Понятие права государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.
В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (часть 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации к  ним отнесены: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и  морской экономической зоны, а  также иные природные объекты, объекты  историческо-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество  государственной казны, Вооруженных  Сил; объекты оборонного производства, ядерной энергетики; расщепляющиеся материалы; ядовитые и наркотические  вещества; другие объекты и имущества.

Данный перечень объектов исключительной государственной собственности  не является исчерпывающим. Он может  дополняться, конкретизироваться, из него могут исключаться те или иные объекты.

Стремление к сохранению устойчивого статуса объектов с  режимом исключительной государственной  собственности не должно противоречить  основным принципам осуществления  права собственности: максимального  использования полезных свойств  имущества и извлечения наибольшей прибыли.

Намерением достичь наибольшего  экономического эффекта от их использования  продиктованы изменения отношений  собственности на природные ресурсы. Однако расширение сферы частной  собственности на природные ресурсы  нуждается в глубоком анализе  возможных негативных экономических, экологических последствий. Решение  вопроса об отнесении природных  объектов к объектам частной собственности  возможно в том случае, когда прибыль, доход от использования объекта, прежде всего, зависят от наиболее эффективного и рационального его использования. Данная зависимость наблюдается при использовании земли.

Что касается других объектов природных ресурсов (вод, недр, лесов), то передача их в частную собственность  неоправданна (по крайней мере сегодня, когда механизм государственного контроля является недейственным), хотя использование  этих объектов частными лицами в режиме иных прав не исключается (например, на условиях аренды).

Наряду с категорией "исключительная государственная собственность" имеет место и другая категория  объектов государственной собственности, отнесенных к "неотъемлемому достоянию  народов". По мнению некоторых ученых, имущество, объявленное достоянием народов, является разновидностью объектов, составляющих исключительную государственную собственность.

Согласно точке зрения других ученых, категория "достояние  народов" употребляется по отношению  к имуществу, установление права  собственности на которое вообще невозможно (оно не может быть объектом права собственности). Государство как юридический собственник (фактическим собственником является народ) в отношении имущества, объявленного достоянием народа, обладает лишь компетенцией управления в общенародных интересах, использования в ограниченных пределах и передачи в ограниченное пользование другим лицам (юридическим или физическим).

Иными словами, на правомочие распоряжаться этим имуществом налагаются строжайшие запреты. Право распоряжаться  имуществом, объявленным достоянием народов, настолько ограничено, что  позволяет сравнить его с правомочиями распоряжения в иных ограниченных вещных правах. Отсюда делается вывод о  том, что данное имущество не имеет  собственника. Оно находится в  ведении избранных народом органов  государственной власти.

Позиции ученых относительно категории "достояние народов" не столь противоречивы, поскольку  признание имущества, объявленного достоянием народов, разновидностью исключительной государственной собственности, на чем настаивают авторы одной из точек  зрения, допускает признание за ними особого правового режима, по сравнению  с общим режимом имущества, составляющего  исключительную государственную собственность. Стоит согласиться с теми, кто  полагает, что эти объекты требуют  к себе особого внимания, поэтому  с целью обеспечения "их сохранности  в интересах настоящего и будущих  поколений россиян" следует ограничить или совсем исключить возможность  собственника ими распоряжаться. Объявление общенародным достоянием тех или  иных объектов, в том числе объектов, относящихся к природным ресурсам, должно происходить в индивидуальном порядке на основе законодательного определения, после чего они должны находиться под особой защитой и  функционировать в особом правовом режиме, определенном законом.

Что же касается вопросов отнесения  государственной собственности  либо к федеральной собственности, либо к собственности субъектов  Федерации, то в соответствии с ч.1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Статус объектов государственной собственности, касающийся их субъектной принадлежности, определяется согласно Федеративному договору по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Определение субъектной принадлежности государственного имущества на основании  взаимной договоренности органов государственной  власти РФ и субъектов РФ касается не только объектов, находящихся в  федеральной собственности, которые  могут передаваться в собственность  субъектов РФ. Возможен и обратный процесс перехода государственной собственности из собственности субъектов Федерации в федеральную собственность, как и в первом случае находящийся за пределами гражданско-правового регулирования.

Особенно часто возникают  проблемы установления субъектной принадлежности земли и других природных ресурсов, которые следует особо выделить среди других объектов государственной  собственности.

В Конституции РФ (ст. 9) устанавливается, что земля и природные ресурсы  могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности. Они  используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и  деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории.

В п. 2 ст. 214 ГК определен особый режим земли и природных ресурсов, который заключается в том, что  государственной собственностью признается вся та земля и все те природные  ресурсы, которые прямо не переданы в частную либо муниципальную  собственность. Таким образом, устанавливается своеобразная презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225 ГК).

Правовое регулирование  отношений в области разграничения  государственной собственности  на землю осуществляется также Федеральным  законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О  разграничении государственной  собственности на землю".

