Правовое положение фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является исследование гражданско-правового положения фондов, а также выявление проблематики данной темы исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и деятельность фондов;
2. Рассмотреть устав и ликвидацию фонда;
3. Охарактеризовать понятие и деятельность благотворительных фондов;
4. Проанализировать особенности прекращения деятельности благотворительных фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВ…………….….6
1.1. Понятие и деятельность фондов…………………...………………………6
1.2. Устав и ликвидация фонда ………………………………………………..12
ГЛАВА2.ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ…………………………………………… 17
2.1. Понятие и деятельность благотворительных фондов……………….… 17
2.2. Особенности прекращения деятельности благотворительных фондов .27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

pravovoe_polozhenie_fondov_-_kursovaya.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

К числу учредительных документов благотворительных организаций относятся устав и (или) учредительный договор. Так, например, единственным учредительным документом благотворительного учреждения является устав. Решение учредителя (учредителей) о создании учреждения, хотя и отнесено п.1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» к числу учредительных документов учреждения, в действительности учредительным документом не является, поскольку ст. 52 ГК РФ не рассматривает данное решение в качестве учредительного документа. Нормы специального законодательства могут предусматривать дополнительные требования к содержанию устава учреждения. Например, устав образовательного учреждения должен содержать сведения о целях образовательного процесса, типах и видах реализуемых образовательных программ (п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об образовании»).

В силу п. 1 ст. 52 ГК РФ в случаях, предусмотренных  законом, учреждение может действовать  на основании общего положения об организациях данного вида. Такая  возможность прямо предусмотрена, в частности, для образовательных учреждений, что, впрочем, не исключает необходимости наличия у них собственных учредительных документов (п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Учредительным документом фонда является устав, содержащий, помимо общих для всех некоммерческих организаций сведений, также сведения с попечительском совете фонда, о судьбе его имущества в случае ликвидации и другие сведения, предусмотренные п. 4 ст. 118 ГК РФ. Порядок изменения устава фонда подчинен особым требованиям, установленным в ст. 119 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 119 ГК РФ устав фонда  может вообще не предусматривать  возможность его изменения либо лишить такой возможности уполномоченных лиц (органы) фонда. В таком случае устав фонда может быть изменен  только в судебном порядке при  условии, что его сохранение в неизменном виде влечет последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда. Отсутствие у уполномоченных лиц (органов) фонда права на изменение его устава фиксируется в тексте устава, который, согласно общему для большинства некоммерческих (благотворительных) организаций требованию п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», должен содержать сведения о внесении в него изменений. Устав фонда может предусматривать исключительно судебный порядок его изменения.

В силу ст. 119 ГК РФ правом на обращение в суд с требованием об изменении устава фонда наделены: во-первых, органы фонда; во-вторых, государственные органы, уполномоченные осуществлять надзор за его деятельностью. Например, полномочиями по осуществлению контроля и надзора за деятельностью общественных фондов наделены прокурор, регистрирующий орган, финансовые органы, а также экологические, пожарные и иные органы государственного надзора и контроля (ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Поскольку фонд не имеет членства, учредители не входят в его состав, их непосредственное участие в управлении и деятельности фонда не требуется. Вместе с тем, учредители определяют порядок управления фонда и формирования его органов в уставе фонда, именно они решают вопрос о закреплении в уставе возможности его изменения.

Кроме того, учредители могут войти  в состав органов фонда, в том  числе в состав попечительского  совета, призванного осуществлять контроль за деятельностью фонда. Таким образом, учредители фонда, хотя и не связаны с ним отношениями членства, тем не менее могут оказывать значительное влияние на деятельность фонда.

Цели и предмет деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций должны быть указаны  в их учредительных документах (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», характер деятельности некоммерческих организаций фиксируется в их наименовании. В некоторых случаях закон устанавливает дополнительные требования к наименованию некоммерческих организаций. Например, согласно ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», наименование общественного объединения должно содержать указание на территориальную сферу его деятельности.

