Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена также тем, что в настоящее время в нашей стране идет серьезная борьба с коррупцией. Поэтому от того, какие меры ответственности установлены для виновных в правонарушениях органов и должностных лиц, как организованная система контроля и надзора за их деятельностью, зависит успех в антикоррупционной борьбе.
Цель данной работы – формирование на основе теоретического анализа целостного представления об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и контроль за их деятельностью.
Введение…………………………………………………………………..6
I. Теоретические и исторические аспекты ответственности в муниципальном праве
1.1 Развитие местного самоуправления в России………………………………… 8
1.2 Общие положения об ответственности органов и должностных лиц
местного самоуправления………………………………………………………….10
1.3 Виды ответственности органов и должностных лиц местного
самоуправления…………………………………………………………………….11
II.Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления в РФ
2.1 Государственный контроль за деятельностью органов местного
самоуправления……………………………………………………………………..22
2.2 Общественный контроль за деятельность органов и должностных лиц
местного самоуправления………………………………………………….......... ..25
3.3 Внутренний контроль в органах местного самоуправления………………....27
III. Проблемы и перспективы совершенствования законодательства
в муниципальном праве РФ..……………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..…36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. Теоретические и исторические аспекты ответственности в муниципальном праве
1.1 Развитие местного самоуправления в России………………………………… 8
1.2 Общие положения об ответственности органов и должностных лиц
местного самоуправления…………………
1.3 Виды ответственности органов и должностных лиц местного
самоуправления………………………………………
III. Проблемы и перспективы совершенствования законодательства
в муниципальном праве РФ..……………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..…
ВВЕДЕНИЕ
Органы местного самоуправления и должностные лица, муниципальные служащие фактически представляют собой связующее звено между населением и государственной властью Федерации и региона, непосредственно осуществляющая функции публичной власти в отношении граждан. Поэтому от того, насколько качественно, четко, слаженно и эффективно действуют муниципальные власти, зависти степень доверия, авторитета, легитимности всего государственного механизма.
Актуальность темы обусловлена также тем, что в настоящее время в нашей стране идет серьезная борьба с коррупцией. Поэтому от того, какие меры ответственности установлены для виновных в правонарушениях органов и должностных лиц, как организованная система контроля и надзора за их деятельностью, зависит успех в антикоррупционной борьбе.
Цель данной работы – формирование на основе теоретического анализа целостного представления об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и контроль за их деятельностью.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить общие
положения об ответственности
органов и должностных лиц
органов местного
- определить виды
- рассмотреть организацию
контроля и надзора за
- выявить проблемы и перспективы совершенствования законодательства РФ,
Объект изучения – органы и должностные лица органов местного самоуправления.
Предмет изучения – ответственность органов должностных лиц местного самоуправления как институт муниципального права и контроль за их деятельностью.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении научного знания по рассматриваемой теме.
Практическая
значимость заключается в
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРАВЕ
1.1 Развитие местного самоуправления в России
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов которые не являлись постоянными органами. По Конституции России 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией России 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно и местными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.
К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления.
Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями), однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая закончилась к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу.
На разных этапах развития местного самоуправления их органы и должностные лица несли различные виды ответственности. На одних этапах развития местного самоуправления ответственность их органов и должностных лиц была «условной» или «абсолютной», например, в средние века.
Таким образом, в отличие от советской правовой системы, в которой муниципальные образования считалось частью единой системы государственных органов, ныне действующее российское законодательство, рассматривает муниципальное образование как самостоятельный и равноправный субъект государственно-правовых и гражданско-правовых отношений.
1.2 Общие положения об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
В современном правовом обществе для поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов, помимо организационных мер, используются и правовые средства с возможностью применения мер принуждения. Неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона. Юридическая ответственность - один из основных институтов, опосредующих охранительную функцию права.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности служат обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.
На современном этапе развития российской государственности в ее правовой системе наряду с известными четырьмя традиционными видами юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной) существует и пятый вид юридической ответственности, а именно государственно-правовая (и ее подвид – муниципально-правовая ответственнсть), которую несут субъекты государственно-правовых отношений, каковыми являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования и их органы власти2.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления (исходя из субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления отвечают за свои действия):3
1) перед населением муниципального образования;
2)перед государством;
3) перед физическими и юридическими лицами.
Такая иерархия закрепления
ответственности органов
Основой юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами является конституционная норма, обязывающая органы власти, граждан и их объединения соблюдать Конституцию и законы (ст. 15), соответствующие нормы законодательства о местном самоуправлении.
Невыборные органы местного самоуправления
(отделы, управления, комиссии, администраций,
секретариаты, советы и т.п.) являются
структурным подразделениями
Работники органов муниципальных образований, не являющиеся должностными лицами, и их невыборные (назначаемые) должностью лица состоят на муниципальной службе или выполняют работу по трудовому договору (за исключением некоторых членов различных комиссий и советов, выполняющих работу по членству на общественных началах); вопросы их юридической ответственности достаточно полно регламентированы законодательством о муниципальной службе, трудовым и другим законодательством.
1.3 Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
1) Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования
Согласно ст. 71 Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным Законом. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с указанным Законом.
Отзыв - это процедура, позволяющая избирателям отстранять от должности ранее на них избранных или назначенных должностных лиц.4
Как известно, Европейская хартия местного самоуправления определяет, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий, а также что функции и деятельность, несовместимые с мандатом местного выборного лица, могут быть установлены только законом или основополагающими правовыми принципами5.
Основания отзыва прямо не прописаны в ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", как например, это было в предыдущем ФЗ. Сейчас в законе прослеживается другой подход: ответственность выборных лиц наступает в результате виновно совершенного правонарушения, установленного судом. Ст. 24 Федерального закона №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" закрепила: основаниями для отзыва выборного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке6. Поэтому принятию решения о проведении голосования по отзыву должно предшествовать судебное установление фактов принятия соответствующих противоправных решений, совершения противоправных действий (бездействия).
Более подробно данный вопрос регулируется Уставами муниципальных образований.
Например, в Челябинской области основанием для отзыва депутата представительного органа местного самоуправления является невыполнение им депутатских обязанностей, а основаниями для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц - неисполнение ими своих служебных обязанностей, нарушение требований устава муниципального образования, неисполнение решений представительного органа местного самоуправления7.