Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:02, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение правового регулирования поставок товаров для государственных нужд в Российской Федерации, практика рассмотрения споров в указанной сфере, а также анализ проблем правового регулирования поставки товаров для государственных нужд.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику правового регулирования поставок товаров для государственных нужд;
- проанализировать особенности заключения договора поставки для государственных нужд и проблемы ответственности сторон.
Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования поставок товаров
для государственных нужд………………….……………………………………..5
1.1 Понятие и значение поставок товаров для государственных нужд…………5
1.2 Особенности субъектного состава поставок товаров для государственных нужд…………………………………………………………………..……………...7
1.3 Источники правового регулирования поставок товаров для государственных нужд……………………………………………………………………..…………..10
Глава 2. Заключение договора поставки для государственных нужд
и проблемы ответственности сторон……………………………………………...12
2.1 Порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд………………………………………………………………………………....12
2.2 Ответственность по договору поставки товаров для государственных
нужд…………………………………………………………………………………19
2.3 Практика рассмотрения споров, связанных с договором поставки товаров для государственных нужд………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список источников и литературы…………………………………………………35
До начала года между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) заключается договор на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. В договоре определяются объемы, ассортимент, качество, порядок закупки и поставки, цены, сроки и порядок расчетов, имущественная ответственность сторон.9
До заключения договоров органами законодательной власти РФ и субъектов РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции устанавливаются виды, размеры и порядок предоставления экономических и иных льгот для товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, стимулирующих закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Такими льготами, в частности, являются льготы по налогообложению, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях и другие конкретные льготы, определяемые договором. Товаропроизводитель (поставщик), не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательства, содержащиеся в договоре, может быть лишен полностью или частично права на получение таких льгот.
Государственный заказчик вправе отказаться полностью или частично от закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, предусмотренных договором, в случае, когда необходимость в продукции данного вида отпала. При этом сельскохозяйственному товаропроизводителю полностью возмещаются причиненные по вине государственного заказчика убытки, если иное не установлено договором.10
Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ гарантируют закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по заключенным договорам у товаропроизводителей (поставщиков) и перерабатывающих сельскохозяйственное сырье организаций. Для этого Правительство РФ ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливает гарантированные закупочные цены. Гарантированные цены должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.
2.2 Ответственность по договору поставки товаров для государственных нужд
Покупатель имеет право отказаться от выданных ему товаров и от заключения договора при условии, что он известит о своем отказе орган, выдавший извещение о прикреплении, а также поставщика в двадцатидневный срок с момента получения извещения о прикреплении.
Поставщик также вправе выразить свое несогласие с доведенным до него извещением о прикреплении, но только в случаях, когда предусмотренное извещением количество подлежащих поставке товаров превышает принятый им от государственного органа заказ на поставку товаров для государственных нужд, а также при отсутствии централизованно регулируемых материальных ресурсов или по мотиву несоответствия товаров, указанных в извещении о прикреплении, специализации и профилю деятельности поставщика. При несогласии с извещением о прикреплении поставщик должен в двадцатидневный срок обратиться в орган, регулирующий поставки по месту нахождения поставщика, с заявлением об аннулировании или изменении извещения о прикреплении. Орган, регулирующий поставки, должен рассмотреть такое заявление поставщика и в случае его обоснованности переоформить извещение о прикреплении соответствующего покупателя к другому поставщику, а также обеспечить принятие последним переоформленного извещения о прикреплении.11
При нарушении поставщиком порядка и срока выражения своего несогласия с доведенным до него извещением о прикреплении данное извещение считается принятым к исполнению В дальнейшем поставщик не имеет права отказаться от заключения договора с покупателем, указанным в извещении о прикреплении.
В тех случаях, когда государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд предусмотрено, что эта поставка осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному заказчику либо указанным им конкретным получателям (по отгрузочным разнарядкам государственного заказчика), отношения, складывающиеся между сторонами государственного контракта в процессе его исполнения, не отличаются спецификой и регулируются нормами о договоре поставки.
При поставке товаров покупателям, с которыми поставщиком (исполнителем) в соответствии с государственным контрактом заключены договоры поставки, особенность заключается в том, что по общему правилу обязанность оплаты поставленных товаров возлагается не на государственного заказчика, а на покупателя, получившего товары.
Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров (ст. 532 ГК РФ).
