Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 13:30, курсовая работа
Актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, которые и будут составлять тот самый каркас государства не просто на словах, а на деле, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в этой стране.
Целью настоящей работы ставилось исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка выработки рекомендаций по совершенствованию мер социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации.
Основной задачей же данной работы является рассмотрение особенностей социальной защиты государственных служащих во время прохождения и завершения государственной службы.
Введение 3
Глава I. Государственная служба в российской федерации. 5
1.1 Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации. 5
1.2 Правовые основы государственной службы, статус государственного служащего. .11
Глава II. Правовое регулирование социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации ………… .18
2.1 Принципы социальной защиты государственных служащих 18
2.2 Особенности социальной защиты государственных служащих различных видов государственной службы во время прохождения и по завершению службы. 32
Заключение 38
Список использованных источников 40
Следует сказать еще об
одном социально значимом ограничении,
которое реализует принцип
Кроме законодательно закрепленных ограничений, на государственной службе существуют к тому же перегрузки, связанные с ненормированным характером труда, то есть занятостью во внеслужебное время, а также жесткостью требований, предъявляемых в административной иерархии. Причем нагрузка и требования к государственному служащему возрастают с продвижением его вверх по служебной лестнице.
Как показали исследования, “подавляющее большинство государственных служащих работает сверхурочно (до 90 процентов) . При этом основная часть опрошенных (60 процентов) выполняет эти работы постоянно. В ряде министерств и ведомств их число достигает 77 процентов, а среди руководителей департаментов и управлений - до 86 процентов”.22
В связи с этим
компенсационные меры
В качестве примера приведем статью 29 Закона РСФСР “О милиции” от 18.04.1991 №1026-1: “Все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.
В случае гибели сотрудника
милиции в связи с
При получении сотрудником
милиции в связи с
В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, заключивших с милицией договоры.
Ущерб, причиненный имуществу
сотрудника милиции или его близким
в связи со служебной деятельностью
сотрудника милиции, возмещается в
полном объеме из средств соответствующего
бюджета с последующим
Социальные ожидания государственных
служащих, как уже отмечалось ранее,
связаны с удовлетворением
Так, в Германии эта система предлагает более 20 видов семинарских программ по вопросам управления.
Во Франции “верхним звеном” является Национальная школа государственного управления. “Среднее звено” подготавливается в Политехнической школе и пяти региональных институтах государственного управления. Сложилась практика стажировок государственных служащих в смежных ведомствах. Вся система стимулирует государственного служащего к повышению квалификации: участие в программах обучения дает дополнительные баллы при аттестации, повышает шансы занять очередную вакансию.
В США обучение и повышение квалификации считается личным делом государственных служащих, но при этом существуют льготы для желающих получить специальное высшее образование или ученую степень - предоставление дополнительных отпусков и уменьшение налогообложения на сумму затрат на обучение (до 2 тысяч долларов) .
В Российской Федерации также
создана система
Социальная защита государственных служащих включает в себя и нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности.
“Нейтрализация факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности - это, прежде всего, работа по сближению индивидуальных (частных) интересов служащих с интересами службы, защита от неправомерных действий вышестоящих руководителей, обеспечение гигиены труда, способствование решению бытовых проблем”.23
(жилищных проблем, обеспечение транспортом и связью, решение вопросов воспитания и обучения детей и так далее) . Так, мы уже указывали ранее на необходимость создания примирительных (защитных) процедур и органов для защиты прав государственных служащих. К сказанному можно добавить, что представляется интересным опыт США, где в законе о реформе гражданской службы детально расписаны дисциплинарные меры, которые должны применяться против руководителей, нарушающих принцип “системы заслуг” при прохождении чиновниками службы.
Государство для нейтрализации неблагоприятных факторов должно помогать государственному служащему в решении различных бытовых проблем, как то: создании нормальных условий труда, обеспечении хорошо отапливаемыми, освещенными, правильно спланированными помещениями, транспортом, связью, автоматизации и научной организации труда.
Важнейшим направлением реализации социальной защиты государственных служащих является законодательное закрепление защитных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.
В Российской Федерации правовая основа социальной защиты государственных служащих установлена федеральным законом.
Статья 15 Федерального закона
об основах государственной службы
гарантирует государственному служащему:
условия работы, обеспечивающие исполнение
им должностных обязанностей; денежное
содержание и иные выплаты, предусмотренные
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов федерации; ежегодный
оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание
его и членов семьи, в том числе
после выхода его на пенсию; переподготовку
(переквалификацию) и повышение квалификации
с сохранением денежного
Положение о федеральной
государственной службе, утвержденное
Указом Президента Российской Федерации
от 22.12.1993 №2267, прямо устанавливает
принцип социальной защищенности государственных
служащих, согласно которому им создаются
необходимые условия для
В течение нескольких последних
лет был принят также ряд законодательных
актов, в которых с той или
иной стороны и с определенной
степенью полноты решены многие вопросы
социальной защищенности федеральных
государственных служащих: законы о
прокуратуре, милиции, об органах государственной
безопасности, налоговой полиции, о
защите должностных лиц федеральных
органов государственной
Кроме того, проблемы социальной
защищенности федеральных государственных
служащих нашли свое отражение в
указах Президента Российской Федерации
“Об утверждении Положения о
проведении аттестации федерального государственного
служащего” от 09.03.1996 №353, “Об утверждении
Положения о проведении конкурса
на замещение вакантной
Проанализировав вышеупомянутые
законы и нормативные правовые акты
федеральных органов
В соответствии с конституционно-правовым
принципом разделения властей государственная
служба может быть подразделена на
службу в органах представительной,
исполнительной и судебной власти.
За этими рамками остается служба
как профессиональная деятельность
в органах прокуратуры, которая
также должна быть (и является по
существу) государственной. В Федеральном
законе «Об основах государственной
службы РФ» и в Положении о
федеральной государственной
Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и т.д. Правовое регулирование этих и других специализированных видов государственной службы характеризуется системностью, охватывая службу в органах всех уровней или службу в соответствующих отраслях (сферах) в целом.
В специальной литературе общепризнано подразделение государственной службы на два вида: гражданскую (например, служба в государственных органах РФ и ее субъектов, в администрации области) и милитаризованную (например, военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспасательная служба). Гражданская служба может быть общефункциональной — это осуществление общих, традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации области, ее отделах и департаментах, в министерствах, государственных комитетах, комитетах и т.д.); специальной — это реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например, судейская, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте, деятельность государственного нотариуса) Гражданская служба и милитаризованная могут включать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функции и особой внутриотраслевой компетенции.