В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие, в том числе благотворительные, организации. В качестве примера можно привести п. 5 ст. 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которому благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ некоммерческие (благотворительные) организации, в  отличие от большинства коммерческих организаций, имеют специальную  правоспособность, суть которой заключается  в возможности некоммерческих организаций  иметь лишь те гражданские права, которые соответствуют определенным учредительными документами целям деятельности некоммерческих организаций, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Специальная правоспособность некоммерческих (благотворительных) организаций налагает определенные ограничения на осуществляемую ими предпринимательскую деятельность. Действительно, в силу п. 3 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Устанавливая данное правило российский законодатель в известной степени учитывает зарубежный опыт правового регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций. Действительно, в нормах зарубежного законодательства большую роль играет степень связи предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, в частности благотворительных обществ, с реализуемыми ими общеполезными целями. Несвязанная с указанными целями предпринимательская деятельность некоммерческих организаций характеризуется менее льготным режимом, чем та, которая находится в тесной связи с вышеуказанными целями. Так, в Великобритании бизнес благотворительного общества, не связанный с реализуемыми данным обществом общеполезными целями, не может занимать более 10% всего объема деятельности благотворительного общества. Кроме того, благотворительное общество не вправе заниматься таким бизнесом непосредственно: закон требует, чтобы для этих целей оно учреди ло предпринимательскую корпорацию.

В юридической литературе высказывается  мнение, что установленное в (п. 3 ст. 50 ГК РФ требование означает запрет на осуществление некоммерческими (благотворительными) организациями  тех видов предпринимательской деятельности, которые противоречат основным целям указанных организаций. По вопросу о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций их основным целям существуют и иные позиции. Так, некоторые правоведы считают, что п. 3 ст. 50 ГК РФ обязывает некоммерческие (благотворительные) организации осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно в тех сферах, в которых реализуются основные цели некоммерческих (благотворительных) организаций. В этой связи, например, благотворительная организация, созданная в целях содействия трудоустройству и обеспечению жильем вынужденных переселенцев, вправе вести предпринимательскую деятельность лишь в указанных сферах.

Установленный в п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 3 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» запрет на распределение прибыли некоммерческих (благотворительных) организаций распространяется лишь на их участников (членов). Таким образом, остается неразрешенным вопрос о праве их учредителей на получение части их прибыли. Этот вопрос урегулирован в нормах «специального» законодательства неоднозначно. Так, согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», прибыль, полученная благотворительной организацией, не подлежит распределению между ее учредителями. Между тем, в отношении учредителей (собственников) благотворительных учреждений установлено иное правило. В силу п. 2 ст. 299 ГК РФ учредитель (собственник) учреждения имеет право собственности на доход, полученный от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, и, таким образом, может изъять этот доход по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 296 ГК РФ.

Благотворительные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность как непосредственно, так и путем создания хозяйственных обществ (п. 4 ст. 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»)16. Важно, что Закон допускает для благотворительных организаций только единоличное учредительство хозяйственных обществ. Создавать хозяйственные товарищества, а также участвовать в деятельности хозяйственных товариществ и обществ с другими лицами (в том числе в качестве вкладчиков) благотворительные организации не вправе.

Источники формирования имущества  благотворительных организаций. Ответственность  благотворительных организации  по обязательствам

Поскольку некоммерческие (благотворительные) организации ограничены в осуществлении  приносящей доходы деятельности, закон устанавливает дополнительные источники формирования их имущества, не характерные для хозяйственных обществ и товариществ. Потребность в дополнительных источниках финансирования деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций связана также с тем, что, по общему правилу, в составе их имущества отсутствует складочный капитал, образуемый за счет взносов участников (членов). С учетом этих обстоятельств закон предусматривает в качестве дополнительного источника формирования имущества некоммерческих (благотворительных) организаций денежные и иные пожертвования граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвованием признается дарение  вещи или права в общеполезных целях. В том случае, если пожертвование  является целевым (то есть предназначенным для использования по определенному жертвователем назначению), некоммерческая (благотворительная) организация должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). При этом для благотворительной организации исключена возможность капитализации денежных пожертвований. Действительно, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой (п. 4 ст. 16 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). В силу п. 3 ст. 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» на финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

К числу источников формирования имущества  некоммерческих (благотворительных) организаций относятся добровольные имущественные взносы их участников (членов), внесение которых предусмотрено для фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих благотворительных организаций. Закон не устанавливает максимальный и минимальный размер таких взносов, не определяет их состав и порядок внесения, не требует обязательного внесения имущественных взносов (полностью либо в части) к моменту государственной регистрации указанных некоммерческих (благотворительных) организаций. Более того, сведения о размере, составе и порядке внесения учредителями имущественных взносов не относятся к разряду сведений, подлежащих обязательному включению в их устав.

