Ответственность сторон социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы "Ответственность сторон социального партнерства" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Рассказать о социальном партнёрстве и ёё элементах в целом.
2. Сказать об актуальности проблемы "Ответственность сторон социального партнерства"в современных условиях;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Представленная  работа посвящена теме "Ответственность  сторон социального партнерства". 
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. 
Тема "Ответственность сторон социального партнерства" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Ответственность сторонсоциально гопартнерства". Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Ответственность сторон социального партнерства". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Ответственность сторон социального партнерства" определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Ответственность сторон социального партнерства" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Ответственность сторон социального партнерства" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическуюзначимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Ответственность сторон социального партнерства ".Теоретическое значение изучения проблемы "Ответственность сторон социального партнерства" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Объектом данного исследования является анализ условий "Ответственность сторон социального партнерства".При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью исследования является изучение темы "Ответственность сторон социального партнерства" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. 
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Рассказать о социальном партнёрстве и ёё элементах в целом.

2. Сказать об актуальности проблемы "Ответственность сторон социального  партнерства"в современных условиях;

3. Изложить возможности решения тематики "Ответственность сторон социального партнерства";

Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, приложения и библиографического списка. 
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. 
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются проблемы " социального партнерства". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов социального партнерства".

В главе второй более подробно рассмотрены  содержание и современные проблемы Ответственности сторон социального партнерства.

По  результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Ответственность сторон социального партнерства", круг вопросов и логическую схему ее построения.  
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.  
Источниками информации для написания работы по теме "Ответственность сторон социального партнерства" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Ответственность сторон социального партнерства", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

Глава 1.Основные  понятия  социального партнерства

1.1 Понятие, принципы  и система социального партнёрства.

Социальное  партнерство - система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.1

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального  партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

 

Социальное партнерство  в сфере трудовых отношений —  новелла российского трудового  законодательства. Оно закрепляет и  развивает конституционное право  человека на труд, наделяет равноправными правами и обязанностями работников и работодателей.

Согласно ст.23 Трудового  кодекса Российской Федерации , социальное партнерство — это система  взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Согласно ст.27 ТК РФ, социальное партнерство осуществляется в формах коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Основными принципами социального  партнерства являются:

1) равноправие  сторон;

2) уважение  и учет интересов сторон;

3) заинтересованность  сторон в участии в договорных  отношениях;

4) содействие  государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение  сторонами и их представителями  законов и иных нормативных  правовых актов;

6) полномочность  представителей сторон;

7) свобода  выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность  принятия сторонами на себя  обязательств;

9) реальность  обязательств, принимаемых на себя  сторонами;

10) обязательность  выполнения коллективных договоров,  соглашений;

11) контроль  за выполнением принятых коллективных  договоров, соглашений;

12) ответственность  сторон, их представителей за  невыполнение по их вине коллективных  договоров, соглашений.

Система социального  партнерства включает следующие  уровни:

1) федеральный  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

2) региональный  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере  труда в субъекте Российской  Федерации;

3) отраслевой  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере  труда в отрасли (отраслях);

4) территориальный  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере  труда в муниципальном образовании;

5) уровень  организации, устанавливающий конкретные  взаимные обязательства в сфере  труда между работниками и  работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

1) коллективных  переговоров по подготовке проектов  коллективных договоров, соглашений  и их заключению;

2) взаимных  консультаций (переговоров) по вопросам  регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участия  работников, их представителей в  управлении организацией;

4) участия  представителей работников и  работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Представителями работников в социальном партнерстве  являются: профессиональные союзы и  их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Интересы  работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы  работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют  право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной  организации, а также при наличии  профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного  представителя не может являться препятствием для осуществления  профсоюзной организацией своих  полномочий.

Работодатель  обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также  при формировании и осуществлении  деятельности комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства  интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения  работодателей устанавливаются  федеральным законом.

Представлять  работодателей - государственные и  муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

 

 

1.2. Субъекты социального партнерства

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального  партнерства в тех случаях, когда  они выступают в качестве работодателей  или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Информация о работе Ответственность сторон социального партнерства