Понятие и признаки опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный анализ опеки и попечительства проведенный по следующим направлениям:
анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования опеки и попечительства;
рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие опеки и попечительства.docx

— 89.43 Кб (Скачать файл)

3) Нуждается ли обследуемый  по своему психическому состоянию  в установлении над ним опеки?

По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается  к материалам дела.

Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает  в обязательном присутствии прокурора  и представителя органа опеки  и попечительства. Сам гражданин  может присутствовать на рассмотрении дела о признании его недееспособным в зависимости от состояния своего здоровья.

Решение суда о признании  гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение  трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.

Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними  решение о назначении гражданину опекуна принимается органом  опеки и попечительства в течение  месяца со дня получения необходимых  сведений из суда.

 

2.3 Установление попечительства над совершеннолетними гражданами

 

Над совершеннолетними гражданами может быть установлена не только опека, но и попечительство. Оснований  для установления над гражданином  попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными  напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким  гражданином может быть установлено  лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Об этом напрямую сказано  в постановлении Верховного Суда РФ №4 от 4 мая 1990 года (в ред. Постановлений  Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 №11, от 25.10.96 №10) “О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении  дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами”:31 “Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими веществами, дающее основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение”32.

Других оснований для  ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяет  сделать вывод о необходимости  расширения указанного перечня. Ведь ставить  свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными  играми, и рискованным ведением предпринимательской  деятельности, другими непродуманными действиями.

Дееспособность лица может  быть ограничена лишь судом в установленном  законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.

Гражданин, над которым  после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с  предварительного согласия попечителя.

Существенным различием  между опекой и попечительством  над дееспособными гражданами выступает  то, что попечитель не несет ответственности  за вред, причиненный действиями его  подопечного (ст. 1077 ГК РФ)33.

Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать  свои права и обязанности в  силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.

В роли попечителя над дееспособным гражданином может выступать  и администрация специализированного  стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).

Следует, однако, помнить, что  гражданин, над которым установлен патронаж, ни в коей мере не ограничивается в своей дееспособности. Следовательно, он может самостоятельно заключать  любые сделки. Попечитель является помощником такого гражданина, способствуя  максимальной защите его прав, свобод и законных интересов.

Между попечителем и подопечным может быть заключен договор поручения  или доверительного управления, который  позволит попечителю распоряжаться  имуществом подопечного.

 

2.4. Прекращение опеки и попечительства

Существует несколько  оснований для прекращения опеки  и попечительства. Опека над несовершеннолетними  прекращается автоматически по достижении им 14-летнего возраста, переходя в  попечительство. С наступлением совершеннолетия  прекращается и попечительство, установленное  над ребенком. По общему правилу  совершеннолетним признается ребенок, достигший 18-ти лет. Существуют и некоторые  исключения из общего правила.

Так, лицо может быть признано полностью дееспособным, если оно  вступает в брак до достижения совершеннолетия (п.2 ст. 21 ГК РФ) или было объявлено  полностью дееспособным (эмансипировано) в соответствии со ст. 27 ГК РФ34.

Прекращается опека над  несовершеннолетними и в случаях  их возвращения под опеку родителей, установления над ними усыновления (удочерения) или помещения их в  соответствующее воспитательное учреждение.

Автоматически прекращается действие опеки или попечительства и в случаях, если подопечный умер или был признан судом умершим.

Опека над совершеннолетним гражданином может быть прекращена и в результате его выздоровления. В таком случае гражданин признается судом дееспособным. Заявление о  признании лица полностью дееспособным может быть подано членами его  семьи, профсоюзом и другими общественными  организациями, опекуном, прокурором, органом опеки и попечительства, а также соответствующим лечебным учреждением. К заявлению должно быть приложено заключение судебно-психиатрической  экспертизы с обоснованием выздоровления  или значительного улучшения  состояния подопечного.

На основании данных экспертизы и других дополнительных свидетельств суд выносит решение о признании  выздоровевшего гражданина дееспособным. После вступления этого решения  в законную силу органы опеки и  попечительства отменяют установленную  над гражданином опеку.

Подобным образом прекращается попечительство над гражданином, ограниченным в своей дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками  или наркотическими веществами. Существенное отличие состоит в том, что  заявление о прекращении попечительства может исходить и от самого гражданина (п.2 ст. 263 ГПК  РФ)35.

Патронаж может быть прекращен  по заявлению гражданина, над которым  он был установлен, или в случае помещения последнего в соответствующее  медицинское учреждение.

