Понятие и правовой статус таможенных органов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:12, доклад

Краткое описание

Таможенные органы действуют под общим руководством Президента Республики Беларусь и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела. Компетенция таможенных органов -- это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством.

Вложенные файлы: 1 файл

таможенные органы рб.docx

— 38.88 Кб (Скачать файл)

. Понятие и правовой  статус таможенных органов

Таможенные органы Республики Беларусь -- это государственные  органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Деятельность таможенных органов универсальна и  специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется  в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами и закрепленных в ст. 10 ТК. Переход  экономики страны на условия рыночных отношений, демонополизация внешнеэкономической  деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную  структуру и многие другие факторы  привели к тому, что министерства и ведомства Республики Беларусь передали таможенным органам часть  своих полномочий и функций: экономических, статистических, природоохранных и  др. Выполнение этих функций стало  неотъемлемым элементом компетенции  таможенных органов.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и  ролью в общей системе органов  государственной власти. Таможенные органы являются составной частью системы  органов исполнительной власти и  осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного  дела.

Таможенные органы действуют  под общим руководством Президента Республики Беларусь и обладают строго определенной компетенцией в сфере  таможенного дела. Компетенция таможенных органов -- это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых  государством на таможенные органы, в  их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для  выполнения возложенных на них функций  и решения поставленных перед  ними задач. Полномочия таможенных органов  складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие  иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов (ст.8 ТК). Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных  правовых формах - путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны.

Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и  для решения поставленных перед  ними задач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми  субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного  права (государственными органами, организациями  и учреждениями, юридическими и физическими  лицами -- как белорусскими, так и  иностранными).

Правоприменение в деятельности таможенных органов - это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь  предписаний правовых норм. Правоприменение  должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающими процедуру правоприменительной  деятельности, круг субъектов правоприменительной  деятельности и другие вопросы. Правоприменительная  деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению  влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов  к соответствующему виду юридической  ответственности (вплоть до уголовной).

Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением  к виновным лицам в случае их нарушения  мер юридического воздействия.

Таможенные органы входят в систему правоохранительных органов  государства. Павоохранительными являются органы, которые «всей своей деятельностью  на основе закона и в соответствующих  формах на демократических принципах  призваны обеспечивать законность и  правопорядок, защиту прав и интересов  граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать, пресекать  правонарушения и применять государственное  принуждение или воздействие  к лицам, нарушившим законность и  правопорядок». Анализ законов и  подзаконных актов, регламентирующих деятельность наиболее типичных правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, органов  безопасности и др.) позволяет сделать  вывод о том, что мы относим  эти органы к числу правоохранительных скорее по логике, по совокупности всех выполняемых ими функций, а не потому, что так записано в нормативно-правовом акте, определяющем их компетенцию.

Правоохранительный статус таможенных органов прямо закреплен  законом (ст. 8 ТК). В этом отличительная  особенность таможенных органов  как органов правоохранительных, поскольку далеко не весь перечень отнесенных к компетенции таможенных органов функций носят явно правоохранительный характер. Правоохранительный характер деятельности таможенных органов подчеркнут в преамбуле ТК, являющегося базовым  фундаментом всего таможенного  законодательства и нормы последнего направлены на:

- защиту экономического  суверенитета и экономической  безопасности Республики Беларусь;

- развитие внешнеэкономических  связей Республики Беларусь;

- обеспечение защиты прав  граждан, субъектов хозяйствования  и иных юридических лиц, государственных  органов и соблюдение ими обязанностей  в сфере таможенного дела. В  соответствии с этими целями  осуществляется вся деятельность  таможенных органов, определяются  их задачи и перечень выполняемых  ими функций, которые отражаются  в соответствующих нормативно-правовых  актах.

 

2. Система таможенных  органов

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых  на них государством функций.

Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и  основанных на непрерывном обмене информацией  организационно-правовых воздействий  органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты  управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими  ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей  системе государственных органов.

Основными критериями классификации  являются объект и субъект управления.

Объектом управления применительно  к деятельности таможенных органов  являются правовые, экономические и  организационные основы таможенного  дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, активизацию связей белоруской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих  субъектов и государственных  органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Субъектами управления в  сфере таможенного дела являются таможенные органы Республики Беларусь, составляющие единую систему, в которую  входят:

- ГТК;

- таможни.

