии, ЙАР, Судане и некоторых других странах  сфера его действия теперь охватывает не только «личный статус», но и, как  будет показано, уголовное право  и процесс, отдельные виды финансово-экономических  отношений и даже институты государственного права. Подобная практика развития правовых систем ряда рассматриваемых стран  в последние годы вносит известные  коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные  нормы и институты которого, ранее  вытесненные законодательством, заимствующим буржуазные правовые модели, вновь  возрождаются и начинают применяться  на практике.

Социальные последствия  активизации ислама в Российской Федерации носят противоречивый характер:

— позитивный характер имеет  возрастание активности ислама в  области благотворительности и  духовно-нравственного воспитания верующих. Как и другие мировые  религии, ислам в качестве традиционной для России религии (в той мере, в какой он избегает политизации) содействует социальной стабильности, укреплению семьи, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;

— негативный социальный характер имеют последствия активизации  так называемого “политического ислама” в Российской Федерации. Политизация ислама, чуждая традиционному  российскому исламу, порождает угрозу территориальной целостности Российской Федерации, подпитывает исламский  радикализм и экстремизм, отрицает светский характер государства.1

___________________

1. Магомедов К.М. Ислам как политический фактор сегодняшней России. Опыт Европы. // Политика, государство и право. – Май, 2012

Россия не имеет устойчивого  социального иммунитета против исламского экстремизма и наработанных в  новых условиях опыта и практики противостояния ему. Также недостаточно разработаны законодательная база и механизмы правового противодействия. Социальный опыт развития исламского фундаментализма свидетельствует о том, что наиболее эффективной формой противодействия ему может быть поддержка различных форм исторического ислама.1

Российское законодательство содержит положения, в соответствии с которыми религиозное объединение  не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также  не принимает участия в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь (Федеральный закон  “О свободе совести и о религиозных  объединениях”, ст. 4, ч. 5). Усиление государственного контроля за соблюдением этой нормы закона всеми религиозными организациями, в том числе и мусульманскими, могло бы содействовать сдерживанию политизации ислама в Российской Федерации.

После столкновений в мае 1997 года ваххабитов с традиционалистами  в Буйнакском районе Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) направило  правительству Республики Дагестан обращение с требованием законодательного запрета ваххабизма. В августе 1998 года по инициативе ДУМД и ряда других северокавказских муфтиятов для совместной борьбы с ваххабизмом в Назрани был создан Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Кроме Дагестана в нем представлены Духовные управления мусульман (ДУМ) Чеченской Республики, Республики

___________________________________

1.Северный Кавказ: сложности  интеграции. II. Исламский фактор, вооруженное  подполье и борьба с ним  // доклад Международной кризисной  группы, исследующих причины конфликтов  на Северном Кавказе. 25 декабря  2012 (сеть интернет)

Ингушетия, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского  края, Адыгеи, Северной Осетии — Алании.

Федеральный закон “О свободе  совести и о религиозных объединениях” (1997) содержит ст. 14, в которой сформулированы основания для принятия судебного  решения о ликвидации или запрете  религиозной организации. Эти нормы  повторяют соответствующие нормы  Конституции России, предусматривающей  возможность запрета “создания  и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной  розни” (ст. 13), а также Уголовного кодекса и иных актов федерального законодательства. В связи с этим на федеральном уровне уже есть правовые нормы, необходимые для противодействия  религиозному экстремизму и радикализму, в том числе и исламскому. Однако, учитывая местные условия, органы государственной  власти субъектов Федерации вправе конкретизировать эти нормы применительно  к особенностям религиозной ситуации в том или ином регионе.

Российская Конституция  допускает возможность интеграции основ мусульманского права в законодательные акты республик, относя вопросы регулирования межличностных отношений (семейных, трудовых) к области совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это позволяет республикам с преобладающим мусульманским населением принимать по указанным вопросам законодательство, учитывающее отдельные положения мусульманского права. Для мусульман исключительно важно осознавать, что действующее законодательство по крайней мере не противоречит ценностям шариата и основным принципам мусульманского права.

Этот момент необходимо учитывать  при разработке правовых решений  в регионах России с преобладающим  мусульманским населением. В частности, власть здесь только укрепила бы свои позиции в случае обоснования  совместимости принимаемого законодательства с исходными началами мусульманского права. С этой целью при законодательных органах даже могут создаваться консультативные структуры для оценки готовящихся актов с мусульманско-правовых позиций. Предметом  подобного осмысления логично сделать и договоры между федеральным центром и соответствующими субъектами Российской Федерации, которые приобретут дополнительный авторитет, если будет показано их соответствие мусульманскому праву. Целесообразно обратиться к опыту арабских стран, где сложились богатые традиции сравнительного анализа действующего законодательства и международных договоров. 1

Главный фактор, определяющий задачи государства в сфере политической активности ислама, заключается в  том, что именно это направление  имеет первоочередное значение для  власти, поскольку касается общенациональных интересов и проблем политической стабильности и безопасности, в обеспечении  которых государству принадлежит  ключевая роль. В этом отношении  государственная политика не может  оставаться непоследовательной – сводиться  к предоставлению исламу–религии свободы  и в то же время фактически преследовать цель если не исключения, то максимального  ограничения политического участия  ислама, рассматривая его преимущественно  в качестве фактора, угрожающего  конституционному порядку.

Россия может пойти  на внедрение институтов шариата  в сфере гражданского права по обоюдному выбору сторон процесса, исключая его из общегосударственной жизни. Необходимо возрождение институтов адата и их всяческая поддержка, но в плоскости этнографического элемента,

_____________________________________

1. Магомедов К.М. Ислам как политический фактор сегодняшней России. Опыт Европы. // Политика, государство и право. – Май, 2012

 

как некая самоидентификации с выключением из сферы государственного строительства.

Основная задача Конституционной  власти РФ – не вытеснять ислам из политики, а направить его политическую активность и лежащую в основе последней исламскую политическую идеологию в русло, отвечающее интересам России. Это не только обезопасит Россию от возможности столкновения с мусульманским экстремизмом, но и позволит самой влиять на политические события в отношениях с руководством республик, в которых активна позиция ислама. Поскольку речь идет о вопросах, прямо касающихся государства, именно ему надлежит определить точные границы, формы, направления и даже конченые цели политической активности ислама, а также выработать механизм воздействия на нее.

Информация о работе Особенности мусульманской концепции конституционного права