Правовое положение религиозных организаций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

В ст. 14 Конституции Российской Федерации изложено, что Российская Федерация - светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Принцип отделения религиозных объединений от государства означает взаимное невмешательство государства и конфессиональных образований в дела друг друга. Религиозные организации не вмешиваются в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий2. А государство, в свою очередь, не регулирует внутренние установления религиозных образований и не вмешивается в их каноническую, благотворительную, хозяйственную и иную деятельность (в том случае, если она не нарушает закон).

Содержание

Введение….2
Глава 1 Общее положение….4
Понятие и признаки религиозных организаций….4
Виды религиозных организаций….7
Глава 2 Особенности управления….12
2.1 Органы управления в религиозных организациях….12
2.2 Особенности управления имуществом….17
Заключение….27
Список использованной литературы….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

Учредителями централизованной религиозной организации являются не менее трех местных религиозных  организаций одного вероисповедания. 3К данной формулировке сводятся все требования Закона относительно создания централизованных религиозных организаций. В России функционируют такие централизованные религиозные организации, как Русская Православная Церковь, Российский союз адвентистов седьмого дня, Союз евангельских христиан-баптистов, Союз христиан веры евангельской и т. п. Несмотря на наличие в наименованиях централизованных религиозных организаций слова «союз», они не являются ассоциациями религиозных организаций. Это объясняется тем, что ассоциации создаются для координации деятельности участников и представления и защиты общих интересов, тогда как централизованные религиозные организации

преследуют прежде всего  цель вероисповедания и распространения  веры, ради которой они осуществляют те виды деятельности, которые свойственны  конкретному вероисповеданию (совершение богослужений, обучение религии, благотворительность  и т. п.). Тем не менее между ассоциациями и централизованными религиозными организациями безусловно имеется  сходство, поскольку последние представляют собой религиозные центры, координирующие деятельность местных религиозных  организаций, входящих в их структуру.

Классификация религиозных  организаций в Законе исчерпывается  разделением их на централизованные и местные. Однако, на наш взгляд, такая классификация носит неполный характер, так как не включает указанную  в Законе, но не выделенную в самостоятельную  разновидность категорию религиозных  организаций, созданных централизованными  религиозными организациями. У религиозных  организаций данного вида единственный учредитель - централизованная религиозная  организация. В частности, Русская  Православная Церковь является учредителем  Духовной академии и семинарии, Московской Патриархии, синодальных учреждений, епархий и т. п.

Классификация религиозных  организаций по территориальному признаку представляется неудачной. Дело в том, что территориальный принцип  заложен в понятие местной  религиозной организации, поскольку  ее учредителями могут быть только граждане, проживающие на территории, которая обязательно должна охватываться понятием «одна местность» или «одно  городское или сельское селение». Вместе с тем централизованные религиозные организации создаются по другому принципу. Так, в состав централизованной религиозной организации могут входить местные религиозные организации, находящиеся как в пределах территории одного субъекта РФ, так и на территории двух и более субъектов РФ. Поэтому, по нашему мнению, территориальный признак не может быть использован как критерий классификации религиозных организаций. Все три разновидности религиозных организаций различаются прежде всего составом учредителей. Следовательно, признак состава учредителей мог бы служить критерием для их классификации, которая выглядит следующим образом:

1) местные религиозные  организации (учредители - граждане  РФ);

2) централизованные религиозные  организации (учредители -местные  религиозные организации;

3) религиозные организации,  созданные централизованными религиозными  организациями (единственный учредитель - централизованная религиозная  организация).

Однако проблема состоит  в том, что в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных  объединениях» религиозные организации  рассматриваются в качестве «добровольного объединения граждан», т. е. только физических лиц. Очевидно, что данная формулировка применима только к местным религиозным  организациям и не включает два других вида (а именно, централизованные религиозные  организации и созданные ими  религиозные организации).

В связи с этим, на наш  взгляд, формулировка понятия религиозной  организации как в Гражданском  кодексе РФ, так и в Федеральном  законе «О свободе совести и о  религиозных объединениях» требует  корректировки и может выглядеть  следующим образом: «Религиозной организацией признается некоммерческая организация, об зеванная гражданами или юридическими лицами в целях исповедан ния  и распространения веры и в  установленном порядке зарегистрированная в качестве юридического лица».

 

 

 

 

Глава 2 Особенности управления

2.1 Органы управления

Наряду с приверженцами главных  религий (христианства, ислама, иудейства, буддизма) есть сторонники иных верований. Они вправе создавать свои религиозные объединения, если их цели и деятельность не противоречат конституции и законам. Религиозные объединения имеют особый характер. Они основаны на вере в бога (независимо от того, как называется этот бог — Христос, Аллах или иначе), на убеждении, что надо жить так, как завещано в священных книгах, и что за грехи ждет неминуемая кара «на том свете». Верующие и индивидуально, и в коллективных молениях обращаются к богу с покаяниями, просьбами простить грехи, организуют религиозные процессии, совершают религиозные обряды.

