Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:01, дипломная работа
Краткое описание
Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи: • рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской Федерации; • дать ключевые легальные понятия; • исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет; • определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации; • проанализировать специфику назначения пенсии за выслугу лет, в том числе, условия и порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….......2 Глава 1 Общие положения назначения и выплаты пенсии за выслугу лет………………………………..…………….…….4 1.1 Трудовые пенсии в Российской Федерации : Основные понятия……………………..………..…..………...4
1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет…………………………………………...…...…16 Глава 2 Специфика назначения пенсии за выслугу лет…………………..24 2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе Пенсионного обеспечения в Российской Федерации понятие, значение специфик……………………..…………...24 2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет……….….28
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет…………..35 Заключение.......................................................................................................45
Список использованных источников и литературы…………….……….….51
Среди Указов Президента Российской
Федерации можно выделить:
· Указ Президента Российской
Федерации от 29 марта 2001 г. №374 "О пересчете
размера ежемесячной доплаты к государственной
пенсии лицам, замещавшим государственные
должности Российской Федерации, государственные
должности федеральной государственной
службы, и лицам, замещавшим должности
в органах государственной власти и управления
Союза ССР и РСФСР"[14, С.1329];
· Указ Президента
Российской Федерации от 10 ноября
2000 г. №1864
"Об особенностях применения
Указа Президента Российской Федерации
от 16 августа 1995 г. №854 "О некоторых социальных
гарантиях лицам, замещавшим государственные
должности Российской Федерации и государственные
должности федеральной государственной
службы" при определении размера ежемесячной
доплаты к государственной пенсии лицам,
замещавшим должности помощника члена
Совета Федерации и помощника депутата
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации" (с изм. и доп.
от 5 октября 2002 г.)[11, С.4545];
· Указ Президента Российской
Федерации от 15 марта 1999 г. №350 "Вопросы
Службы специальных объектов при Президенте
Российской Федерации" (с изм. и доп.
от 22 января, 25 февраля 2003 г.)[12, С.1453].
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 114
и ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации
Правительство Российской Федерации осуществляет
возложенные на него полномочия, в том
числе Федеральными законами, на основании
и во исполнение которых оно издает постановления
и распоряжения. Аналогичные обязанности
Правительства Российской Федерации закреплены
и в ст.ст. 22 и 23 Федерального конституционного
закона "О Правительстве Российской
Федерации" от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ.
В качестве примера акцентируем
внимание на отдельных актах Правительства
Российской Федерации:
· Постановление СМ Российской
Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 "О
порядке исчисления выслуги лет, назначения
и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим
военную службу в качестве офицеров, прапорщиков,
мичманов и военнослужащих сверхсрочной
службы или по контракту в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин либо службу
в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы
и их семьям в Российской Федерации"
(с изменениями от 31 марта 1994 г., 20 февраля,
14 марта, 26 июня, 20 ноября 1995 г., 3, 15 апреля,
1 мая, 31 октября 1996 г., 5 апреля, 31 октября
1999 г., 6 января, 22 февраля, 14 июля, 26 августа,
4, 15 сентября, 12 октября 2000 г., 31 июля 2001
г., 26 февраля, 18 апреля, 7 июня, 1 октября,
21 ноября 2002 г., 8 августа, 12 ноября 2003 г.)[23,
С.3753];
· Положение об исчислении
выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам
таможенных органов с учетом
особенностей прохождения службы в таможенных
органах Российской Федерации (утв. постановлением
Правительства Российской Федерации от
2 февраля 1998 г. №103) (с изменениями от 5
января 2000 г., 15 февраля 2001 г., 15 мая 2003 г.)[18,
С.737];
· Постановление Правительства
Российской Федерации от 4 марта 2002 г. №141
"О некоторых вопросах реализации Федерального
закона "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"
[22, С.1002];
· Постановление Правительства
Российской Федерации от
28 апреля 2003 г . №247
"Об организации назначения, перерасчета
размера, выплаты и доставки пенсии за
выслугу лет федеральных государственных
служащих, ежемесячных доплат к пенсиям
отдельным категориям граждан"[20, С.1719].
На практике с периодичностью
возникают споры о признании отдельных
Постановлений Правительства Российской
Федерации, направленных на регулирования
назначения пенсии по выслуге лет, противоречащими
федеральному законодательству.
Военная коллегия Верховного
Суда Российской Федерации находит заявление
Р. не подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии со ст. 18 Закона
Российской Федерации "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей", установление порядка
исчисления выслуги лет для назначения
пенсии (в том числе время прохождения
службы в особых условиях и время начала
льготного исчисления) лицами, проходившими
военную службу, согласно частям 2 и 3 указанной
статьи входит в исключительную компетенцию
Правительства Российской Федерации.
