Права и свобода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:32, реферат

Краткое описание

В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности по конституции РФ, используя доступные мне средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового анализа во-вторых, что кажется мне наиболее существенной и значимой частью моей работы, выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.

Вложенные файлы: 1 файл

права и свобода.docx

— 41.39 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

В данной работе я поставил перед собой две цели:  рассмотреть  непосредственно конституционную  защиту прав и свобод  личности по конституции РФ, используя доступные  мне средства и методы,  в том  числе  и  метод  сравнительно-правового  анализа во-вторых,  что  кажется  мне  наиболее существенной и значимой частью моей работы,  выявить недостатки Конституции РФ  1993  в сфере защиты прав и свобод личности.

 

     Для этих  целей я использую  такие   источники  как,  прежде

всего, Конституция РФ 1993, Конституция Франции 1958 года (включая Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1783 года  и Преамбулу  Конституции  1946 года),  и отчасти Конституция США. Что же касается вторичных  источников,  то  есть  комментаторов данных правовых документов,  то, на мой взгляд, они не так важны.  Это книга Француа Люшера "Конституционная защита  прав  и свобод  личности",  а также "Основы Конституционного права Российской Федерации" А.И.  Коваленко.  Для определения  некоторых понятий, таких как демократия, либерализм, я использую компиля-тивный источник "Что такое демократия"  Информационного агентства США.  Общей теоретической базой для меня явились такие источники как "Теория государства и права"(МЮИ, 1993 год) и "Идея правового государства: истоки,  перспективы, тупики" Также я цитирую А.П.  Герасимова и его работу "53 вопроса о Конституции РФ"

 

Почему я выбрал именно эту тему для курсовой работы?  Дело в том, что "Российская Федерация - демократическое правовое государство..."(ст.1 Конституции РФ,  далее КРФ) и "Человек,  его права и свободы являются  3высшей ценностью 0.  Признание, соблюдение и 3 защита прав и свобод человека и гражданина -  обязанность государства" 0(ст.  2  КРФ)  Мне нравятся принципы,  заложенные в этих двух статьях.  И я искренне надеюсь, что они получат дальнейшее развитие. Именно по этой причине я решил выбрать эту тему для курсовой работы.  На мой взгляд, пока еще не все так хорошо и замечательно, как провозглашено в Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта,  что в ней заложен огромный потенциал,  при  реализации  которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

 

 

Защита права  на свободу.

 

Свобода личности. 0  Право  личности на свободу это право  индивида вести подобающий ему образ  жизни,  то  есть  выбирать  в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых имеет  соответствующее  подкрепление в Конституции.  Чисто научная классификация этих частей приобретает следующий вид:

 

1. Право беспрепятственного  передвижения.

 

2. Право на частную  жизнь.

 

 3. Право на семейную жизнь.

 

  4. Право располагать своим достоянием.

 

     Последние  две  разновидности прав по  существу лишь модифицируют право  на частную жизнь. Защита свободы передвижения. 0 "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться,  выбирать место пребывания и жительства."(ч. 1 ст.27 КРФ) Таким образом,  статья 27 КРФ гарантирует,  а, следовательно,  и защищает  право личности на свободу передвижения на территории РФ. Сравнение: непосредственно в Конституции Франции этот  принцип  четко не закреплен,  однако этот принцип свободы

личности защищается решением Конституционного Совета, сформулированным в следующей форме:  "Свобода  передвижения есть принцип конституционного значения"(решение от 12  июля  1979  года),  а также  в  наиболее  емкой форме пользование правом передвижения зафиксировано в законах,  гарантирующих неприкосновенность личности.

 

     "Каждый  может свободно выезжать за  пределы Российской  Федерации.  Гражданин Российской Федерации  имеет право беспрепятственно  возвращаться в Российскую Федерацию"(ч.  2 ст.  27 КРФ). Данный  пункт этой статьи гарантирует человеку право передвижения не только в пределах территории Российской Федерации,  но и покидать  её.  Он защищает право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ.  Сравнение:  в Конституции Франции это право не  закреплено,  однако согласно ратифицированным международным соглашениям( ст. 2-3 дополнительного протокола Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод и статье 12-2 международного пакта о гражданских и политических правах)  предусмотрена  защита этого права.  Кроме того,  на мой взгляд это право косвенно вытекает из Декларации 1789 года.  И  существует несколько решений Конституционного Совета на этот счет.

