Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц, контроль и надзор за их деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена также тем, что в настоящее время в нашей стране идет серьезная борьба с коррупцией. Поэтому от того, какие меры ответственности установлены для виновных в правонарушениях органов и должностных лиц, как организованная система контроля и надзора за их деятельностью, зависит успех в антикоррупционной борьбе.
Цель данной работы – формирование на основе теоретического анализа целостного представления об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и контроль за их деятельностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..6
I. Теоретические и исторические аспекты ответственности в муниципальном праве
1.1 Развитие местного самоуправления в России………………………………… 8
1.2 Общие положения об ответственности органов и должностных лиц
местного самоуправления………………………………………………………….10
1.3 Виды ответственности органов и должностных лиц местного
самоуправления…………………………………………………………………….11
II.Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления в РФ
2.1 Государственный контроль за деятельностью органов местного
самоуправления……………………………………………………………………..22
2.2 Общественный контроль за деятельность органов и должностных лиц
местного самоуправления………………………………………………….......... ..25
3.3 Внутренний контроль в органах местного самоуправления………………....27
III. Проблемы и перспективы совершенствования законодательства
в муниципальном праве РФ..……………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..…36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая !!! - копия.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Основные задачи контроля исполнения правовых актов главы  муниципального образования в администрации  муниципального образования:

– содействие исполнению действующих программ и планов реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

– получение информации о ходе и качестве реализации принятых правовых актов, ее оперативное использование для принятия правильных управленческих решений;

– осуществление сравнительного анализа достигнутых результатов развития муниципального образования с запланированными.

4) Финансовый контроль в муниципальных образованиях Российской Федерации. Целью этого контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных ресурсов, обеспечивающее основания для принятия корректирующих мер, в отдельных случаях, для привлечения виновных к ответственности, получения возмещения причиненного ущерба, осуществления мероприятий по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Объектами муниципального финансового контроля являются: главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета муниципального образования; муниципальные предприятия, учреждения и организации, доли в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности, другие участники бюджетного процесса в муниципальном образовании; коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от вида деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, если они от имени города приобретают и (или) осуществляют своими действиями имущественные и личные неимущественные права и обязанности.

        Таким образом, внутренний контроль является одним из важнейших направлений контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Внутренний контроль осуществляется представительным органом, специально создаваемыми контрольными органами и т.д. Наиболее важными видами внутреннего контроля является финансовый и контроль за исполнением нормативных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В последнее время  возникло ясное осознание того, что  одной из главных причин, препятствующих позитивному развитию и социально-экономическому процветанию России, является острая проблема безответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. В связи с этим особенно актуальными становятся вопросы организации и осуществления контроля за деятельностью (бездеятельностью) органов и должностных лиц местного самоуправления и их ответственности. Нерешенность этих вопросов также является источником серьезнейших политических рисков.

В действующем законодательстве о местном самоуправлении вопросы  подконтрольности органов местного самоуправления решены трояким образом:

Контроль со стороны  государства. Вообще во взаимоотношениях органов государственной власти, в особенности исполнительной власти и органов местного самоуправления, только надзора за законностью явно недостаточно. Государственные органы должны также располагать и возможностью контролировать использование муниципальной собственности и муниципальных финансов. Муниципальные бюджеты не могут быть тайной для государственных органов. За лозунгами невмешательства в дела местного самоуправления кроется элементарная бесконтрольность и безответственность.

Контроль со стороны  населения. В Федеральном законе «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» содержатся статьи об ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед населением. В частности, предусмотрен такой вид ответственности, как возможность досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Но практическая сторона регулирования ответственности совершенно неясна. Данная процедура формально не определена. Фактически население лишено возможности решить вопрос о выражении доверия либо недоверия главе муниципального образования либо представительному органу. Таким образом, возникает дисбаланс между правом населения избрать органы (должностных лиц) местного самоуправления и правом населения привлечь органы и должностные лица местного самоуправления к ответственности. Это существенно ограничивает реальные возможности граждан по осуществлению контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Необходимо включать в уставы муниципальных образований  пункты о формах контроля граждан  над деятельностью органов и  должностных лиц местного самоуправления и конкретные механизмы общественного контроля.

Для осуществления реального и эффективного контроля необходимо, чтобы соответствующие органы и заинтересованные лица могли легко заметить и установить незаконные или наносящие ущерб действия местных властей. Также важно, чтобы каждый мог увидеть факты неправильных действий, их причины, мотивы, цели, преследуемые представителями местных властей. Таким образом, эффективность любой системы контроля основывается не только на наличии определенных органов и методов контроля, но и на максимально доступном и ясном понимании гражданами и организациями действий администрации. Общественные интересы будут обеспечены наилучшим образом в том случае, если население будет иметь доступ к максимально большему объему информации. Поэтому к числу всех форм административного контроля необходимо отнести информацию о внутреннем процессе функционирования местной власти, то есть гласность ее работы.

      Внутренний контроль. В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контроль деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований, находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления. В случае возникновения конфликта между представительным и иными органами местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий наиболее часто возникают судебные споры между контролирующими и контролируемыми органами по поводу отмены тех или иных решений. При этом самостоятельное право отменить незаконное решение исполнительного органа, выборного должностного лица местного самоуправления у представительного органа местного самоуправления отсутствует. Последний имеет право лишь предложить исполнительной власти принять меры по устранению тех или иных нарушений, а при невыполнении – обратиться в суд. Полномочия представительного органа местного самоуправления, таким образом, явно недостаточны для осуществления действенных контрольных функций.

