Понятие права государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.
В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (часть 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

Введение

В нашей стране государственная  собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и  имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной  собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы  и правомочий других собственников, исключение частной собственности  как таковой не дало положительных  результатов.

В настоящее время законодательством  закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая  и государство (статья 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации государственного имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности (п. 4 ст. 212 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

В связи с переходом  к обществу с рыночной экономикой субъекты Российской Федерации, как государственные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Российская Федерация отказалась от иммунитета в качестве особого субъекта права в сфере гражданских правоотношений внутри страны.

 

 

1. Понятие права  государственной собственности.

Действующее законодательство рассматривает государственную  и частную собственность не как  противостоящие друг другу формы  собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной  собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.

В сложной системе экономических  отношений государственная собственность  представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества  других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных  интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном  положении, согласно которому носителем  и единственным источником власти в  РФ является ее многонациональный народ (часть 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации).

Право государственной собственности  в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации и субъектам  РФ, правомочия по использованию принадлежащего им имущества и обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения.

В субъективном смысле право  государственной собственности  включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов.

 

1.1. Субъекты права государственной собственности

Применительно к праву  государственной собственности  ст. 214 ГК устанавливает правило о  множественности субъектов государственной  собственности, носителями которой  выступает либо Российская Федерация  в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты в отдельности - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (в отношении имущества, составляющего  собственность субъекта Федерации).

Данная сложная структурная  модель права государственной собственности  более предпочтительна. Без нее  в период перехода от монополистической  государственной (общенародной) собственности  к системе собственности, свойственной рыночной экономике, в условиях, когда  субъекты Федерации осознали свою имущественную  и хозяйственную самостоятельность, обойтись просто невозможно.

Статья 72 Конституции РФ предусматривает возможность нахождения в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими  природными ресурсами. Совместное ведение  вопросами собственности в отношении  указанных объектов означает, прежде всего, решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов РФ, но не предполагает установления общей совместной собственности субъектов РФ, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом. Как собственники принадлежащего им имущества, Российская Федерация и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга (п. 5 ст. 126 ГК).

Указанные в ст. 124 ГК субъекты права государственной собственности - Российская Федерация в целом, республики, национально-государственные и административно-территориальные  образования вступают в гражданские  правоотношения и действуют в  соответствии с нормами, определяющими  участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Управление государственной  собственностью и реализация правомочий собственника осуществляются через  систему государственных органов  юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в две  группы.

К первой группе относятся  органы государственной власти, наделенные общей или специальной правоспособностью. В рамках компетенции, установленной  нормативными актами, определяющими  их правовой статус, органы государственной  власти от имени Российской Федерации  либо субъектов РФ осуществляют правомочия собственника. Вторую группу составляют государственные органы, а также  юридические лица и граждане, которые  выполняют возложенные на них  функции.

Систему государственных  органов, осуществляющих правомочия собственников  государственного имущества соответственно от имени Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном порядке, возглавляют высшие органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, президенты, правительства и законодательные органы субъектов РФ).

Среди государственных органов, осуществляющих правомочия собственника, важное место принадлежит Министерству имущественных отношений РФ, в  которое было преобразовано Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество  России) в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". К его компетенции отнесены полномочия, связанные с проведением единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; управлением и распоряжением государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координацией в случаях, установленных законодательством РФ, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Функции Министерства имущественных  отношений РФ пересекаются с функциями  другого государственного органа - Российского фонда федерального имущества, который действует при  Правительстве РФ в качестве специализированного  финансового учреждения. В пределах предоставленных ему Правительством полномочий Российский фонд федерального имущества выступает учредителем акционерных обществ, приобретает доли участия (паи, акции) в капитале обществ и товариществ, осуществляет иные действия, связанные с реализацией прав, вытекающих из владения долями участия (паями, акциями).

Федеральное казначейство РФ по поручениям Правительства и министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, участвует в  обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и  внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в  ведении федерального Правительства, ведение операций по учету государственной  казны. В случаях, предусмотренных  законом, Федеральное казначейство РФ может выступать истцом в суде в защиту права государственной  собственности.

Как уже было сказано ранее, вступление государства в гражданские  правоотношения возможно с помощью  государственных органов, юридических  и физических лиц, выполняющих специальные  поручения по осуществлению правомочий собственника от имени государства.

 

 

1.2. Содержание права государственной собственности

Право государственной собственности  в субъективном смысле включает в  себя правомочия владения, пользования  и распоряжения.

Право владения имуществом, принадлежащим РФ и субъектам  РФ, означает, что в их охраняемом законом обладании находятся  материальные ценности. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану. При  передаче части имущества своим  организациям (учреждениям и предприятиям) государство, субъект РФ сохраняют  за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной  организации не исчерпывает право  владения субъекта права государственной  собственности, оно не совпадает  с ним ни по объему, ни по назначению.

Правомочие владения государственной  организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению  к праву владения государства, субъекта РФ. В конечном итоге, само государственное  предприятие, а также казенное унитарное  предприятие, государственное учреждение, как определенный имущественный  комплекс (ст. 132 ГК), являются объектом государственной собственности, а, следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ.

Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом  РФ возможность целенаправленно  извлекать из имущественных ценностей  выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в  целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека.

Право распоряжения субъектов  права государственной собственности  должно состоять в их возможности  определять юридическую судьбу имущества  путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.

В науке гражданского права  существовала точка зрения, в соответствии с которой право распоряжения государства заключалось "в установлении им порядка владения и пользования народным достоянием, распределении имущества, определении наилучших правовых форм, в которых должно осуществляться управление государственной собственностью", т.е. по существу сводилось к праву государства путем издания законодательных актов, а также административных актов самому устанавливать рамки своих прав собственника и пределы их осуществления.

Нельзя не учитывать, что  государство, субъекты РФ как политические суверены не могут не воздействовать на установление границ содержания права  собственности. Однако с установлением  равенства защиты всех форм собственности  и утратой государством некоторых  преимуществ перед другими участниками  гражданских правоотношений положение  изменилось.

Вместе с тем следует  признать, что гражданско-правовое регулирование отношений по распоряжению государственной собственностью находится  не на должном уровне. В значительной степени регулирование имущественных  отношений с участием государства  осуществляется на основе публично-правовых норм, а не норм гражданского права. Те же отношения, которые регулируются нормами ГК, подчас требуют более  детальной регламентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Объекты права государственной собственности

Круг объектов права государственной  собственности неограничен. В собственности  государства может находиться любое  имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности: имущество, составляющее исключительную собственность  государства. Это имущество, которое  находится в исключительном обладании  общества и используется исключительно  в интересах народа или для  обслуживания особых государственных  нужд.

Объекты исключительной государственной  собственности функционируют в  особом правовом режиме, который на законодательном уровне до конца  не определен. Режим имущества, составляющего  исключительную государственную собственность, связан с монополией государства  на это имущество, ограничением его  оборотоспособности и, как правило, с наложением законодательных запретов на обращение его в частную  собственность. Так, в случае обнаружения  клада, содержащего вещи, относящиеся  к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную  собственность (ст. 233 ГК). Перечень имущества, которое может находиться в исключительной государственной собственности, должен стать определяющим и по отношению  к перечню имущества, не подлежащего  приватизации.

Информация о работе Понятие права государственной собственности