Правовым основанием установления
порядка исчисления выслуги лет, назначения
и выплаты пенсий
является Постановление
Совета Министров
Правительства Российской
Федерации от 22
сентября 1993 года N
941 и Приложения NN 1 и 2 к нему.
Правительство Российской
Федерации принимая
нормативный акт регулирующий
порядок исчисления времени прохождения
службы в особых условиях и времени начала
льготного исчисления выслуги лет для
назначения пенсии, действовало в пределах
своих полномочий и исключительной компетенции,
установленной Законом.
Вопреки утверждению
заявителя, оспариваемая норма
не противоречит Конституции
Российской Федерации, Законам Российской
Федерации "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1
и "О государственных гарантиях
для лиц, работающих и проживающих
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях" от 19 февраля 1993 года
N 4520-1, так как определяет порядок исчисления
выслуги лет на льготных условиях для
назначения пенсии лицам, проходившим
военную службу, а не порядок исчисления
трудового стажа, с учетом которого
осуществляется пенсионное обеспечение
на общих основаниях.
Порядок назначения
и выплаты пенсии за
выслугу лет регулируется
огромным количеством ведомственных актов.
Базисный акт - новые Правила
обращения за пенсией за выслугу лет федеральных
государственных служащих, ее назначения
и выплаты утверждены постановлением
Минтруда Российской Федерации от 30 июня
2003 г. №44, вступающим в силу с 1 октября
2003 г.[25, С.7-21].
Наряду с Правилами можно выделить:
· Приказ Минобороны
Российской Федерации от 4
июля 1996 г. № 284 "О льготном
исчислении выслуги лет для назначения
пенсии отдельным категориям военнослужащих"[31,
С.29];
· Приказ ГТК Российской
Федерации от 25 апреля 2003 г. №457 «Об организации
работы по исчислению выслуги лет сотрудникам
таможенных органов РФ»[29, С.12];
· Инструкция об
условиях и порядке
льготного исчисления выслуги лет
летному составу таможенных органов (утв.
Приказом ГТК Российской Федерации
от 26 июля 2002 г. №799)[30, С.7.].
Мы перечислили лишь несколько
основных ведомственных актов, на практике
же действуют десятки аналогичных актов
издаваемых различными министерствами
и ведомствами.
Важно подчеркнуть, что для
того чтобы ведомственные акты имели юридическую
силу, они должны быть зарегистрированы
в Минюсте Российской Федерации и официально
опубликованы. Соответственно акты не
прошедшие регистрации и публикации юридической
силы не имеют.
Между тем, наличие большого
количества нормативных актов направленных
на регулирования порядка назначения
и выплаты пенсии за выслугу лет (и, прежде
всего актов Правительства Российской
Федерации и ведомственных актов) вызывает,
зачастую, споры о признании отдельных
положений данных актов противоречащими
Конституции Российской Федерации или
федеральному законодательству. Приведем
лишь часть примеров из практики:
· Решение Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации
от 13 июля 2001 г. №ВКПИ 01-53 Об отказе в удовлетворении
жалобы о признании незаконным п. 2 постановления
СМ РФ от 22 сентября 1993 г. №941 в части ограничений,
касающихся включения периодов обучения
военнослужащих в средних специальных
либо высших гражданских учебных заведениях
в выслугу лет для назначения пенсии, и
прекращении производства по делу в части
оспаривания п. 5 "Положения о суворовских
военных, нахимовском военно-морском и
военно-музыкальном училищах", введенного
в действие приказом Министра обороны
СССР от 9 июля 1981 г. №150[44];
· Решение Верховного Суда Российской
Федерации от 5 апреля 2001 г. №ВКПИ 01-11 О
признании незаконным (недействительным)
абзаца 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления
Правительства Российской Федерации от
22 сентября 1993 г. №941 "О порядке исчисления
выслуги лет, назначения и выплаты пенсий
и пособий лицам, проходившим военную
службу в качестве офицеров, прапорщиков,
мичманов и военнослужащих сверхсрочной
службы или по контракту в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин либо службу
в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семьям в Российской Федерации"[45];
· Решение Верховного Суда Российской
Федерации от 5 апреля 2001 г. №ВКПИ 01-12 Об
отказе в удовлетворении жалоб на абзац
1 пункта 5 постановления Совета Министров
- Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 г. №941 "О порядке исчисления
выслуги лет, назначения и выплаты пенсий
и пособий лицам, проходившим военную
службу в качестве офицеров, прапорщиков,
мичманов и военнослужащих сверхсрочной
службы или по контракту в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин либо службу
в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семьям в Российской Федерации"[46].
