Понятие и классификация правовых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:30, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является не только раскрыть сущность, дать характеристику и обозначит признаки религиозной правовой семьи, но и рассмотреть понятие правовая семья, отметить существующие классификации правовых семей прошлого и современности.

Содержание

Введение... 3
1. Понятие и классификация правовых систем... 5
1.1. Понятие правовой системы. Правовая семья 5
1.2. Классификация правовых систем.. 7
2. Основные характеристики семьи религиозного права.. 10
2.1. Признаки религиозной правовой семьи 10
2.2. Мусульманская правовая система.. 12
2.3. Индусское право.. 14
2.4. Право Дальнего Востока. Китай 17
Заключение.. 19
Список использованной литературы и источников... 20

Вложенные файлы: 1 файл

политический режим управл нов.docx

— 79.33 Кб (Скачать файл)

2.3 Демократический  политический режим

 

Собственно демократический  режим («демократия» от др.-греч. «демос»  и «кратос» - народовластие) – это  одна из разновидностей режима, основанного  на признании принципа равенства  и свободы всех людей, участии  народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными[20]. 

В демократическом государстве  народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

Демократическое общество характеризуется  развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы, объединяют людей по различным интересам и склонностям, Интеграционные, процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиями: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

Управление в демократическом  государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений[20]. 

На новый уровень поднимается  система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т. д. Остальные вопросы решаются децентрализовано, в том числе на уровне местных властей, местного самоуправления. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти.

Нормативное регулирование  приобретает качественно новый  характер. В идеале, поскольку демократическое  общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме  того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в  выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения  при неисполнении решений. Люди, как  правило, добровольно подчиняют  свои действия воле большинства.

Разумеется, и демократический  режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами  своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условия  этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает  условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Следует также иметь в  виду, что демократический режим  появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти[21]. 

Кроме того, демократический  режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными противоречиями, возможными кризисами.

Демократический режим также  знает различные формы, прежде всего  наиболее современную – либерально-демократический  режим.

Либерально-демократический  режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые ученые полагают либеральный режим – это, собственно, не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы осуществления государственной власти, например все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, но в то же время растут противоречия между правами человека и наций, народов и т. п.

В теории государства либеральными называются такие политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы прежде всего  характеризуют экономическую сферу  взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В соотношении личности и государства приоритет сохраняется за интересами, правами, свободами личности и т. п.

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в  организации политической и экономической  жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим  обусловливается прежде всего потребностями  товарно-денежной, рыночной организации  экономики. Рынок требует равноправных свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает  формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается  свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и  становятся осуществимыми на практике[21]. 

Таким образом, экономическую  основу либерализма составляет частная  собственность. Государство освобождает  производителей от своей опеки и  не вмешивается в экономическую  жизнь людей, а только устанавливает  общие рамки свободной конкуренции  между производителями, условия  экономической жизни. Оно же выступает  и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях  либерализма правомерное государственное  вмешательство в экономические  и социальные процессы приобретает  общественно-ориентированный характер, что обусловливается многими  факторами: необходимостью рационально  распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать  в мировом разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т. д. Либеральный режим допускает  существование оппозиции, более  того, в условиях либерализма государство  принимает все меры к существованию  оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает  специальные процедуры учета  этих интересов. Плюрализм и прежде всего многопартийность – необходимые  атрибуты либерального общества. Кроме  того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей  по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности. Эти объединения  составляют фундамент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной  властью, которая обычно склона к  навязыванию своих решений и  даже к злоупотреблению своими возможностями.

При либерализме государственная  власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения, народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются, как правило, в правовой форме[21]. 

В государственном управлении используется децентрализация: центральная  власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать  либеральный режим, т. к. и он имеет  свои проблемы, главные среди них  – социальная защита некоторых категорий  граждан, расслоение общества, фактическое  неравенство стартовых возможностей и т. п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Либерально-демократический  режим основан на идеях и практике народовластия, системе разделения властей, защиты прав и свобод личности, при которых важную роль играет судебная власть. При этом формируется уважение к суду, Конституции, правам и свободам других индивидов. Принципы самоуправления и саморегулирования пронизывают многие сферы жизни общества[22]. 

К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна разновидность  демократии. Это гуманистический  режим, который, сохраняя все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Правда, гуманистический режим, преодолевая противоречия, сбои, только складывается в некоторых странах, выступая идеалом, целью политического развитая современного государства.

Его правовая форма ориентируется  не вообще на личность, на индивида, а на обеспечение здоровья, безопасности, благосостояния, конкретную социальную защиту, поддержку конкретной семьи и личной жизни каждого члена общества. Человек – это цель, а не средство, – вот главный принцип гуманистического режима. Государство не создает состояния социального иждивенчества, а формирует все условия для нормальной творческой работы каждого члена общества. Высокая социальная и юридическая защищенность, утверждение ценности каждой человеческой жизни – эти обязательства государства лежат в практической деятельности всех органов государственной власти.

Человечество уже тысячелетия  ищет наиболее совершенные формы  государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием  самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим –  это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно[22]. 

Таким образом, «демократия» выступает как один из типов политического режима, основными признаками которого являются методы и способы осуществления власти, основанные на демократических и гуманистических началах, противопоставление индивидуализма коллективизму, возможность оппозиции, политический и идеологический плюрализм, большая степень свободы и независимости граждан от государства, возможность их диалога. Наряду с достоинствами в рассмотренной классификации существуют свои недостатки, обусловленные тем, что, применяя классификацию, необходимо транслировать ее критерии либо отдельно на политический режим конкретного государства, либо отдельно на государственный режим конкретного государства. При этом они могут не совпадать, а порой и противоречить. Этим объясняется тот факт, что в государствах, где установлен демократический политический режим, в нем бывает большое количество признаков авторитаризма (теория правящей элиты), и наоборот, авторитарные и тоталитарные политические режимы могут выражать суть стремлений народа. Демократический режим основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III    Политико-государственный режим в Республике Казахстан 2.1   

3.1  Демократизм  государства

Характерной чертой конституционного развития постперестроечного Казахстана является наличие элемента "восходящего  конституционализма", под которым  мы подразумеваем постепенную адаптацию  конституционного строя к существующим политическим и социально-экономическим  реалиям[23,с.9]. 

 Демократичность государство  Казахстан выражается в том,  что конституция устанавливает  демократические нормы, позволяющие  гражданам выдвигать и выбирать  в представительные органы своих  представителей, выражающих, желающих  и способных отстаивать интересы  народа в целом, интересы социального  и национального меньшинств, законные  интересы отдельных граждан. Демократичность  государства Казахстан выражается  в демократических способах проведения  референдума. Проведение референдума  основывается на принципах:

  • добровольности участи в референдуме и свободного волеизъявления граждан;
  • всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании;
  • гласности. На референдуме могут быть вынесены вопросы принятия конституции, конституционных законов, законов республики, внесение в них изменений и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы связанные с решением иных наиболее важных государственной жизни республики[24]. 

Информация о работе Понятие и классификация правовых систем