Верующие одной местности обычно регулярно посещают одну и ту же церковь (другое молитвенное здание). На этой основе возникают первоначальные объединения — приходы и другие иерархические религиозные структуры  с подразделениями по территориальному признаку. Религиозное объединение  — это добровольное объединение  совершеннолетних верующих лиц (граждан  и неграждан), принадлежащих к  одной конфессии, создаваемое в  целях совместного удовлетворения религиозных потребностей4 (несовершеннолетние не входят в состав объединения, хотя участвуют в молениях). Свобода вероисповедания (свобода совести), распространения религиозных убеждений и право действовать в соответствии с ними закреплены конституциями большинства стран. Вместе с тем иногда говорится о свободе иных — антирелигиозных убеждений.

Действия верующих, совершаемые  коллективно, требуют определенной организованности и, следовательно, управления. Как и во всяком коллективе, в  религиозных объединениях могут  возникать властные отношения повелевания  и подчинения, своя корпоративная  религиозная власть, имеющая духовную основу (единство веры). Она не является публичной властью, а управление коллективом верующих, религиозными делами не является публичным управлением. Объединение верующих — частный  коллектив, основанный прежде всего  на единстве специфических личных (вера), а не общественных интересов, хотя в  деятельности таких объединений  могут присутствовать и общественные, публичные элементы (благотворительность, нравственное воспитание и др.). Кроме  того, следует учесть, что в ряде стран, не только мусульманских, есть государственная  религия (англиканская протестантская церковь в Великобритании, лютеранство  в Дании и т.д.). При монархической  форме правления монарх по своему положению является главой такой церкви, она иногда получает средства из государственного бюджета; акты гражданского состояния (регистрация браков, рождений и т.д.), совершаемые в такой церкви, в отличие от других конфессий в данной стране, имеют юридическое значение, что придает религиозному управлению определенные элементы публичного характера. Церковь, церковные иерархи иногда вмешиваются в дела государственного управления, ориентируя верующих на определенное поведение. Есть и другие элементы публичного характера в деятельности некоторых религиозных объединений. Особенно это характерно для тех стран, где действуют мусульманские суды, распространяющиеся на всех мусульман и устанавливающие наказания вплоть до смертной казни; Коран (свод изречений пророка Мухаммеда) ставится над конституцией, а законодательство, согласно конституции, должно следовать принципам шариата. Церковные суды хотя и иного рода, по собственно религиозным делам существуют и в Европе, в том числе в Русской православной церкви (о них ниже). С учетом всех этих обстоятельств в данном учебнике рассматривается и религиозное управление, не публичное в своей основе.

В России положение религиозных  объединений, основы их деятельности регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о  религиозных объединениях» (с последующими изменениями и дополнениями). Граждане и иные лица могут создавать религиозные  объединения в форме религиозных  групп и религиозных организаций. Религиозная группа может быть очень небольшой по своей численности и, напротив, довольно многочисленной. Главное заключается в том, что она осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и, следовательно не имеет прав юридического лица. О начале своей деятельности и о местонахождении религиозная группа должна уведомить органы местного самоуправления. Религиозная организация —объединение, регистрируемое государственными органами и являющееся юридическим лицом. Для нее установлена минимальная численность — 10 человек. Религиозная группа, достигшая такой численности и существующая на данной территории не менее 15 лет (это подтверждается органами местного самоуправления) или входящая в структуру централизованной религиозной организации (это также подтверждается органами местного самоуправления, которые в последнем случае консультируются с органами управления централизованной религиозной организации), может преобразовываться в религиозную организацию.

