Особенности участия прокурора в рассмотрении дел судами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Обеспечение доступности судебной защиты предполагает наличие организационно-правовых гарантий. В частности, речь должна идти как о достаточном количестве представителей, так и о качестве профессиональной юридической помощи. В плане доступности судебной защиты не теряет своей актуальности участие прокурора, защищающего чужие интересы, в гражданском и арбитражном процессе.
Надзирая за исполнением законов, прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, а также применяет иные меры прокурорского реагирования.
Осуществляя правозащитную деятельность, прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Правовая основа участия прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве………………………………………………………………8
1.1 Деятельность и задачи прокуратуры в судопроизводстве……………..8
1.2 Правовой статус прокурора в гражданском и арбитражном процессе….13
1.3 Проблемные аспекты процессуального положения прокурора…………21
Глава 2 Полномочия прокурора в гражданском и арбитражном процессе..28
2.1 Права и обязанности прокурора как лица, участвующего в деле……28
2.2 Формы участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе…37
2.3 Участие прокурора с целью дачи заключения………………………….45
Глава 3 Особенности участия прокурора в рассмотрении дел судами……
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 3.docx

— 96.77 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1 Правовая основа участия прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве………………………………………………………………8

1.1 Деятельность и задачи  прокуратуры в судопроизводстве……………..8

1.2 Правовой статус прокурора  в гражданском и арбитражном  процессе….13

1.3 Проблемные аспекты  процессуального положения прокурора…………21

Глава 2 Полномочия прокурора в гражданском и арбитражном процессе..28

2.1 Права и обязанности прокурора как лица, участвующего в деле……28

2.2 Формы участия прокурора  в гражданском и арбитражном процессе…37

2.3 Участие прокурора с целью дачи заключения………………………….45

Глава 3 Особенности участия прокурора в рассмотрении дел судами……

Заключение……………………………………………………………………..

Библиографический список……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение доступности  судебной защиты предполагает наличие  организационно-правовых гарантий. В  частности, речь должна идти как о  достаточном количестве представителей, так и о качестве профессиональной юридической помощи. В плане доступности  судебной защиты не теряет своей актуальности участие прокурора, защищающего  чужие интересы, в гражданском  и арбитражном процессе.

Надзирая за исполнением  законов, прокурор опротестовывает  противоречащие закону правовые акты, а также применяет иные меры прокурорского  реагирования.

Осуществляя правозащитную  деятельность, прокурор рассматривает  и проверяет заявления, жалобы и  иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и  пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению  к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В современной России прокуратура  – специальный государственный  независимый правоохранительный орган, составляющий единую федеральную централизованную систему, с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору страны. Ее основная функция  – осуществлять от имени Российской Федерации надзор и контроль за точным и единообразным исполнением  действующих на ее территории законов  всеми физическими и юридическими лицами, а также государственными органами.

Прокурорский надзор служит обеспечению правильного единообразного понимания и применения российских федеральных законов.

В соответствии с концепцией судебной реформы прокурор утратил  функцию надзора за деятельностью  судов по осуществлению правосудия, что является одним из проявлений конституционного принципа независимости  судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону статья 120.

Объективные потребности  российского общества, уровень правосознания  и правопорядка в стране объясняют  необходимость сохранения единой централизованной системы прокурорского надзора  за законностью. Таким образом, судебный контроль за законностью дополняется надзорной функцией прокурора за законностью, от чего общество только выигрывает.

Кроме надзорных функций  законодатель возложил на прокуратуру  и участие в рассмотрении дел  судами. Одна из предусмотренных Законом о прокуратуре мер реагирования прокурора – обращение в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд для защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина. «Однако законодательная регламентация порядка и оснований такого обращения вызывает вполне обоснованные возражения у научной общественности и прокурорских работников». 1

Проблема заключается  в ограничении действующим законодательством (статья 27 Закона о прокуратуре и статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) круга субъектов, в защиту которых прокурор вправе обратиться в суд. «Ограничение права прокурора на обращение в суд в защиту прав и свобод граждан, а также неопределенность формулировки статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса нередко приводят на практике к отказу судом прокурору в приеме заявления».2

Таким образом, действующее  гражданско-процессуальное законодательство и законодательство о прокуратуре  порождают множество проблем  в реализации прокуратурой своих  правозащитных функций.

В России именно прокуратура  с ее централизованной системой способна и должна обеспечивать в публичной  сфере и точное применение законов, и единство законности, и неотвратимость ответственности за любое нарушение закона путем использования процессуально-правовых процедур, каковыми являются, в том числе гражданское и арбитражное судопроизводства.

Как справедливо отмечено М.С. Шакарян, «в современных российских условиях, когда государство не может обеспечить реализацию конституционного положения о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в предусмотренных законом случаях – бесплатно, ограничение участия прокурора, осуществляющего правозащитную функцию в гражданском судопроизводстве, преждевременно».3

Следует отметить и то, что не прекращаются научные споры относительно роли и пределов участия прокурора в арбитражном процессе. Дискуссионность данного вопроса обусловлена особенностями развития судопроизводства и прокуратуры в России. Изменение принципов правового регулирования, расширение диспозитивных начал арбитражного процесса, становление принципа состязательности и равноправия сторон вызывает необходимость изменения статуса прокуратуры в системе органов государственной власти в целом и правового положения прокурора в арбитражном процессе в частности.

