Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:37, курсовая работа
В ст. 14 Конституции Российской Федерации изложено, что Российская Федерация - светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Принцип отделения религиозных объединений от государства означает взаимное невмешательство государства и конфессиональных образований в дела друг друга. Религиозные организации не вмешиваются в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий2. А государство, в свою очередь, не регулирует внутренние установления религиозных образований и не вмешивается в их каноническую, благотворительную, хозяйственную и иную деятельность (в том случае, если она не нарушает закон).
Введение….2
Глава 1 Общее положение….4
Понятие и признаки религиозных организаций….4
Виды религиозных организаций….7
Глава 2 Особенности управления….12
2.1 Органы управления в религиозных организациях….12
2.2 Особенности управления имуществом….17
Заключение….27
Список использованной литературы….28
Учредителями централизованной
религиозной организации
преследуют прежде всего
цель вероисповедания и
Классификация религиозных
организаций в Законе исчерпывается
разделением их на централизованные
и местные. Однако, на наш взгляд,
такая классификация носит
Классификация религиозных организаций по территориальному признаку представляется неудачной. Дело в том, что территориальный принцип заложен в понятие местной религиозной организации, поскольку ее учредителями могут быть только граждане, проживающие на территории, которая обязательно должна охватываться понятием «одна местность» или «одно городское или сельское селение». Вместе с тем централизованные религиозные организации создаются по другому принципу. Так, в состав централизованной религиозной организации могут входить местные религиозные организации, находящиеся как в пределах территории одного субъекта РФ, так и на территории двух и более субъектов РФ. Поэтому, по нашему мнению, территориальный признак не может быть использован как критерий классификации религиозных организаций. Все три разновидности религиозных организаций различаются прежде всего составом учредителей. Следовательно, признак состава учредителей мог бы служить критерием для их классификации, которая выглядит следующим образом:
1) местные религиозные организации (учредители - граждане РФ);
2) централизованные религиозные организации (учредители -местные религиозные организации;
3) религиозные организации,
созданные централизованными
Однако проблема состоит
в том, что в Федеральном законе
«О свободе совести и о
В связи с этим, на наш
взгляд, формулировка понятия религиозной
организации как в Гражданском
кодексе РФ, так и в Федеральном
законе «О свободе совести и о
религиозных объединениях»
Глава 2 Особенности управления
2.1 Органы управления
Наряду с приверженцами
Верующие одной местности
Действия верующих, совершаемые коллективно, требуют определенной организованности и, следовательно, управления. Как и во всяком коллективе, в религиозных объединениях могут возникать властные отношения повелевания и подчинения, своя корпоративная религиозная власть, имеющая духовную основу (единство веры). Она не является публичной властью, а управление коллективом верующих, религиозными делами не является публичным управлением. Объединение верующих — частный коллектив, основанный прежде всего на единстве специфических личных (вера), а не общественных интересов, хотя в деятельности таких объединений могут присутствовать и общественные, публичные элементы (благотворительность, нравственное воспитание и др.). Кроме того, следует учесть, что в ряде стран, не только мусульманских, есть государственная религия (англиканская протестантская церковь в Великобритании, лютеранство в Дании и т.д.). При монархической форме правления монарх по своему положению является главой такой церкви, она иногда получает средства из государственного бюджета; акты гражданского состояния (регистрация браков, рождений и т.д.), совершаемые в такой церкви, в отличие от других конфессий в данной стране, имеют юридическое значение, что придает религиозному управлению определенные элементы публичного характера. Церковь, церковные иерархи иногда вмешиваются в дела государственного управления, ориентируя верующих на определенное поведение. Есть и другие элементы публичного характера в деятельности некоторых религиозных объединений. Особенно это характерно для тех стран, где действуют мусульманские суды, распространяющиеся на всех мусульман и устанавливающие наказания вплоть до смертной казни; Коран (свод изречений пророка Мухаммеда) ставится над конституцией, а законодательство, согласно конституции, должно следовать принципам шариата. Церковные суды хотя и иного рода, по собственно религиозным делам существуют и в Европе, в том числе в Русской православной церкви (о них ниже). С учетом всех этих обстоятельств в данном учебнике рассматривается и религиозное управление, не публичное в своей основе.
В России положение религиозных
объединений, основы их деятельности регулируются
Федеральным законом от 26 сентября
1997 г. «О свободе совести и о
религиозных объединениях» (с последующими
изменениями и дополнениями). Граждане
и иные лица могут создавать религиозные
объединения в форме
Религиозная группа вправе совершать
коллективные богослужения, другие религиозные
обряды и церемонии, осуществлять религиозное
обучение и религиозное воспитание
своих последователей. Других прав,
которыми пользуется религиозная организация
в связи с ее статусом юридического
лица, религиозная группа не имеет.