Следует также учитывать, что масштаб стоящих сейчас перед местным самоуправлением задач требует кардинального повышения квалификации муниципальных служащих. И потому необходимо создать адекватную потребностям дня систему подготовки и переподготовки кадров. Только квалифицированная и ответственная, обеспеченная ресурсами и прозрачная местная власть сможет достойно решать проблемы граждан. Эта власть существует за счет налогоплательщиков, и она должна быть подконтрольна гражданам12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам рассмотренных нормативно-правовых и теоретических основ контроля за деятельностью органов местного самоуправления можно сделать следующие выводы.

       Конституция РФ 1993 года послужила важнейшим основанием становления нового института народовластии в России - местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление в РФ все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти.

        Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления призван обеспечить эффективность решения местных задач, отнесенных к ведению местного самоуправления, а также учет и защиту интересов местного населения. Использование данного принципа предполагает использование населением муниципального образования различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставе муниципального образования. Деятельность муниципальных органов должна исходить из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

        Контроль и ответственность не являются самоцелью. Они – лишь инструмент повышения значимости органов местного самоуправления, укрепления их престижа в глазах населения муниципальных образований, повышения доверия населения к публичной власти в целом.

На основе теоретического анализа института контроля обоснован вывод о том, что контроль в муниципальной сфере отличается от его классических определений, в связи с чем, нуждается в уточнении и конкретизации. Под ним следует понимать организационно-правовую деятельность контролирующих субъектов, область воздействия которой ограничена территорией муниципального образования; имеет объектом отнесенную к компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления деятельность по решению вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, защите прав населения и юридических лиц; по проверке законности принимаемых решений и муниципальных правовых актов.

 Необходимость совершенствования основ организации и функционирования местного самоуправления, уточнение его места и роли в структуре органов публичной власти в настоящее время одна из первоочередных задач государственного строительства.

Весьма актуальной задачей  является повышение политической культуры населения муниципальных образований, приобщение людей к процессу управления местными делами.

  
 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Раздел I. Нормативно-правовые акты

         1. Европейская хартия местного самоуправления, Принята Советом Европы 15 октября 1985 года // Собрание законодательства РФ -1998. – 7 сентября. -N 36, ст. 4466.

         2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

        3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ - Часть 1 (ред. от 30.11.2011) // Российская газета. – 1994. – 8 декабря - №238-239.

        4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14-ФЗ - Часть 2 (ред. от 30.11.2011, посл. изм. от 01.01.2012) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 января. - N 5, ст. 410.

5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ // Российская газета. -  2001. – 31 декабря. - №256

6. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // Российская газета. – 2003. – 8 октября. - №202

          7. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) // Российская газета. – 2002. – 15 июня. - №106

 

         Раздел II. Литература

 

         1. Авакъян, С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона / С.А. Авакъян // Весник МГУ. Серия 11. Право. - 2008. – №2.

         2. Амирбеков, К. Юридическая ответственность муниципальных образований и прокурорский надзор / К. Амирбеков К. // Право и жизнь. - 2000. - №31.

        3.  Кокотов, А.Н. Муниципальное право России:   учебник / А.Н.Кокотов, А.С.Саломаткин. - М.: Юристъ, 2007.

        4. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник, 3-е издание / О.Е. Кутафин, В.И.Фадеев. - М.: 2008

       5. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник 2-е издание /Е.С.Шугрина. -М.: Проспект, 2007.

 

 

 

1 Кутафин, О.Е.  Муниципальное право Российской Федерации: учебник, 3-е издание / О.Е. Кутафин, В.И.Фадеев. -  М.: 2008. – с.197.

2 Амирбеков, К. Юридическая ответственность муниципальных образований и прокурорский надзор / К. Амирбеков К.  // Право и жизнь. -  2000. -  №31. – с.67.

3 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // Российская газета. – 2003. – 8 октября. - №202. – ст.70.

4 Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации:  учебник 2-е издание /Е.С.Шугрина. -М.: Проспект, 2007. – с.518.

5 Европейская хартия местного самоуправления, Принята Советом Европы 15 октября 1985 года // Собрание законодательства РФ -1998. – 7 сентября. -N 36. – ст.7.

6 Кутафин, О.Е.  Муниципальное право Российской Федерации: учебник, 3-е издание / О.Е. Кутафин, В.И.Фадеев. -  М.: 2008. – с.198.

7 Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации:  учебник 2-е издание /Е.С.Шугрина. -М.: Проспект, 2007. – с. 521

8 Кокотов, А.Н. Муниципальное право России:   учебник / А.Н.Кокотов, А.С.Саломаткин. - М.:  Юристъ, 2007. – с.118

9 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // Российская газета. – 2003. – 8 октября. - №202. – ст.20.

10 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // Российская газета. – 2003. – 8 октября. - №202. – ст.20.

11 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // Российская газета. – 2003. – 8 октября. - №202. – ст. 72.

Информация о работе Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц, контроль и надзор за их деятельностью