Определенными особенностями отличаются последствия неисполнения государственным заказчиком обязанности по возмещению поставщику (исполнителю) убытков, причиненных в связи с исполнением последним государственного заказа, принятие которого было для поставщика (исполнителя) обязательным. Такие убытки должны быть выплачены государственным заказчиком в срок не позднее тридцати дней со дня передачи поставщиком (исполнителем) товаров, предусмотренных государственным контрактом.
Нарушение государственным заказчиком этой обязанности дает поставщику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать от госзаказчика возмещения дополнительных убытков, вызванных расторжением государственного контракта. В таких случаях поставщик (исполнитель) вправе также отказаться и от исполнения договоров поставки товаров для государственных нужд, заключенных на основании государственного контракта с конкретными покупателями.
Государственный заказчик вправе отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, лишь при условии возмещения причиненных этим убытков как поставщику-исполнителю, так и покупателям по договорам поставки, которые были изменены или расторгнуты в силу отказа государственного заказчика от соответствующих товаров.12
Одной из существенных особенностей отношений по поставке для государственных нужд является правило, предусматривающее обязанность государственного заказчика возмещать поставщику (исполнителю) убытки, причиненные последнему в связи с выполнением государственного контракта (п. 2 ст. 527, п. 1 ст. 533 ГК РФ).
В указанных статьях ГК РФ законодатель использует ключевые понятия гражданского права - «убытки» и «возмещение убытков». Нужно учитывать, что понятие убытков в гражданском праве выражает определенный, специфический смысл, не совпадающий с тем, который придается ему другими науками или хозяйственной практикой. Убытки - это денежное выражение неблагоприятных имущественных последствий нарушения субъективных гражданских прав, проявляющееся в том, что имущественная сфера лица, которому убытки причинены, уменьшилась (или уменьшится в будущем), либо не увеличилась, хотя определенно могла бы увеличиться.
Убытки могут выражаться как в произведенных расходах, так и в неполученных доходах. Для отечественного гражданского права характерно выделение в составе убытков реального ущерба и упущенной выгоды. При этом реальный ущерб включает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества. Реальный ущерб характеризуется уменьшением (реальным или неизбежным в будущем) имущественной сферы потерпевшей стороны. Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Упущенная выгода отражает тот факт, что наличное имущество кредитора не увеличилось, хотя могло бы увеличиться.
С гражданско-правовой точки зрения, возмещение убытков - основная (общая) форма гражданско-правовой ответственности. Нормативно это нашло закрепление главным образом в ст. 15 и 393 ГК РФ, положения которых продолжены и конкретизированы в целом ряде других норм гражданского законодательства.
Поскольку возмещение убытков является формой гражданско-правовой ответственности, ему свойственны все черты и особенности последней.
В случаях, когда государственный контракт заключается в обязательном порядке, понуждение поставщика к его заключению можно оценивать как действия, связанные с нарушением субъективного гражданского права, вытекающего из основополагающего принципа свободы договора, - права на свободное решение вопросов о необходимости и целесообразности заключения договора, о выборе контрагента по договору и т. д. Однако понуждение к заключению договора, в том числе государственного контракта, не может рассматриваться как противоправное, не соответствующее нормам гражданского законодательства, поскольку предусмотрено законом. Следовательно, и в этом случае возмещение убытков государственным заказчиком поставщику при выполнении государственного контракта нельзя расценивать как форму гражданско-правовой ответственности.
Однако возмещение убытков поставщику при выполнении государственного контракта оценивается в литературе и с иных позиций. Так, Д.Ю. Борисов считает, что «в данном случае ответственность государственного заказчика не основана на нарушении им договора, хотя и связана с его исполнением. Из п. 2 ст. 527 и ст. 533 ГК можно заключить, что ответственность носит здесь внедоговорный характер».13 С этим мнением трудно согласиться, если учесть, что возмещение убытков в рассматриваемом случае вообще не носит характера гражданско-правовой ответственности.
Вызывает сомнение корректность использования законодателем понятия, традиционно обозначающего форму гражданско-правовой ответственности для отношений, не отвечающих необходимым признакам последней. Для того чтобы подчеркнуть юридическое различие возмещения убытков поставщику при выполнении государственного контракта от возмещения убытков как формы ответственности, необходимо использовать в данных случаях иной термин, например, «компенсация убытков».
