Порядок ликвидации юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы– раскрыть основные аспекты ликвидации предприятий, а так же рассмотреть право на гарантии и компенсации работникам при ликвидации юридического лица.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач.
Задачи работы:
1. Дать общее понятие о ликвидации;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу ликвидации предприятия;
3. Охарактеризовать добровольную и принудительную ликвидации

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава.1 Порядок ликвидации юридического лица……………………………6
Основания для принудительной ликвидации юридического лица……….8
Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица………...………………………………….18
Принудительная ликвидация……………………………………………….24
Последствия для учредителей в случае принудительной ликвидации организации…………………………………………………………………..30
Общие положения………………...…………………………………………32
Глава. 2 Защита трудовых прав граждан при проведении ликвидации юридического лица………………………………………………………………48
2.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как защита трудовых прав………………………………….52
2.2.Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации..…..64
Заключение…………………………………………….………………………...77
Список литературы ……………………..……………………………………….80
Приложения……………………………………………………………………...82

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по трудовому + гражданка.docx

— 118.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Ведение…………………………………………………………………………….3

Глава.1  Порядок ликвидации юридического лица……………………………6

    1. Основания для принудительной ликвидации юридического лица……….8

    1. Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица………...………………………………….18

    1. Принудительная ликвидация……………………………………………….24
    1. Последствия для учредителей в случае принудительной ликвидации организации…………………………………………………………………..30

    1. Общие положения………………...…………………………………………32

Глава. 2  Защита трудовых прав граждан при проведении ликвидации юридического лица………………………………………………………………48

2.1. Государственный  надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как защита трудовых прав………………………………….52

2.2.Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации..…..64

Заключение…………………………………………….………………………...77

Список  литературы ……………………..……………………………………….80

Приложения……………………………………………………………………...82

 

 

 

Введение.

  Актуальность темы работы определяется тем, что при прекращении функционирования юридического лица (предприятия) оно выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование предприятие.

Деятельность предприятий прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства.

В зависимости от того, какой орган  принял решение о прекращении  функционирования юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант (добровольный) возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращение существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

В зависимости от наличия либо отсутствия правопреемства различают такие виды прекращения деятельности предприятий, как реорганизация и ликвидация предприятия.

Ликвидация (ст. 61 ГК РФ) - юридического лица не что иное, как прекращение функционирования предприятия без правопреемства, т.е. прекращение существования , как самого предприятия, так и его прав и обязанностей..

Ликвидация  юридического лица не что иное, как сложная и зачастую длительная процедура, затрагивающая интересы третьих лиц. Договоры с работниками прекращаются на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ из-за невозможности продолжения деятельности, как самой организации, так и трудовой деятельности работников. Поэтому требует открытости и гласности. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ(ред. от 28.07.2012)"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) Ее первым этапом является соответствующая отметка о реестре предприятий, открытом для заинтересованных лиц. Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящей с ним в отношениях имеет возможность узнать о ликвидации еще до официального опубликования.

Цель данной курсовой работы– раскрыть основные аспекты ликвидации предприятий, а так же рассмотреть право на  гарантии и компенсации работникам при ликвидации юридического лица.

Для достижения цели необходимо выполнить  ряд задач.

Задачи работы:

1. Дать общее понятие о ликвидации;

2. Проанализировать нормативно-правовую  базу ликвидации предприятия;

3. Охарактеризовать добровольную  и принудительную ликвидации;

4.Определить гарантии и компенсации при ликвидации юридического лица;

5. Раскрыть правовые основы ликвидации  путем реорганизации предприятия.

Теоретической основой настоящей работы выступает нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы в области труда и прав граждан РФ : Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития России, дополнительная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава.1  Порядок ликвидации юридического лица

Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

 Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, и иными актами.   Федеральный Закон  от 19.05.95 N 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 21.11.2012) "Об общественных  объединениях"

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

  1. добровольная ликвидация;
  2. принудительная ликвидация.

