Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Содержание

Введение
1. Сущность и виды обеспечения законности в сфере исполнительной власти

2. Контроль органов государственного управления

3. Надзор в сфере государственного управления

4. Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан

Заключение

Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая админ право 2.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)

§ принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

§ выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;

§ принятие мер по привлечению  к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Сущность контроля в сфере  исполнительной власти заключается  в том, что уполномоченные на то государственные  органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, нет  ли в деятельности подконтрольных органов  исполнительной власти и их должностных  лиц каких-либо отклонений, а если таковые имеются, то своевременно ли их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных ему участках работ по руководству  хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на:

§ общий - охватывает всю деятельность подконтрольных объектов;

§ ведомственный - осуществляющийся в рамках одного ведомства, министерства, организации и т.д. Например, Министерство путей сообщения Российской Федерации осуществляет контроль над правилами применения действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций;

§ над ведомственный - осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями над ведомственного характера.

В пределах своей компетенции  они контролируют деятельность органов  исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по отдельным (специальным) вопросам.

Между субъектами и объектами  этого контроля отсутствует организационная  подчиненность.

К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся: правительство, федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти.

Признаки контроля:

§ между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев  существуют отношения подчиненности  или подведомственности;

§ контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого;

§ контролирующий наделен правом отменять решения контролируемого;

§ контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и  личных качеств кандидатов на замещение  должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т. п.

Особое значение имеют  проверки, которые заключаются в  установлении фактических данных и  сборе информации о выполнении нормативных  актов по проверяемым вопросам. Для  успешного контроля, помимо знания нормативного материала, необходим  практический опыт работы по вопросам проверки, а также владение методикой  и техникой ее проведения.

Контроль должен основываться на следующих принципах:

§ систематичность, т.е. контроль должен проводиться в системе, постоянно;

§ законность, т.е. деятельность контролирующих органов (должностных  лиц) должна осуществляться в рамках закона;

§ объективность; суть данного  принципа состоит в том, что контролирующие органы (должностные лица) должны отражать реальное положение дел на подконтрольном объекте;

§ гласность; этот принцип  выражается в том, что о проводимом контроле должны ставиться в известность  заинтересованные должностные лица;

§ результативность; этот принцип  состоит в том, что по установленным  недостаткам должны быть приняты  конкретные меры.

Виды контроля:

1) В зависимости от  субъектов, осуществляющих контроль, различают:

§ государственный контроль осуществляется Президентом РФ, органами законодательной, исполнительной и  судебной власти;

§ общественный контроль осуществляется общественными объединениями граждан (политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации и  др.).

2) В зависимости от  объема контроль подразделяется  на:

§ общий (охватывает всю деятельность подконтрольного объекта);

§ специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, например, уплата налогов).

§ В зависимости от источника  различают: внутренний контроль, когда он осуществляется самими органами исполнительной власти внутри своей системы, собственными силами министерства, ведомства, учреждения;

§ внешний контроль, когда  он осуществляется за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти).

3) В зависимости от  того, на какой стадии деятельности  подконтрольного объекта проводится  проверка, различают:

§ предварительный контроль проводится до совершения конкретных действий, его цель состоит в предупреждении нарушений;

§ текущий контроль осуществляется в процессе повседневной деятельности подконтрольного объекта, его цель - выяснение состояния законности;

§ последующий контроль осуществляется по итогам деятельности, его цель - проверка реального исполнения соответствующих  решений, предписаний контролирующих органов.

Эффективный контроль позволяет  судить о фактическом положении  дел, о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько  эффективны подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти. На основе полученной информации можно оперативно устранять недостатки в нормотворческой  деятельности, вносить изменения  и дополнения в нормативные акты, повышать их качество. Контрольная  информация играет большую роль в  осуществлении задач экономической  реформы, сбережении ресурсов, совершенствовании  системы органов исполнительной власти, определении профессионализма управленческих кадров, в борьбе с  бюрократизмом и преступностью  в среде государственных служащих.

 

3. Надзор  в сфере государственного управления

Надзор как способ обеспечения  законности в сфере исполнительной власти - постоянное, систематическое  наблюдение специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных  им органов или лиц с целью  выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного  объекта дается только с точки  зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличии от контроля , вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.

Признаки надзора:

§ надзор осуществляется в  отношении неподчиненных органов  предприятий, учреждений, организаций  и лиц;

§ надзор имеет целью проверять  деятельность с точки зрения законности;

§ надзорный орган не имеет  право вмешиваться в текущую  административно-хозяйственную деятельность поднадзорного органа;

§ надзорный орган не имеет  право отменять и изменять акты поднадзорного  органа;

§ при надзоре принимаемые  меры носят специальный характер, и они направлены на устранение нарушений  законности.

В настоящее время надзор в сфере государственного управления подразделяется на следующие виды:

§ прокурорский;

§ административный.

Прокурорский надзор направлен  на то, чтобы все органы управления и их должностные лица соблюдали  законы и не издавали управленческих актов, противоречащих законам.

Прокурорский надзор распространяется на действия и акты федеральных министерств, ведомств, ниже стоящих органов исполнительной власти и выражается в том, что устанавливает, соответствуют ли акты и действия поднадзорных актов конституции и закону.

В соответствии с Федеральным  законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре  Российской Федерации» (с изм. от 30.12.2001г.) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

§ надзор за исполнение законов  ФОИВ (федеральными службами), представительными  и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а  также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов;

§ надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина ФОИВ, представительными и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

§ надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

§ надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначенные судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу;

§ уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

§ координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и  исполнением законов и за соответствием  законам тех правовых актов, которые  издаются уполномоченными государственными органами власти. Прокуратура не подменяет  их и не вмешивается в оперативно- хозяйственную деятельность, так  как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления.

Проверки исполнения законов  прокуратурой проводятся на основании  поступивших сообщений и иной информации о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

В Федеральном законе от 17.01.92г.№2202-1 «О прокуратуре РФ» (с  изм. от 30.12.2001г.) закреплены следующие формы реагирования прокурора на нарушения законности:

§ Протест. Прокурор и его  заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт  в орган или должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее  чем в десятидневный срок с  момента его поступления. О результатах  рассмотрения протеста незамедлительно  сообщается прокурору в письменной форме.

§ Представление. Представление  об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения. В течение месяца со дня  внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О результатах  принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

§ Постановление. Исходя из характера нарушения закона должностным  лицом, прокурор выносит постановление  о возбуждении уголовного дела или  производства об административном правонарушении. Постановление подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным  лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

§ Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии  сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель  объявляет в письменной форме  должностным лицам предостережение  о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в данном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к  ответственности в установленном  законом порядке.

Все большую актуальность приобретает надзор за соблюдением  законодательства о собственности, приватизации, предпринимательстве, земельной  реформе, охране окружающей среды, занятости  населения, а в последнее время -- о неплатежах, налоговых правонарушениях и задержках пенсий и зарплат.

Административный надзор - это систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением  законов и подзаконных актов, осуществляемое специально уполномоченными  органами управления в пределах своей  компетенции по подведомственным вопросам в отношении организационно неподчиненных  им предприятий, учреждений и организаций. Надзорная деятельность таких органов  управления направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственной  подчиненности.

Информация о работе Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан