Ответственность сторон социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы "Ответственность сторон социального партнерства" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Рассказать о социальном партнёрстве и ёё элементах в целом.
2. Сказать об актуальности проблемы "Ответственность сторон социального партнерства"в современных условиях;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения регулирования  социально — трудовых отношений, ведения коллективных переговоров  и подготовки проектов коллективного  договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию  социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном  уровне могут образовываться трехсторонние  комиссии по регулированию социально  — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для  ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Соглашения, предусматривающие  полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

На уровне организации  образовывается комиссия для ведения  коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

 

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные  уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.2

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении  коллективного договора,

осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально — трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

 

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении  соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при  формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально — трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей  — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового  положения объединения работодателей  устанавливаются федеральным законом.

Представлять работодателей  — государственные и муниципальные  предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих  бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство  законодательством или работодателями.

 

1.3. Уровни и механизм социального партнерства

Согласно ст.26 Трудового  кодекса РФ, система социального  партнерства включает следующие  уровни:

1. федеральный уровень,  устанавливающий основы регулирования  отношений в сфере труда в Российской Федерации;

2. региональный уровень,  устанавливающий основы регулирования  отношений в сфере труда в  субъекте Российской Федерации;

3. отраслевой уровень,  устанавливающий основы регулирования  отношений в сфере труда в  отрасли (отраслях);

4. территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

5. уровень организации,  устанавливающий конкретные взаимные  обязательства в сфере труда  между работниками и работодателем.

 

Механизм социального партнерства

Как уже упоминалось, социальное партнерство — это  система взаимоотношений между  работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

 

Согласно ст.36 Трудового  кодекса РФ, представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

 

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально — трудовых отношений.

При наличии в организации  двух или более первичных профсоюзных  организаций ими создается единый представительный орган для ведения  коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного  договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Статья 40 ТК РФ в качестве регулятора социально-трудовых отношений закрепляет коллективный договор.

Коллективный договор  — правовой акт, регулирующий социально  — трудовые отношения в организации  и заключаемый работниками и  работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия  могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться  в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор  может заключаться в организации  в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Социальное партнерство  может реализовываться и путем  заключения соглашений.

Соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально — трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда;

условия и охрана труда;

режимы труда и отдыха;

развитие социального  партнерства;

иные вопросы, определенные сторонами.

В зависимости от сферы  регулируемых социально — трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально — трудовых отношений  на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально — трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия  оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном  уровнях социального партнерства.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними  и трехсторонними.

Иные соглашения —  соглашения, которые могут заключаться  сторонами на любом уровне социального  партнерства по отдельным направлениям регулирования социально — трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В качестве реализации механизма  социального партнерства очень  важно право работников на участие  в управлении организацией. Право  работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется Трудовым Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Основными формами участия  работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного  органа работников в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, коллективным договором;

проведение представительными  органами работников консультаций с  работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно  затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем  вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным  актом организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

2.1. Правовое регулирование и содержание института социального партнерства

Социальное партнерство  можно определить как систему  институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов  сторон, участвующих в переговорах об оплате и условиях труда (работодателей и наемных работников), способствовать достижению взаимоприемлемого для них компромисса ради реализации как корпо? ративных, так и общесоциальных целей .

Социальное партнерство  выступает как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой и характеризующийся следующими чертами:

1. Это отношения между  субъектами, сторонами, имеющими  наряду с тождественными интересами  и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы.

2. Отношения ориентируются  не на конфронтацию сторон, а  на поиск, достижение социального  консенсуса, при котором собственник  может обеспечить себе стабильное  получение соответствующей прибыли,  а наемный работник — достойное образование.

3. Это такой тип  отношений, в котором объективно  заинтересованы все важнейшие  социальные группы, государство  в целом, так как при нем  достигается социальная стабильность  общества, его прогресс, социально-экономическое  развитие.

Согласно ст.23 Трудового  кодекса Российской Федерации под  социальным партнерством понимается система  взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Информация о работе Ответственность сторон социального партнерства