Религиозная группа вправе совершать  коллективные богослужения, другие религиозные  обряды и церемонии, осуществлять религиозное  обучение и религиозное воспитание своих последователей. Других прав, которыми пользуется религиозная организация  в связи с ее статусом юридического лица, религиозная группа не имеет. Религиозная организация, в отличие  от религиозной группы, принимает свой устав, который при государственной регистрации представляется соответствующему государственному органу, проверяющему его на соответствие Конституции и закону (но только с этих позиций). Религиозная организация обладает широким кругом неимущественных и имущественных прав: правом собственности на землю, здания, сооружения, предметы культа, денежные средства и т.д. Члены религиозной организации не имеют права на собственность организации, в том числе не сохраняют права и на переданное ими в собственность организации имущество, равно как организация и ее члены не отвечают своим имуществом по обязательствам членов организации. Религиозная организация может на договорных началах пользоваться государственной собственностью, собственностью физических и юридических лиц. Она вправе учреждать производственные, реставрационные, художественные, сельскохозяйственные и иные предприятия. Однако религиозные организации относятся к группе некоммерческих организаций и, следовательно, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Религиозные организации занимаются благотворительной, культурно-просветительской, паломнической деятельностью (путешествия для посещения определенных мест); создают учреждения профессионального религиозного образования; приглашают иностранных граждан в целях производственной, религиозной деятельности, заключают трудовые договоры с работниками (на граждан, работающих в религиозных организациях, распространяется законодательство о труде). Богослужение и другие религиозные обряды можно беспрепятственно совершать в молитвенных и иных зданиях, предназначенных для религиозных целей, в местах паломничества, в жилых помещениях членов религиозных объединений. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, в детских домах, домах престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы (по просьбе граждан, находящихся в этих учреждениях). Но такие обряды не могут проводиться в зданиях органов государственной власти и местного самоуправления. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в религиозных церемониях. Религиозные организации могут приобретать, экспортировать, импортировать религиозную литературу, аудио- и видеоматериалы, иные прдметы религиозного назначения. Только религиозные организации вправе создавать учреждения, издающие богослужебную литературу и изготавливающие предметы культового назначения. Они осуществляют иную деятельность, предусмотренную вероучением и уставом религиозной организации. 
В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации в России подразделяются на местные и централизованные. Местной признается организация, состоящая из не менее 10 совершеннолетних членов, проживающих в одной местности. Централизованной является организация, состоящая в соответствии со своим уставом из не менее трех местных религиозных организаций. Централизованные организации объединяются в епархии (православная церковь) или в иного рода объединения (мусульмане, иудеи, буддисты и др.) во главе со своими центральными духовными органами (съезд — собор, совет, раввины и др.). 
При высших органах конфессий в России могут быть представительства религиозных иностранных организаций. Они не являются юридическими лицами, но подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, если действуют на территории двух или более субъектов РФ, или в территориальных органах Министерства юстиции РФ в субъекте Федерации, если функционируют на территории только одного субъекта РФ.

Надзор за исполнением законодательства РФ религиозными группами и религиозными организациями осуществляют органы прокуратуры, а орган, зарегистрировавший организацию, осуществляет контроль за соблюдением его устава относительно целей и порядок ее деятельности. По решению регистрирующего органа при регистрации централизованной церковной организации или местной, не входящей в централизованную, может  проводиться государственная религиоведческая экспертиза. Ее задачи — определение  характера религиозной организации, вероучения и выявление сведений о практике его применения. Для  экспертизы образуются соответствующие  экспертные советы. Они создаются  исполнительными органами государственной  власти соответствующих субъектов  РФ. При Министерстве юстиции РФ в 1998 г. создан такой экспертный совет.

Религиозная организация должна представлять в регистрирующий орган данные о  своей деятельности. Если они не представляются в течение трех лет, регистрирующая организация вправе обратиться в суд с иском о  признании организации прекратившей свою деятельность. Она может быть ликвидирована по решению суда в  случае неоднократных или грубых нарушений действующего законодательства или систематического осуществления  деятельности, противоречащей целям  ее создания. Незаконной признается деятельность, направленная, в частности, на разжигание человеконенавистничества, разрушение семьи, нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе  с использованием в ходе, например, богослужений наркотических средств, гипноза, совершение развратных действий, склонение к самоубийству, принуждение  членов религиозной организации  к отчуждению в ее пользу принадлежащего им имущества, воспрепятствование угрозами выходу гражданина из религиозной организации, побуждение граждан к отказу от выполнения гражданских обязанностей.

При Президенте РФ в соответствии с распоряжением «О взаимодействии Президента Российской Федерации с  религиозными объединениями» (1995 г.) создан Совет по взаимодействию Президента РФ с религиозными объединениями. Состав Совета утверждается Президентом РФ. Совет работает на общественных началах. Он является консультативным органом, осуществляющим подготовку предложений  для Президента по вопросам взаимодействия с религиозными организациями и  повышения духовной культуры общества, представляет Президенту аналитические  материалы и документы, участвует  в разработке концепции взаимоотношения  государства и религиозных объединений.

В субъектах Федерации действуют  комитеты при органах исполнительной власти по связи с религиозными организациями. Система религиозных объединений, их внутренняя организация, порядок  управления их религиозными делами определяются их уставами в соответствии с принципами соответствующей религиозной конфессии. Поэтому в России, как и в  других странах, христианская церковь, сторонники ислама, иудейства, буддисты, приверженцы некоторых других религий  имеют свои особенности организации  и деятельности (например, приверженцев мусульман в России возглавляет  Совет муфтиев во главе с амиром — председателем совета, а также  Центральное духовное управление мусульман  во главе с верховным муфтием). Обряды православной церкви, ее поместные  и архиерейские соборы не похожи на обряды в еврейской синагоге или  в мусульманской мечети, на советы раввинов или муфтиев. Но в целом  любое церковное объединение  должно подчиняться законам, названным  выше. Внутреннее управление религиозными объединениями в России неодинаково. Мусульманские организации сравнительно децентрализованы (есть Духовное управление мусульман, существуют другие органы), управление русской православной церковью централизовано и иерархично.

Информация о работе Правовое положение религиозных организаций в РФ