Понятие и классификация правовых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:30, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является не только раскрыть сущность, дать характеристику и обозначит признаки религиозной правовой семьи, но и рассмотреть понятие правовая семья, отметить существующие классификации правовых семей прошлого и современности.

Содержание

Введение... 3
1. Понятие и классификация правовых систем... 5
1.1. Понятие правовой системы. Правовая семья 5
1.2. Классификация правовых систем.. 7
2. Основные характеристики семьи религиозного права.. 10
2.1. Признаки религиозной правовой семьи 10
2.2. Мусульманская правовая система.. 12
2.3. Индусское право.. 14
2.4. Право Дальнего Востока. Китай 17
Заключение.. 19
Список использованной литературы и источников... 20

Вложенные файлы: 1 файл

политический режим управл нов.docx

— 79.33 Кб (Скачать файл)

Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические  институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности  и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация  всей государственной власти. Главой государства и правительства  пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный  принцип. Теория и практика авторитарного  правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном  Людовиком XIV[12]. 

Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические  связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного  диктата любыми средствами, в том  числе прямым насилием. Им не допускается  никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть –  принцип авторитаризма. Вместе с  тем авторитарная власть не вмешивается  в те области жизни, которые непосредственно  не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается  также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества[13]. 

Таким образом, авторитарный режим - это политический режим, при котором демократические права и свободы человека существенным образом ограничиваются. Они могут быть закреплены на бумаге, но государство не стремится их реализовывать. Правит государством одна партия, что не требует обязательного формального закрепления. В государствах с авторитарным политическим режимом очень развит аппарат исполнительной власти, не соблюдается принцип разделения властей, не существует института местного самоуправления. Выборы органов государственной власти, если и проводятся, то, как правило, не играют существенной роли в процессе утверждения государственной власти на практике. Так же, как и при тоталитарном режиме, используются методы принуждения, репрессии.

 

 

2.2 Тоталитарный  режим (тоталитаризм)

 

Крайняя форма авторитарного  режима – тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов  стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда  технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических  кризисов. 
Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всекрнтролирующая и всепроникающая власть[14]. 

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает  только одну правящую партию, а все  другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить  или уничтожить. Правящая партия объявляется  ведущей силой общества, ее установки  рассматриваются как священные  догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым[15]. 

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы  является вождь. Его фактическое  положение сакрализируется. Он объявляется  самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматические личности.

Идейные истоки, отдельные  черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй  и другие, отвергая конфуцианство, выступали  с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего  все стороны общественной и частной  жизни. В том числе за наделение  административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности  чиновника за свои дела), систематический  контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. 
Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. 
Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе[16]. 

Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления  его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов  фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного  изучения политических режимов стали  Китай, страны Центральной и Юго-Восточной  Европы некоторых государств «третьего  мира». 
Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Существенные признаки тоталитаризма  выявляются при сравнении его  с авторитарным режимом. Главное  заключается не в том, насколько  часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы  им также не пренебрегают. Не может  служить достаточным критерием  однопартийность, поскольку она  встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в  отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется  определенная автономность общества по отношению к государству, то в  условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится  к глобальному господству над  всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно  демонстрируются социально-классовые  барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти[17]. 

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает  проблемы: гражданское общество –  государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих  социальных функций саморегуляции  и саморазвития. Отсюда особенности  организации тоталитарной системы  государственной власти:

- глобальная централизация  публичной власти во главе  с диктатором;

господство репрессивных аппаратов;

упразднение представительных органов власти;

- монополия правящей партии  и интеграция ее и всех других  общественно-политических организаций  непосредственно в систему государственной  власти и превращение последних  в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

Рассмотрим подробнее  сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С  ним связано во первых, распространение  в таких странах мессианской  моноидеологии – социальной или  национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов  широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов  правящей номенклатуры[18]. 

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный  статус правящей (руководящей), выступает  либо в единственном числе, либо «возглавляет»  блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено  режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в  его установлении – тем, что однажды  приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно  насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались  у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера  на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной  партией, партийные и государственные  структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

Специфическими чертами  тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат  тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов  воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких  государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под  стражей без предъявления обвинения  и применения пыток.

На гитлеровское гестапо  и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами  власти не только против отдельных  граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В  зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты  и т.п.

Массовое истребление  целых групп населения во время  Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность  рядовых граждан[18]. 

Для тоталитарных режимов  характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная  поддержка правящего режима.

Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отношению  к населению. Физическое насилие  выступает как главное условие  для укрепления и осуществления  власти.

При тоталитаризме устанавливается  полный контроль над всеми сферами  жизни общества. Государство стремится  буквально «слить» общество с  собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех  или иных формах собственности. В  политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника[19,с.166]. 

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая  его «великой» идеей, например борьбой  с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта  тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность  распоряжаться производительными  силами общества создает необходимую  политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного  хозяйства, где не хватает рабочей  силы. 
Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим системам (Германия, Испания, Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.). 
Еще одной разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим[19]. 

Таким образом, тоталитарный политический режим - это такой, при котором налицо сращивание политической и государственной власти, которую выражает и проводит в жизнь одна партия. Такой порядок управления строится на единой государственной идеологии. Методами осуществления тоталитарного политического режима становятся методы убеждения, принуждения, репрессии, применяется планирование во всех сферах. Общество с внешней стороны кажется сплоченным и цельным, на самом же деле оно разобщено и атомизировано как никогда.

Информация о работе Понятие и классификация правовых систем