Опекун или попечитель может быть освобожден от своих обязанностей и по собственному желанию. Как правило, это происходит из-за ухудшения состояния  его здоровья или материального  положения, а также при невозможности  установления психологического контакта с подопечным. Однако, подчеркну, опека  или попечительство на этом не прекращаются, так как не исчезают основания, приведшие  к их установлению. Просто обязанности  опекуна (попечителя) перекладываются  на другое лицо или администрацию  соответствующего учреждения.

До сих пор говорилось об основаниях прекращения опеки  и попечительства в тех случаях, когда опекун или попечитель добросовестно  исполняет свои обязанности. Однако законодатель предусмотрел возможность  прекращения опеки и попечительства в случаях ненадлежащего исполнения опекунами или попечителями своих  обязанностей.

Действия опекунов и попечителей  по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства. Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет  подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам.

Опекуны и попечители обязаны  предъявлять ежегодные отчеты о  своей деятельности.

Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей может быть связано как с отсутствием  у него необходимого опыта, так и  со злоупотреблением ими своим положением или использованием его в корыстных  целях. В любом случае их действия могут быть обжалованы в орган  опеки и попечительства. Жалоба может  исходить от любого заинтересованного  лица, в т.ч. и от самого подопечного.

Орган опеки и попечительства рассматривает все поступившие  жалобы и выносит по ним решения. Если будет установлено, что лицо умышлено выполняло свои обязанности  ненадлежащим образом, орган опеки  и попечительства может отстранить его от исполнения обязанностей опекуна (попечителя).

В отличие от смерти или  признания умершим подопечного, смерть или признание умершим  опекуна (попечителя) не приводит к  прекращению опеки или попечительства. Просто соответствующие права и  обязанности переходит на других лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Нормы об опеке и попечительстве представляют собой комплексный правовой институт, в котором ведущее место занимают нормы гражданского права, а их действие обеспечено нормами административно – правовой отраслевой принадлежности.

Статья 31 ГК РФ позволяет  сделать вывод о том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит  в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую  дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и  попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся  в ней физическим лицам.

Определяя круг обязанностей опекунов (попечителей), Гражданский кодекс РФ меняет подход к роли этих лиц и фактически возлагает  на их плечи все бремя забот  о подопечном – о питании, содержании, медицинском уходе, воспитании (для  несовершеннолетних). Увеличивают это  бремя и положения о возмещении вреда, причиненного подопечными, закрепленные в статьях 1073, 1074, 1076 ГК РФ.

Итак, законодатель с помощью института опеки  и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного  или не полностью дееспособного  лица, перемещая «центр тяжести», бремя  основных забот с органов государственной  власти или местного самоуправления на соответствующее физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым  рядом преимуществ и вполне оправдывает  себя в условиях гармонично развитого  общества, стабильной экономики и  обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного  и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (для ребенка).

Однако очевидно, что в современной России при  условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих  обязанностей государством фактически эксплуатируется (и весьма активно) определенный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В большинстве случаев этот интерес расположен в рамках закона и носит неимущественный характер. Речь идет о стремлении лица удовлетворить потребность в общении, заботе о ближнем, в особенности – удовлетворить потребность в поддержке родственника, в исполнении отеческого (сыновнего) долга.

Законодатель  должен найти способы поддержки  тех граждан, кто отважился взять  на себя заботу об инвалидах или  детях, и стимулировать тем самым  остальных сограждан к подобному  поведению. В то же время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Возможные изменения  в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что, в свою очередь, обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и  исключительно конъюнктурной в  современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально  – полезной единицы – потенциального налогоплательщика, военнообязанного, родителя, иного члена семьи. В  решении обозначенных вопросов так  называемые публичные и частные  интересы как нельзя более тесно  взаимосвязаны, однако преобладание последних  совершенно очевидно.

С целью совершенствования  института опеки и попечительства, прежде всего необходимо обратиться к основанию возникновения отношений  по опеке и попечительству. Как  и ранее, по действующему законодательству таким основанием является акт органа опеки и попечительства – постановление  о назначении соответствующего лица опекуном (попечителем).

Сегодня в действительности назначение опеки или попечительства производится лишь в случаях, когда  лицо, желающее выполнять эти функции, подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление. Таким образом, определяющим фактором в возникновении соответствующих правовых последствий становится свободное волеизъявление опекуна (попечителя). Это, безусловно, не означает автоматического назначения гражданина, поскольку при несоответствии его личностных характеристик требованиям закона орган опеки и попечительства обоснованно отказывает в установлении опеки (попечительства). Тем не менее акцент в этих правоотношениях сместился в сторону опекунов (попечителей) и их волеизъявления, что в большей степени обусловлено отсутствием возможности выбора между несколькими кандидатурами.

Информация о работе Понятие и признаки опеки и попечительства