Религиозная организация, в отличие
от религиозной группы, принимает свой
устав, который при государственной регистрации
представляется соответствующему государственному
органу, проверяющему его на соответствие
Конституции и закону (но только с этих
позиций). Религиозная организация обладает
широким кругом неимущественных и имущественных
прав: правом собственности на землю, здания,
сооружения, предметы культа, денежные
средства и т.д. Члены религиозной организации
не имеют права на собственность организации,
в том числе не сохраняют права и на переданное
ими в собственность организации имущество,
равно как организация и ее члены не отвечают
своим имуществом по обязательствам членов
организации. Религиозная организация
может на договорных началах пользоваться
государственной собственностью, собственностью
физических и юридических лиц. Она вправе
учреждать производственные, реставрационные,
художественные, сельскохозяйственные
и иные предприятия. Однако религиозные
организации относятся к группе некоммерческих
организаций и, следовательно, могут осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь
для достижения целей, ради которых они
созданы. Религиозные организации занимаются
благотворительной, культурно-просветительской,
паломнической деятельностью (путешествия
для посещения определенных мест); создают
учреждения профессионального религиозного
образования; приглашают иностранных
граждан в целях производственной, религиозной
деятельности, заключают трудовые договоры
с работниками (на граждан, работающих
в религиозных организациях, распространяется
законодательство о труде). Богослужение
и другие религиозные обряды можно беспрепятственно
совершать в молитвенных и иных зданиях,
предназначенных для религиозных целей,
в местах паломничества, в жилых помещениях
членов религиозных объединений. Религиозные
организации вправе проводить религиозные
обряды в лечебно-профилактических и больничных
учреждениях, в детских домах, домах престарелых
и инвалидов, в учреждениях, исполняющих
наказания в виде лишения свободы (по просьбе
граждан, находящихся в этих учреждениях).
Но такие обряды не могут проводиться
в зданиях органов государственной власти
и местного самоуправления. Командование
воинских частей с учетом требований воинских
уставов не вправе препятствовать участию
военнослужащих в религиозных церемониях.
Религиозные организации могут приобретать,
экспортировать, импортировать религиозную
литературу, аудио- и видеоматериалы, иные
прдметы религиозного назначения. Только
религиозные организации вправе создавать
учреждения, издающие богослужебную литературу
и изготавливающие предметы культового
назначения. Они осуществляют иную деятельность,
предусмотренную вероучением и уставом
религиозной организации.
В зависимости от территориальной сферы
деятельности религиозные организации
в России подразделяются на местные и
централизованные. Местной признается
организация, состоящая из не менее 10 совершеннолетних
членов, проживающих в одной местности.
Централизованной является организация,
состоящая в соответствии со своим уставом
из не менее трех местных религиозных
организаций. Централизованные организации
объединяются в епархии (православная
церковь) или в иного рода объединения
(мусульмане, иудеи, буддисты и др.) во главе
со своими центральными духовными органами
(съезд — собор, совет, раввины и др.).
При высших органах конфессий в России
могут быть представительства религиозных
иностранных организаций. Они не являются
юридическими лицами, но подлежат регистрации
в Министерстве юстиции РФ, если действуют
на территории двух или более субъектов
РФ, или в территориальных органах Министерства
юстиции РФ в субъекте Федерации, если
функционируют на территории только одного
субъекта РФ.
Надзор за исполнением законодательства
РФ религиозными группами и религиозными
организациями осуществляют органы
прокуратуры, а орган, зарегистрировавший
организацию, осуществляет контроль за
соблюдением его устава относительно
целей и порядок ее деятельности.
По решению регистрирующего органа
при регистрации
Религиозная организация должна представлять
в регистрирующий орган данные о
своей деятельности. Если они не
представляются в течение трех лет,
регистрирующая организация вправе
обратиться в суд с иском о
признании организации
При Президенте РФ в соответствии
с распоряжением «О взаимодействии
Президента Российской Федерации с
религиозными объединениями» (1995 г.) создан
Совет по взаимодействию Президента
РФ с религиозными объединениями. Состав
Совета утверждается Президентом РФ.
Совет работает на общественных началах.
Он является консультативным органом,
осуществляющим подготовку предложений
для Президента по вопросам взаимодействия
с религиозными организациями и
повышения духовной культуры общества,
представляет Президенту аналитические
материалы и документы, участвует
в разработке концепции взаимоотношения
государства и религиозных
В субъектах Федерации действуют
комитеты при органах исполнительной
власти по связи с религиозными организациями.
Система религиозных
Информация о работе Правовое положение религиозных организаций в РФ