Большая часть жалоб
граждан остается без удовлетворения,
но все же, ВС Российской Федерации,
по отдельным делам подтверждает несоответствие
подзаконных актов федеральному законодательству.
На наш взгляд, судебная практика,
в том числе по делам о порядке назначения
и выплаты пенсии за выслугу лет приобретает
все большее значение. И не смотря на то,
что судебная практика не является источником
права (как в странах с англо-саксонской
системой права), она применяется нижестоящими
судебными инстанциями при рассмотрении
конкретных дел.
В заключение
подчеркнем, что ФЗ
«О государственном пенсионном
обеспечении предусматривается возможность
установления аналогичных пенсий государственным
служащим субъектов Российской Федерации
и муниципальным служащим за счет средств
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в соответствии
с нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
Нормативными правовыми
актами указанных субъектов
права могут устанавливаться
иные нормы, чем предусмотренные в Федеральном
Законе «О государственном пенсионном
обеспечении». Между тем, иногда субъекты
злоупотребляют своими полномочиями.
Глава 2 Специфика назначения
пенсии за выслугу лет
2.1 Положение пенсии за
выслугу лет в системе пенсионного
обеспечения в Российской Федерации:
понятие, значение, специфика.
До 1 января 2002 года в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
от 15 августа 1995 года № 854 лицам, замещавшим
государственные должности федеральных
государственных служащих и государственные
должности государственной службы, устанавливались
ежемесячные доплаты к государственной
пенсии, назначенной на основании Закона
Российской Федерации “О государственных
пенсиях в Российской Федерации”.
В связи с принятием и введением
в действие с 1 января 2002 года Федерального
Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О
государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации ” федеральным
государственным служащим устанавливается
пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии
по старости (инвалидности), предусмотренной
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г.
№ 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской
Федерации”.
При этом в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
4 марта 2002 г. № 141 “О некоторых вопросах
реализации Федерального закона “О
государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации”
гражданам Российской Федерации из числа
лиц, замещавших государственные должности
и государственные должности федеральных
государственных служащих, получающим
по состоянию на 31 декабря 2001 г.
ежемесячную доплату к государственной
пенсии в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 16 августа 1995
г. № 854 , с 1 января 2002 года установлена
пенсия за выслугу лет.
Как мы уже подчеркнули выше,
с 1 января 2002 г. федеральным государственным
служащим взамен ранее устанавливаемых
доплат (установленных Указом Президента
Российской Федерации) назначаются пенсии
за выслугу лет. Правовые
основы пенсионного обеспечения
за выслугу лет
Федеральных
государственных служащих
закреплены в
Законе о государственном пенсионном
обеспечении.
Согласно нормам данного Закона
этот вид пенсии не носит самостоятельного
характера.
Более того, как верно подчеркивают
эксперты, по сути, она является дополнением
к трудовой пенсии по старости (инвалидности)
и отдельно от трудовой пенсии по старости
(инвалидности) не устанавливается. Поэтому
обязательным условием назначения пенсии
за выслугу лет федеральным государственным
служащим является также установление
трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Дадим определение пенсии за
выслугу лет. Действующее законодательство
легального понятия данного вида пенсии
не содержат, однако систематический анализ
норм пенсионного законодательства позволяет
такое понятие сформулировать.
Пенсией за выслугу лет признается
не только ежемесячная денежная выплата,
устанавливаемая дополнительно к трудовой
пенсии по старости, назначенной в соответствии
с Законом о трудовых пенсиях (п.2 ст.7 Федерального
Закона “О государственных пенсиях в
Российской Федерации” но и компенсация
утраченного заработка(дохода) в связи
с прекращением государственной службы,
компенсация вреда, нанесенного здоровью
при прохождении военной службы.
Еще раз подчеркнем, что пенсия
за выслугу лет может быть установлена
только по достижении возраста, требуемого
для назначения трудовой пенсии по старости,
в том числе и назначаемой.
Однако трудовая пенсия
за выслугу лет может быть
назначена досрочно при :
· невозможности трудоустройства
безработного, уволенного в связи с ликвидацией
организации или сокращением численности
или штата, но не ранее, чем за 2 года до
установленного законодательством срока
выхода на пенсию. При установлении
указанной пенсии по старости
также может быть решен вопрос о
назначении пенсии за
выслугу лет. В данном случае
для назначения пенсии за выслугу
лет необходимо иметь статус безработного,
т.е. требуется официальная;