Определенные особенности имеют  источники формирования имущества  благотворительных учреждений. В соответствии с п. 1 ст. 112 ГК РФ учреждение финансируется учредителем полностью, либо в части путем выделения учреждению денежных средств по смете, либо путем закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления. Закон прямо не обязывает учредителя финансировать созданное им учреждение. Однако такая обязанность подразумевается, поскольку комментируемая статья называет учредителя «собственником» имущества учреждения, а в п. 2 ст. 48 ГК РФ, содержащем классификацию юридических лиц, говорится о «финансировании собственником учреждения». Между тем, нормы спе циального законодательства предусматривают для учреждений возможность самофинансирования (п. 1 ст. 41 Закона РФ «Об образовании»); допускают закрепление за учреждением имущества, принадлежащего учредителю не только на праве собственности, но и в силу договора аренды (п. 1 ст. 39 Закона РФ «Об образовании»). Представляется, что указанные нормы не соответствуют смыслу п. 1 ст. 112 ГК РФ, а также п. 2 ст. 48 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 56 ГК РФ благотворительные организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Исключение составляют благотворительные учреждения, кредиторы которых вправе обратить взыскание лишь на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства (п. 2 ст. 112 ГК РФ). Такими средствами (ст. 298 ГК РФ) являются денежные средства, выделенные учредителем по смете, а также полученные учреждением доходы от самостоятельной приносящей доходы деятельности. Таким образом, кредиторы учреждения не вправе обратить взыскание по претензиям кредиторов на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное учреждением счет средств, выделенных по смете.

 

2.2. Особенности прекращения деятельности  благотворительных фонлов

 

Важно отметить основные особенности  прекращения деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций. Прежде всего, закон ограничивает возможность  их реорганизации. Так, например, благотворительная  автономная некоммерческая организация может быть преобразована лишь в общественную или религиозную организацию, хозяйственное общество или товарищество (п. 3 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), В силу некоммерческого характера основных целей деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций некоторые из них, в частности учреждения и религиозные организации, не могут быть признаны банкротами.

Не всегда допустима добровольная ликвидация некоммерческих организаций. Так, ГК РФ не допускает добровольную ликвидацию фонда по решению его органов, за исключением случая объявления фонда о своем банкротстве и о добровольной ликвидации (п. 2 ст. 65 ГК РФ). Таким образом, по общему правилу, фонд может быть ликвидирован только в судебном порядке при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых установлен п. 2 ст. 65 ГК РФ и п. 2 ст. 119 ГК РФ.

Согласно п. 3 ст. 119 ГК РФ имущество, оставшееся после ликвидации фонда, направляется на цели, указанные в  его уставе17. Целевое использование такого имущества возможно, в частности, путем его передачи дестинаторам фонда, некоммерческой организации, реализующей аналогичные цели и т. д. При этом, однако, имущество ликвидированного фонда не подлежит распределению между его участниками даже для использования в целях, предусмотренные уставом фонда (ст. 50 ГК РФ).

Дело  N ГКПИ07-1201.   Решение. Верховный  суд    РФ   14 февраля 2008 г.18                    

Именем   Российской Федерации     Верховный Суд Российской Федерации  в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации   Емышевой В.А.,      при секретаре  Гудковой Е.Ю.,      с участием прокурора  Кротова В.А.,      рассмотрев  в  открытом  судебном  заседании  гражданское дело по заявлению  Ульяновского  областного  союза  потребительских  обществ о признании  частично  недействующим пункта 7 формы N РН0003 Заявления о государственной   регистрации   изменений,  вносимых  в  учредительные документы  некоммерческой  организации,  являющейся  Приложением N 1 к Постановлению  Правительства  РФ от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по  реализации  отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций",  установил:

Информация о работе Правовое положение фондов