Все перечисленные факты  и определяют актуальность работы. Актуальность исследованию придает  и тот факт, что в настоящее  время разрабатывается проект новой  редакции Федерального закона «О прокуратуре», а значит, проблемы установления пределов полномочий прокурора в гражданском  и арбитражном процессе приобретают  новое звучание.

Объектом данного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих по поводу участия прокурора  в гражданском и арбитражном  процессе.

Предмет исследования –  нормы Конституции Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации и  других законодательных актов и  подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующие участие прокурора  в гражданском и арбитражном  процессе; а также публикации по теме исследования и судебная практика.

Цель работы – анализ правового института участия  прокурора в гражданском и  арбитражном процессах. А так  же охарактеризовать изменения действующего законодательства регулирующего правовой статус прокурора.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть правовую природу участия прокурора в судах общей юрисдикции и арбитражном суде;
  2. обозначить пределы участия прокурора в гражданских и арбитражных процессах;
  3. определить основания и цели участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе;
  4. выявить проблемные аспекты процессуального положения прокурора;
  5. рассмотреть полномочия прокурора как участника гражданского и арбитражного судопроизводства;
  6. исследовать формы участия прокурора в суде первой инстанции;
  7. проанализировать особенности участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе.

В настоящей дипломной  работе использовались работы авторов, в которых рассмотрены вопросы, касающиеся правовой основы участия  прокурора в гражданском и  арбитражном процессах.

Теоретической базой работы послужили исследования ученых правоведов: Н.Г.Александрова, С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, А.Я. Берченко, В.В.Борисова, Н.Н. Вопленко, Ю.А.Денисова, Ю.П.Еременко.

 

 

Глава 1 Правовая основа участия прокурора в гражданском  и арбитражном судопроизводстве

1.1 Деятельность  и задачи прокуратуры в судопроизводстве

Согласно Конституции  Российской Федерации статье 129 прокуратура  представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется федеральным  законом. Таким законодательным  актом федерального уровня является Закон Российской Федерации «О прокуратуре  Российской Федерации», которым устанавливается, что прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской РФ и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации  представляет собой единую федеральную  централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации. Прокуратура  Российской Федерации выполняет  и иные функции, установленные федеральными законами.

Основные принципы организации  прокуратуры РФ сформулированы в  Конституции Российской Федерации, в главе 7 «Судебная власть», хотя прокуратура не является органом судебной власти. Вместе с тем среди всех других государственных органов, прокуратура действительно по своей правовой природе больше всего примыкает к суду, поскольку прокурорская деятельность по своим целям близка судебной деятельности.

В системе государственных  органов именно суд и прокуратура  наделены наиболее широким комплексом полномочий, предназначенных для выполнения сформулированной в статье 2 Конституции РФ обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Определяя смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина согласно статье 18 Конституции Российской Федерации обеспечиваются правосудием. Вместе с тем они же в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» являются основной целью прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.

Таким образом, деятельность прокуратуры представляет собой  специфический вид государственной  деятельности по осуществлению от имени  Российской Федерации надзора: за соблюдением  Конституции и исполнением законов  на территории Российской Федерации; соответствием  правовых актов органов и должностных  лиц законам; соблюдением прав и  свобод граждан. На органы прокуратуры  возложена задача по охране и защите частных и публичных интересов. Представителем этой защиты выступает  прокурор.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций, прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; использует предоставленные ему полномочия по предупреждению и пресечению выявленных нарушений.

Важным направлением в  деятельности прокуратуры, способствующим повышению доступности судебной защиты для граждан, является разъяснение  заинтересованным лицам порядка  защиты их прав и свобод. Такая разъяснительная  работа предполагает, в том числе  и ознакомление лиц, нуждающихся  в средствах судебной защиты, с  правилами обращения в суд. В  случаях, предусмотренных федеральным  законом, прокурор при выявлении  фактов нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина сам обязан обратиться в суд с соответствующим требованием.

Среди различных функций  прокуратуры особое место занимает ее участие в рассмотрении дел  судами. «Своеобразие этой функции  заключается в том, что прокуратура  не осуществляет надзора за судебной деятельностью и, не покушаясь на самостоятельность, независимость, объективность судебной власти, обращается к ней как к инструменту защиты прав и интересов тех лиц, которые, по мнению прокуратуры, в этом нуждаются».4

Так, в части 4 статьи 27 Закон  Российской Федерации «О прокуратуре  Российской Федерации» указывается, что  в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 декабря 2003 г. № 51, «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» прокуроры должны активно использовать предоставленное частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.5

Формы участия прокурора  в гражданском процессе определены в статье 45 Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации, согласно которой прокурор в соответствии с процессуальным законодательством  Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело при наличии оснований, предусмотренных законом. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются также  процессуальным законодательством  Российской Федерации.

Формы участия прокурора  в арбитражном процессе определены в статье 52 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. Прокурор является лицом, участвующим в деле при рассмотрении экономических  и иных споров в арбитражном процессе.

Прокурор относится к  той группе лиц, участвующих в  деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела. Прокурор вправе обратиться с иском  в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов. Участие прокурора характеризуется  защитой не собственных, а интересов  других лиц, и одновременно государства  и общества.

Информация о работе Особенности участия прокурора в рассмотрении дел судами