Принудительная ликвидация

Под принудительной ликвидацией юридического лица понимается его ликвидация в  судебном порядке по иску уполномоченных органов. Основания для принудительной ликвидации предусмотрены Гражданским  кодексом РФ и некоторыми законами. (см.ниже)

Решение о принудительной ликвидации принимает суд (арбитражный суд). Обратиться в суд с требованием  о ликвидации юридического лица может  государственный орган или орган  местного самоуправления, которому право  на предъявление такого требования предоставлено  законом (см. ниже).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены  обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае дальнейшая процедура ликвидации ничем не отличается от процедуры добровольной ликвидации. Никакого «упрощенного» порядка при принудительной ликвидации нет.

В п.24 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъясняется, что если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации, однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п.1 ст.6 ГК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Основания для принудительной ликвидации юридического лица

Основания для принудительной ликвидации указаны в п.2 ст.61 ГК РФ, а также  в иных федеральных законах.

Однако в п.23 Постановления Пленума  ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъясняется, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных п.2 ст.61 ГК РФ. Неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

Юридическое лицо может быть ликвидировано  в судебном порядке по следующим  основаниям.

1. При создании юридического  лица допущены грубые нарушения  закона, если эти нарушения носят  неустранимый характер.

В частности, согласно ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»  от 08.08.2001 № 129-ФЗ (действующая редакция) регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при создании такого юридического лица были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов и эти нарушения носят неустранимый характер.

2. Осуществление юридическим лицом  деятельности без надлежащего  разрешения (лицензии).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов  деятельности" устанавливает виды деятельности, подлежащие лицензированию.

3. Осуществление запрещенной законом  деятельности.

В соответствии с п.3 ст.55 Конституции  РФ права и свободы человека и  гражданина могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства. Таким образом, федеральными законами может быть запрещено осуществление  определенной деятельности.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено  право каждого на благоприятную  окружающую среду. В соответствии с  абз.2 п.2 ст.60 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная  и иная деятельность, оказывающая  негативное воздействие на указанные  территории и препятствующая осуществлению  ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

4. Осуществление деятельности с  иными неоднократными или грубыми  нарушениями закона или иных  правовых актов.

Согласно п.23 Постановления Пленума  ВФ РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных  с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", неисполнение юридическим лицом требований, содержащихся в законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие  действия (бездействие) как неоднократные  или грубые нарушения данного  закона или иного правового акта.

В частности, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если юридическое  лицо допустило грубые нарушения  законов или иных нормативных  правовых актов государственной  регистрации.

Налоговые органы на основании вправе обращаться в суд с исками о  ликвидации юридических лиц, в частности  в случае неоднократного или грубого  нарушения налогового законодательства.

Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление  организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной  деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов.

Однако при рассмотрении иска о  ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с  неоднократными или грубыми нарушениями  закона арбитражный суд должен установить, какие конкретно нарушения закона допущены, и оценить их характер, после чего решать вопрос о ликвидации.

В соответствии с ФЗ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении  денежных расчетов с населением" налоговые органы обязаны при  повторном нарушении юридическим  лицом указанного закона и Положения  по применению контрольно-кассовых машин  обращаться в суд с иском о  ликвидации данного юридического лица с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с  денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

Невыполнение решений учредителей (участников) или органа юридического лица о его добровольной ликвидации не может служить основанием для  принудительной ликвидации юридического лица. Если учредители (участники) или  уполномоченный орган юридического лица приняли решение о добровольной ликвидации юридического лица, но не назначили  ликвидационную комиссию и не установили порядок и срок проведения ликвидации, это не является основанием для принудительной ликвидации юридического лица. Такие  обстоятельства нельзя отнести к  случаям, предусмотренным п.2 ст.61 ГК РФ, т.к. в действиях юридического лица не содержится грубого или неоднократного нарушения законодательства. Принятие учредителями или органом юридического лица решения о его добровольной ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и определения порядка  проведения ликвидации не является основанием к принудительной ликвидации юридического лица, если только в его деятельности не установлены неоднократные или  грубые нарушения действующего законодательства.

5. Систематическое осуществление  общественной или религиозной  организацией (объединением), благотворительным  или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным  целям.

Согласно п.1 ст.49 ГК РФ юридическое  лицо может иметь гражданские  права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных  документах, и нести связанные  с этой деятельностью обязанности. В п.2 ст.52 ГК РФ указано, что в учредительных  документах некоммерческих организаций  должны быть определены предмет и  цели ее деятельности.

Информация о работе Порядок ликвидации юридического лица