 

В данном случае мы можем  видеть, что Конституция РФ достаточно  четко( даже если сравнить её с Конституцией Франции) защищает право человека и гражданина  на  свободу передвижения.

Считаю, что формулировка статьи 27 вполне корректна и достаточно конкретна, что исключает возможность  нарушения данного права человека и гражданина. В этой статье полностью соблюден принцип либерализма.

 

Защита права на частную  жизнь. 0  "Люди рождаются и остаются свободными"(ст.  1 Декларации 1789 года).  А поскольку  человек волен жить так,  как ему нравится, то и нет надобности в специальной регламентации дозволений;  напротив,  необходимы законы, де перечислялись бы основания для ограничения свободы(неоднократно уже упомянутый принцип либерализма - "свобода и  закон"), а  тогда закономерен вопрос о том,  каковы же пределы законодательного вмешательства в эту сферу.

 

 Свобода личности предполагает,  что каждый вправе свободно располагать своим организмом,  ухаживать за собой так,  как  он этого пожелает,  и,  следовательно, обращаться к лечащему врачу

по своему выбору.  Исходя из этого принципа, каждый имеет  право на самоубийство,  так как оно не является уголовно наказуемым и не может быть таковым в силу принципа свободы.  Но в таком случае следует позаботится о том,  чтобы индивид осознавал то, что он совершает, так как безрассудство или бессознательное состояние человека есть болезнь, которую общество обязано исцелить во имя принципа охраны здоровья.

 

 1. Каждый  имеет право на неприкосновенность частной жизни,  личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

 

3. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров,  почтовых,  телеграфных и иных сообщений.  Ограничение этого права допускается только  на  основании  судебного  решения"(ст. 23 КРФ) "Сбор, хранение,  использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

 

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления,  их  должностные лица обязаны  обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами,  непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом."(ст. 24 КРФ).

В этом  вопросе  Конституция  РФ более четко сформулировала принцип защиты права на неприкосновенность частной  жизни,  чем Конституция  Франции.  Конституционная  ценность этого права во Франции была признана,  но четкого решения Конституционного Совета  по  этому вопросу нет.  Принцип невмешательства в частную жизнь является логическим следствием Декларации 1789 года.

 

Обеспечение тайны корреспонденции, телефонных переговоров, телеграфных,  почтовых и иных Конституция Франции также не декларирует,  хотя действующий кодекс признает уголовные наказания за её нарушение. Исключение аналогичное - на основании судебного решения.

"Каждый вправе определять  и  указывать  свою  национальную принадлежность.  Никто  не  может быть вынужден к определению и указанию своей национальной принадлежности"(ст. 26 КРФ) "Жилище неприкосновенно.  Никто не в праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения"(ст. 25)

 

 Таким образом,  рассмотрев  текст Конституции РФ по данной проблеме,  мы можем видеть, что она выгодно отличается от Конституции Франции. Но, что для нас более важно, принцип неприкосновенности  частной  жизни  защищен  вышеприведенными  статьями Конституции РФ. Ссылка на федеральный закон подразумевает ограниченный список исключений из данной нормы,  а судебное решение является  механизмом защиты прав других лиц,  то есть полностью

соответствует принципу либерализма "Моя  свобода  заканчивается там, где начинается твоя".

 

 Защита права на  семейную  жизнь.  "Материнство,  детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях"(ст. 38 КРФ) "Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия для развития"(10 абзац Преамбулы Конституции 1946 года) На мой взгляд последняя формулировка более конкретна,  чем первая.  Согласитесь, что "условия для развития" являются более серьёзной мерой по защите права человека и гражданина на семейную жизнь, чем "защита государства". Сравните: " 1Нация 0 обеспечивает..." - "под защитой государства".  Само по себе государство