Учитывая, что возмещение убытков поставщику в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 527 и п. 1 ст. 533 ГК РФ, нельзя рассматривать как форму гражданско-правовой ответственности, возникает вопрос о возможности применения к таким отношениям норм гражданского законодательства, регулирующих отношения, связанные с ответственностью, в том числе ст. 15 и гл. 25 ГК РФ, посвященную ответственности за нарушение обязательств.
Статья 15 ГК РФ, являясь центральной в гражданско-правовом регулировании вопросов, относящихся к правовой ответственности, определяет понятие и состав убытков.
Согласно пункту 2 ст. 527 ГК РФ поставщику должны быть возмещены все убытки, которые могут быть ему причинены в связи с выполнением государственного контракта. Следовательно, по своему содержанию убытки, упоминаемые в ст. 527, 533 ГК РФ, могут выражаться как в форме реального ущерба, так и упущенной выгоды. Поскольку при возмещении убытков в связи с выполнением государственного контракта существует объективная необходимость в определении размера и состава убытков, причиненных поставщику, ст. 15, очевидно, должна применяться к рассматриваемым отношениям, несмотря на то обстоятельство, что значение убытков, упоминаемых в ст. 527 и 533 ГК РФ, не совпадет с обычным гражданско-правовым их пониманием.
Также подлежат применению к отношениям, связанным с возмещением убытков при выполнении государственного контракта, и некоторые положения гл. 25 ГК РФ. Например, в соответствии со ст. 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков либо не принял разумных мер к их уменьшению. Возможность ситуации, при которой поставщик при поставке товаров для государственных нужд может содействовать увеличению убытков, связанных с выполнением государственного контракта, либо не принимать мер к их уменьшению, не вызывает сомнения.
В гражданском праве принятие мер к уменьшению убытков является одной из обязанностей кредитора. Она предусматривает для потерпевшей стороны принятие всех необходимых и доступных ей мер для уменьшения убытков. Может ли при таком положении вещей государственный заказчик ссылаться на ст. 404 ГК РФ для уменьшения размера убытков, подлежащих возмещению поставщику согласно п. 2 ст. 527 и п. 1 ст. 533 ГК РФ? Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать, что правила ст. 404 ориентированы на гражданско-правовую ответственность не с точки зрения характера и размера отрицательных последствий для должника, а с позиций характера и размера блага, получаемого кредитором. Поскольку правило об уменьшении размера возмещения убытков связано в данном случае с действиями стороны, имеющей право на такое возмещение (поставщика), а не обязанной стороны (государственного заказчика), существует и теоретическая, и практическая возможность применения ст. 404 ГК РФ к отношениям, связанным с возмещением убытков государственным заказчиком поставщику при выполнении государственного контракта.14
Нормативной основой для этого может служить, во-первых, ст. 6 ГК РФ, предусматривающая применение гражданского законодательства по аналогии; во-вторых, ст. 10 ГК РФ, устанавливающая общее правило о недопустимости злоупотребления правом в какой-либо форме, в том числе путем увеличения размера убытков, подлежащих возмещению.
Однако необходимо учитывать, что применение положений гражданского законодательства об ответственности к отношениям, связанным с возмещением убытков государственным заказчиком поставщику при выполнении государственного контракта, не меняет сути рассматриваемых отношений и не придает им характера гражданско-правовой ответственности.
Вопрос о том, применяется ли правило о возмещении убытков при выполнении государственного контракта только к случаям обязательного заключения государственного контракта или его правильнее оценивать более широко, не является таким однозначным, как это представляется на первый взгляд.
Исходя из буквального толкования норм ст. 527 и 533 ГК РФ, можно сделать вывод, что обязанность государственного заказчика по возмещению убытков поставщику предусмотрена лишь для случаев, когда государственный контракт, в соответствии с действующим законодательством, заключается в обязательном порядке. Так, пункт 2 ст. 527 указывает, что обязательное заключение государственного контракта должно быть связано для государственного заказчика с возмещением убытков, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного контракта. При этом любое другое упоминание в § 4 гл. 30 ГК РФ рассматриваемого случая возмещения убытков (например, п. 3 ст. 527, п. 1 ст. 533 ГК РФ) отсылает именно к положениям п. 2 ст. 527 ГК РФ.
Информация о работе Особенности поставок товаров для государственных нужд