Систему таможенных органов  можно определить как обусловленную  функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся  едиными целями и задачами, а также  вертикальной подчиненностью нижестоящих  звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим  местом и положением в общей системе  играет определенную роль, выполняя больший  или меньший объем функций, возложенных  государством на таможенные органы в  целом.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

Основные функции таможенных органов изложены в ст. 10 ТК. Среди  них:

- участвуют в разработке  таможенной политики Республики  Беларусь и реализуют эту политику;

- обеспечивают соблюдение  законодательства, контроль за исполнением  которого возложен на таможенные  органы;

- принимают меры по  защите прав и интересов граждан,  предприятий, учреждений и организаций  при осуществлении таможенного  дела;

- обеспечивают в пределах  своей компетенции экономическую  безопасность Республики Беларусь, являющуюся экономической основой  суверенитета Республики Беларусь;

- защищают экономические  интересы Республики Беларусь;

- применяют средства таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений и другие.

Взаимоотношения в системе  таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации  и децентрализации. Централизация  выражается в строгой иерархической  подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы  таможенных органов вышестоящим. Децентрализация  проявляется в наличии у каждого  таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного  дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного  руководства с инициативой и  ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных  на них функций.

Таможенные органы выполняют  возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы  таможенных органов подчеркнуто  также наличием у них единой государственной  символики: все автотранспортные средства имеют свой -- опознавательный знак (эмблему таможенных органов).

В римской мифологии Меркурий - бог торговли и покровитель путешественников, которого изображают в дорожной шляпе, в крылатых золотых сандалиях, несущих  его над землей и морем. В руке он держит золотой жезл - кадуцей (от лат. caduceator- парламентер, переговорщик), открывающий ему все пути. Согласно мифу Меркурий получил жезл от Аполлона и прибыл с ним в Аркадию, где  обнаружил двух змей, которые грызлись друг с другом. Меркурий протиснул  между ними палку, и они слились  воедино. Так жезл Меркурия получил  вышеупомянутое название как знак мира, обозначающий не что иное, как умиротворение  и удаление от яда войны при  помощи добрых мирных слов. Со временем, в Древнем Риме, кадуцей превратился  в атрибут торговли, ибо торговля почиталась делом мудрым и в то же время требующим бдительной охраны. Жезл воплощает власть, две змеи - мудрость, крылья - усердие, а шлем - возвышенные помыслы. Так сложился современный вид этого символа - жезл, обвитый двумя змеями и  увенчанный двумя крылышками. После  Великой французской революции, этот символ стал международной эмблемой мирной торговли, международного обмена и представляет комплекс идей «торговли  и общения». Особая палочка как  жезл глашатаев, вестников и парламентеров  известна у многих народов, а не только у греков и римлян. Подобные жезлы  под названием «крывула» были известны также в Беларуси, Литве  и Польше вплоть до XVIII века. После  Великой Октябрьской революции  кадуцей в СССР постепенно превратился  в эмблему внешней торговли, поскольку  был понятен и принят как соответствующая  эмблема не только в Советском  Союзе, сколько во всем мире. Позднее  он стал эмблемой и советских таможенников.

В настоящее время жезл Меркурия как символ таможенных органов  используют многие страны мира: Россия, Польша, Литва, Словения, Монголия, Венгрия, Куба, Китай, Чехия и страны СНГ. Ключ как геральдический символ также  используется с древних времен. В  Библии ключ - символ власти и могущества. Это нашло отражение в эмблеме  папства и атрибутах святого  Петра. В средневековье ключи  символизировали безопасность. Графическое  изображение ключа, используемое в  эмблеме таможенных органов Беларуси, подчеркивает его ведомственную  принадлежность. Изображенная в качестве бородки ключа буква «М» является первой буквой белорусского слова «МЫТНЯ». Так, традиционный геральдический символ имеет национальный и ведомственный  признак.

Таможенные органы и находящиеся  в их распоряжении речные суда имеют  флаг.

Таможенные органы осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с таможенными лабораториями, научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями, вычислительными  центрами и другими предприятиями, учреждениями и организациями, подведомственными  ГТК. Основное назначение этих предприятий, учреждений и организаций, именуемых  в общем виде организациями таможенной службы, - создавать условия для  выполнения таможенными органами возложенных  на них функций и решения поставленных перед ними задач.

Деятельность таможенных органов и организаций таможенной службы должна осуществляться в строгом  соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь по вопросам таможенного дела. За неправомерные  решения, действия или бездействие  своих должностных лиц при  исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации  таможенной службы несут ответственность  как юридические лица в соответствии с ГК, если иное прямо не предусмотрено  международным договором, нормы  которого нарушены. При этом непосредственно  виновные в этом должностные лица таможенных органов и организаций  таможенной службы несут дисциплинарную, административную, уголовную или  иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

3. Государственный таможенный  комитет Республики Беларусь

Государственный таможенный комитет - является органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в  стране. Как орган исполнительной власти ГТК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Беларуси, а также  органами местного самоуправления. В  отдельных случаях (например, в случаях  обжалования в ГТК решений, действий или бездействия нижестоящих  таможенных органов) ГТК может вступать в непосредственные отношения с  должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также с физическими  лицами.

Информация о работе Понятие и правовой статус таможенных органов Республики Беларусь