Понятие и классификация правовых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:30, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является не только раскрыть сущность, дать характеристику и обозначит признаки религиозной правовой семьи, но и рассмотреть понятие правовая семья, отметить существующие классификации правовых семей прошлого и современности.

Содержание

Введение... 3
1. Понятие и классификация правовых систем... 5
1.1. Понятие правовой системы. Правовая семья 5
1.2. Классификация правовых систем.. 7
2. Основные характеристики семьи религиозного права.. 10
2.1. Признаки религиозной правовой семьи 10
2.2. Мусульманская правовая система.. 12
2.3. Индусское право.. 14
2.4. Право Дальнего Востока. Китай 17
Заключение.. 19
Список использованной литературы и источников... 20

Вложенные файлы: 1 файл

политический режим управл нов.docx

— 79.33 Кб (Скачать файл)

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую  ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью  соответствующего государства. В рабовладельческом  обществе политический режим любого государства так или иначе  был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе  и отношения к ним со стороны  государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в  условиях демократии политический режим  обуславливается фактом признания  равенства всех людей перед законом  при одновременном признании  из неравенства по отношению к  собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической  и духовной сферах.

 

1.2  Типология  политических режимов

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной  и той же формы правления могли  существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства  в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни  принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая  власть была сосредоточена в руках  рабовладельческой верхушки.

В современном мире можно  говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно  провести классификацию:

по тому, в чьих руках  власть

по тому, как эта власть используется[6]. 

Типология политических режимов  определяется не только социальными  факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая  и разнообразная нравственная природа  демократического режима предполагает признание таких общегуманистических  ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм  и т.д.

Анализ различными школами  политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал  в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами  посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами  через проведение реформ и военных  переворотов. 
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. 

Таким образом, проведенный  анализ показал, что политический режим - это элемент и одновременно динамическая характеристика политической системы государства, заключающаяся в системе приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в государстве, а также степень адекватности восприятия существующей системы управления обществом и взаимодействия с ней; правовой режим - это установленный порядок правового регулирования схожих общественных отношений для реализации субъектами права своих прав и выполнения ими юридических обязанностей; государственно-правовой режим - это государственный режим, наделенный правовыми способами воздействия на управляемых и имеющий своей основой их добровольное признание его в качестве законного и правового.

 

 

 

 

 

 

 

II    Типы  политических режимов

2.1 Авторитарный режим  (авторитаризм)

 

Авторитарный режим может  существовать в разных формах. Но при  любой форме авторитаризма государственная  власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая  себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий  круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Это режим военной диктатуры. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со  всей командой становится для него необходимым. Лидером является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное венное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем менее оно ориентируется на эту сильную личность.

При режиме военной диктатуры  к власти, как правило, в ходе государственного переворота приходят военные – представители армейских группировок, тех или иных племенных, национальных структур[7]. 

По-видимому, следует отказаться от огульно отрицательной характеристики таких политических режимов. Они являются, как показал XX век, носителями и прогрессивных, и реакционных тенденций и традиций.

Современные научные, военно-технические  достижения формируют в армейской среде высокообразованных, патриотически-настроенных военных специалистов. И порой общественное сознание и настроение этноса ищет выход из жутких экономических и политических кризисных ситуаций в поддержке военной диктатуры, да и появление такой диктатуры в некоторых государствах показывает ее экономическую и социальную эффективность.

При этом также идет перестройка  правовой системы: появляются временные  чрезвычайные правовые акты, отменяется действие конституции, формируются новые политические структуры, реформируется судебная система (в крайних случаях появляются военно-полевые суды, расширяется юрисдикция военных трибуналов), усиливается режим исполнительной власти «по вертикали».

Как правило, некоторые из таких военных диктатур, выполнив свою миссию, эволюционирует в XX веке в  демократические режимы, в том числе с монархической формой правления. Но история знает, – и это наиболее типичная ситуация, – резко негативные формы военных диктатур: расправы с инакомыслящими, конфискации имущества и прочие внеправовые методы.

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономических, национальных, географических, бытовых, религиозных и другие особенностей тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппарат. Суд в таком государстве –вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей[8]. 

Оппозиция при авторитаризме  не допускается. В политической жизни  могут участвовать и несколько  партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организация, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм   их реализации, гарантии являются фиктивными. Она – личность лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку  власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа – великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарный режим отнюдь не редкость и встречается во многих странах.

Одним из видов авторитарного  режима являлся деспотический режим, который весьма широко был распространен древнейших государствах азиатского способа производства.

Деспотический режим (от греческого  «despotia» – неограниченная власть) был характерен для монархической  формы правления, а именно для  абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках  одного лица, эмоционально обозначаемого  подвластными как деспот, тиран и  т. п[9]. 

Деспотия как особая форма  государства была выделена еще древнегреческими философами (в частности, Платоном). Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жестокой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными  имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных.

Санкции, применяемые при  этом, потрясают воображение своей  суровостью, причем, как правило, они  не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жестокое подавление применяется весьма широко.

Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя. «Если государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого образа правления – исчез, и у народа нет более защитника» [10]. 

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке словом, в государствах «азиатского способа производства», рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

Очень близок к деспотическому, по сути являясь его разновидностью, тиранический режим. Он также возник в древности, в некоторых островных греческих городах-государствах.

Тиранический режим –  также основан на единоличном  правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жестокой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчик власти широко использует  превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранический режим можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в  деспотии произвол и самовластье  обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании  им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем и  не стремится их создать[11]. 

Авторитарный режим –  это система правления, при которой  власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии  народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает  индивидуальный политический деятель  из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом  является королевская семья –  в этом случае авторитарный режим  называется абсолютной монархией.

Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения  и насилия армии. В отличии  от демократического режима власти, где  репрессивный аппарат действует  в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

Власть, подчинение и порядок  ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни  народа. В таких условиях рядовые  граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия  в их обсуждении.

Информация о работе Понятие и классификация правовых систем