Особо следует сказать  о правовом режиме государственного имущества, находящегося за рубежом. Его  правовой статус определяется прежде всего требованием об иммунитете государственного имущества, находящегося за рубежом. Этот принцип закреплен  в ст. 401 ГПК, которая исходит из концепции судебного иммунитета имущества иностранного государства  и требует соответствующего подхода  к имуществу нашего государства.

Иммунитет имущества государства  означает, что без согласия компетентных органов соответствующего государства  не могут быть обращено взыскание  на имущество, обеспечен иск за счет имущества, находящегося за рубежом, либо предприняты иные меры, действия, связанные  с ограничением права собственности.

В настоящее время в  Российской Федерации принят ряд  законов об ограничении иммунитета государства, выступающего в качестве субъекта в гражданско-правовых отношениях. Данные ограничения не распространяются на имущество, используемое в дипломатических и иных некоммерческих целях.

Особенности управления федеральной  собственностью, находящейся за рубежом, до принятия специального закона определяются Постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 "Об управлении федеральной  собственностью, находящейся за рубежом", Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2001 г. N 672 "Об утверждении Порядка распределения доходов от использования федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 10 "Об утверждении Порядка отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации".

В соответствии с указанными нормативными актами Управление делами Президента РФ и Министерство иностранных  дел РФ в пределах своей компетенции  являются полномочными представителями  Российской Федерации в отношении  расположенного за пределами Российской Федерации недвижимого имущества  бывшей Российской империи и бывшего  СССР, в том числе недвижимого  имущества его органов, организаций  и учреждений, а также упраздненных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций  РФ и осуществляют организацию поиска, защиту названного имущества, надлежащее оформление прав собственности РФ на него.

Находящееся в собственности  РФ, а также в собственности  субъектов РФ имущество подразделяется на две части. Одна часть государственного имущества закрепляется за государственными юридическими лицами на ограниченных вещных правах: праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Это "распределенное" государственное  имущество является базой для  участия организаций в гражданском  обороте и основой их имущественной  самостоятельности. Оно не может  использоваться для обеспечения  покрытия возможных долгов государства, поскольку предприятия и учреждения, как юридические лица, не отвечают своим имуществом по долгам учредившего  их собственника - государства.

Другая часть имущества, принадлежащего РФ, субъектам РФ на праве собственности, не закрепленного  за государственными предприятиями  и учреждениями, образует соответственно государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе  РФ, казну края, области, автономного  округа, автономной области, города федерального значения.

Статья 214 ГК исключает из государственной казны имущество, закрепленное за государственными предприятиями  и учреждениями. Надо полагать, что  из государственной казны исключается  не только имущество предприятий, закрепленное за ними изначально, но и имущество, приобретенное субъектами в процессе их хозяйственной деятельности.

Казна Российской Федерации, казна субъекта Федерации состоит  из средств соответствующего бюджета  и иного государственного имущества.

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями  и учреждениями ("нераспределенное" государственное имущество) и не относящееся к объектам исключительной государственной собственности, может  быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.

Реальным объектом взыскания  являются, прежде всего, бюджетные средства. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности  государства по долгам его казенных предприятий и учреждений при  недостатке у них денежных средств  для расчетов со своими кредиторами, а также по долгам предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, в  случае его банкротства, если несостоятельность  юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества  юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеют возможность иным образом  определять его действия (п. 3 ст. 56 ГК).

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Основания возникновения права государственной

собственности.

Среди различных оснований  возникновения права государственной  собственности необходимо выделить общегражданские и специальные  способы приобретения государственной  собственности. К первой группе способов относятся основания, по которым  собственником может стать не только государство, но и любой другой субъект гражданского права. Вторую группу составляют основания, по которым  только государство может стать  собственником соответствующего имущества.

Здесь рассматриваются только специальные способы приобретения права государственной собственности: национализация, реквизиция, конфискация, иные случаи принудительного изъятия  государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.), переход  по наследству выморочного имущества.

В свою очередь, каждый из названных  способов в соответствии с общепринятой классификацией оснований возникновения  права собственности может быть отнесен к первоначальным либо производным  способам возникновения права собственности.

Национализация представляет собой принудительное изъятие имущества  из частной собственности в собственность  государства на основании специальных  законодательных актов. Она проводится с выплатой бывшим собственникам  определенной компенсации.

В период становления Советской  власти в нашей стране в основном использовалась форма прямой экспроприации, т.е. безвозмездного изъятия имущества  из частной собственности в собственность  государства. В настоящее время  принудительное отчуждение имущества  для государственных нужд допускается  нашим законодательством при  условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ, ст. ст. 235, 306 ГК), что соответствует идее правового государства.

Отступление от этого правила  может быть предусмотрено федеральным  законом в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.

Статья 306 ГК определяет общее  правило о последствиях прекращения  права собственности в силу закона. В ней установлено, что в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в  результате принятия этого акта, в  том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Сам закон  о национализации не может быть оспорен  в суде в порядке гражданского судопроизводства. Однако споры о  возмещении убытков, причиненных в  результате национализации, разрешаются  судом.

Информация о работе Понятие права государственной собственности