теоретически ничего защищать не может, а, точнее не должно. Защищает безусловно народ,  но  посредством такого  искусственно созданного  механизма для исполнения своей воли,  как государство.  Нас не должно смущать слово "нация".  В переводе на  российскую  действительность оно звучало бы как "многонациональный народ"(такому словосочетанию нашлось место лишь в насквозь декларативной Преамбуле к Конституции РФ). Вполне возможно, кто-то скажет,  что я был хорошо обработан  либерально-демократической пропагандой,  и  исхожу  из основных положений утопичной теории "общественного договора" Руссо. Но не стоит забывать, тот факт, что создатели Конституции РФ пытались придать ей(по крайней мере внешне) явно либеральный характер.  В связи с этим я  считаю необходимым напомнить:  Конституция - не "вещь в себе", а всего лишь инструмент по передаче полномочий от народа системе  государственной  власти.  Поэтому  гарантом защиты прав и свобод не может являться государство,  как всякое вторичное явление.  Думаю, что моя мысль достаточно ясна и не стоит на ней больше задерживаться.

 

Защита свободы  распоряжаться  своим  состоянием.   "Каждый имеет право на свободное  использование  своих  способностей  и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности."(ст. 34 КРФ).

 

 Принцип свободного распоряжения своим состоянием специально не фигурирует в Декларации 1789 года.  В основе своей он никогда не обсуждался; применительно к имуществу свобода распоряжения им есть один из атрибутов права собственности, за которой Декларация признает нерушимый и естественный характер(ст. 17).

 

Вывод: По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ является более основательным и разработанным документом, чем Конституция такого общепризнанного демократическим государства, как Франция. Многие права и свободы из этой сферы не закреплены непосредственно в Конституции Франции, однако существуют в других правовых документах. Вопрос о  степени реального действия данных статей мной не может быть рассмотрен на практическом уровне  ввиду  отсутствия необходимой для этого достоверной современной информации. Можно лишь констатировать тот факт, что эти статьи обладают достаточно высоким потенциалом с точки зрения защиты прав и свобод личности.

 

Защита публичных свобод. Термин "публичные свободы" обозначен в статье 34 Конституции Франции, гласящей, что закон устанавливает нормы, касающиеся  "основных гарантий,  предоставляемых гражданам для осуществления публичных свобод".  Поскольку,  таким  образом,  свобода возведена  в  принцип,  закон устанавливает не столько свободы, сколько гарантии,  необходимые для пользования ими, ибо ограничение  свободы кого-либо из людей может стать гарантией свободы других людей(ст.  4 Декларации);  следовательно,  закон может и ограничивать  пользование свободами;  это конституционное право на установление ограничений варьируется по-своему объему в  зависимости от объективной сущности каждой из свобод.  В этом отношении уместно проводить некоторые разграничения.

 

 Государственный Совет  Франции дает такое определение термину "публичные свободы" - это, прежде всего, свободы личности, а также основные свободы,  которые не ограничиваются только одним индивидом, а проявляются вовне, в частности, свобода собраний,  свобода ассоциаций, свободу объединений, свободу печати и вообще право на распространение мыслей, свободу совести и культов, свободу образования." Думаю, что это определение публичных свобод можно использовать и применительно к Конституции РФ.

 

 Итак, "Каждому гарантируется свобода совести,  свобода вероисповедания,  включая право  исповедовать  индивидуально  или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать,  иметь и распространять религиозные  и  иные убеждения  и действовать в соответствии с ними"(ст.  28 КРФ) На мой взгляд законодатели несколько увлекшись красивой декларацией прав людей религиозных, забыли о разумном ограничении данной свободы.  Как, скажем это было сделано в ст. 29 Конституции РФ, или  в ст.  10 Декларации 1789 года:  "Никого нельзя беспокоить из-за его мнений, даже религиозных, 1 если их проявление не нарушает  общественного порядка,  установленного законом." 0 Это последнее добавление весьма существенно: оно, безусловно ограничивает право личности на свободу совести,  но лишь в той мере,  в какой эта свобода может стать социально опасной. Кроме того,  защиту  свободы  совести можно обнаружить и в ст.  59,  ч. 3 : "Гражданин Российской Федерации в случае, если

его убеждениям или вероисповеданию  противоречит несение военной службы, а также и в иных случаях, установленных федеральным законом имеет право на замену её альтернативной гражданской службой." Но,  как известно,  пока отсутствует федеральный закон об альтернативной службе. Сравнение: во Франции сложилась обратная ситуация - защита этого права в Конституции отсутствует, но оно вполне успешно применяется, так соответствующая норма существует в Кодексе Национальной Службы.

Информация о работе Права и свобода