Правовое положение фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является исследование гражданско-правового положения фондов, а также выявление проблематики данной темы исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и деятельность фондов;
2. Рассмотреть устав и ликвидацию фонда;
3. Охарактеризовать понятие и деятельность благотворительных фондов;
4. Проанализировать особенности прекращения деятельности благотворительных фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВ…………….….6
1.1. Понятие и деятельность фондов…………………...………………………6
1.2. Устав и ликвидация фонда ………………………………………………..12
ГЛАВА2.ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ…………………………………………… 17
2.1. Понятие и деятельность благотворительных фондов……………….… 17
2.2. Особенности прекращения деятельности благотворительных фондов .27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

pravovoe_polozhenie_fondov_-_kursovaya.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Пунктом  1 Постановления Правительства  Российской Федерации от 15 апреля  2006  г.  N  212  "О  мерах  по реализации отдельных положений федеральных    законов,   регулирующих   деятельность   некоммерческих организаций"  утверждена  форма  N  РН0003 Заявления о государственной регистрации    изменений,    вносимых    в   учредительные   документы некоммерческой    организации    (приложение   N   1).   Постановление опубликовано  в  "Собрании  законодательства РФ", 24.04.2006, N 17 (II ч.), "Российской газете", N 86, 25.04.2006.

 Из  пункта  7  данной  формы  заявления следует, что учредительные  документы  некоммерческой  организации,  в которые вносятся изменения, могут быть представлены в регистрирующий орган либо в новой редакции, либо  в форме изменений;  предлагается  нужный вариант представления изменений отметить знаком "V".

Заявитель обратился в суд с  вышеуказанными требованиями. В  обоснование  своего требования указал, что данное положение не соответствует  подпункту  2  пункта 5 статьи 13.1 и пункту 1 статьи 23 Федерального  закона  от  12  января  1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях",   согласно   которым  для  государственной  регистрации некоммерческой  организации при ее создании в уполномоченный орган или его  территориальный орган представляются, среди прочих, учредительные документы    некоммерческой    организации    в    трех   экземплярах, государственная   регистрация   изменений,  вносимых  в  учредительные документы  некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и  в  те  же  сроки,  что и государственная регистрация некоммерческой организации19

Представитель  Правительства РФ в судебном заседании пояснил, что для  государственной  регистрации  изменений, вносимых в учредительные документы    некоммерческой   организации,   необходимо   представлять учредительные  документы  в  новой редакции, а не в форме изменений, в пункте  7  формы  заявления  указано лишь на то, в какой форме внесены изменения,  путем  внесения  изменений  в  учредительные документы или путем принятия их в новой редакции.

С  учетом  изложенного  суд  считает,  что пункт 7 формы N РН0003 Заявления   о   государственной   регистрации  изменений,  вносимых  в учредительные документы некоммерческой организации, подлежит признанию недействующим   в   полном   объеме,  поскольку  слова  "учредительные документы  представлены  в  новой  редакции"  в  отрыве  от  остальных связанных  с  ними  слов  не несут самостоятельной смысловой нагрузки, заложенный  в  правовую норму, сформулированную в данном пункте, смысл проявляется в единстве ее содержания.

В  соответствии  с  частью  2  статьи  253  ГПК РФ установив, что оспариваемый  нормативный  правовой  акт  или  его  часть противоречит федеральному  закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую  юридическую  силу,  суд  признает  нормативный  правовой  акт недействующим  полностью  или  в  части  со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь    статьями    194   -   199,   253   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.

 решил:

заявление  Ульяновского  областного союза потребительских обществ удовлетворить.

 Признать  недействующим со  дня вступления решения в законную  силу пункт  7  формы  N  РН0003  Заявления  о  государственной   регистрации изменений,   вносимых   в   учредительные   документы   некоммерческой организации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов,   регулирующих   деятельность   некоммерческих   организаций"

 Судья Верховного Суда Российской  Федерации.                                                            В.А. Емышева. 14 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1201

При ликвидации благотворительной  организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные  цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе, или если иное не установлено федеральным законом (п. 3 ст. 11 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Исключение составляет имущество некоммерческих партнерств и учреждений. Дело в том, что при ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено законом или учредительными документами некоммерческого партнерства. Что касается оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества учреждения, то оно передается его учредителю (собственнику), если иное не предусмотрено законом или учредительными документами учреждения (п. п. 2, 3 ст. 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования данной темы приходим к следующему выводу:

Правовое  положение  фондов  в  целом  определяется  ГК  и  Законом   о   некоммерческих   организациях.   Особенности   правового положения и деятельности отдельных видов фондов предусмотрены  специальными   законами,   например   Законом   об   общественных объединениях, — если это общественный фонд, Законом о благотворительной  деятельности  —  при  создании  благотворительного фонда.

Высшим органом фонда является его попечительский совет, действующий  на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона «О некоммерческих организациях»).

Для достижения уставных целей фонд, как и другие некоммерческие организации, вправе заниматься предпринимательской  деятельностью, в том числе путем  создания или участия в хозяйственных обществах. Благотворительные фонды, однако, имеют право участвовать в хозяйственных обществах лишь в качестве их единственных членов (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).

Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах. (п. 4 введен Федеральным законом от 13.05.2008 N 68-ФЗ)

Среди актов специального законодательства общее значение для всех организационно-правовых форм благотворительных организаций  имеют Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Устав  является  единственным  учредительным  документом  фонда.  Для  гарантии  того,  что  цели,  ради  которых  учредители  фонда создали его и внесли свое имущество, не будут изменены органами фонда без ведома учредителей, законом установлен особый порядок изменения устава. Органы фонда могут изменить его устав только в случае,  если  в  самом  уставе  предусмотрена  возможность  его изменения в таком порядке.  В уставе  может быть  предусмотрен  иной порядок его изменения.  Если  такая возможность в уставе  вообще не  предусмотрена,  он  может быть  изменен только  в судебном порядке.

Современное российское государство в силу объективных причин не может самостоятельно обеспечить достижение благотворительных целей, оно вынуждено передавать часть своих функций правовому институту благотворительных организаций. На пути к гражданскому обществу роль, место и значимость благотворительных организаций неуклонно возрастают.

Благотворительный фонд, как и все  некоммерческие организации, имеет  специальную правоспособность, принцип  которой закреплен в п. 1 ст. 49 ГК РФ. Согласно ему юридическое лицо может "иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой целью обязанности". Специальная правоспособность благотворительного фонда заключается в ограничении осуществления им предпринимательской деятельности. Пункт 3 ст. 50 ГК РФ гласит, что предпринимательская деятельность благотворительного фонда должна служить достижению целей, ради которых он создан, и соответствовать этим целям. Связь предпринимательской деятельности благотворительного фонда с целями благотворительной деятельности находит отражение не только в российском гражданском законодательстве, но и в законодательстве некоторых западно-европейских стран.

Одной из особенностей органов управления благотворительного фонда является функционирование попечительского совета. Закон содержит общие сведения о том, что попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью благотворительного фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

В входе исследования данной работы выявили следующую проблематику:

- Отсутствие определенной и  стимулирующей политики в отношении  благотворительности привело к  тому, что для осуществления благотворительной  деятельности сложились не очень благоприятные условия. В частности, благотворительные организации и благополучатели, участвующие в благотворительном процессе, несут неоправданно высокие налоговые обязательства перед государством. Это повышает накладные расходы благотворительности, снижает мотивацию потенциальных доноров.

- Не доверие российского общества правильному функционированию благотворительных фондов.

Некоторые противоречия содержатся и  в нормах ГК РФ, регулирующих порядок  признания благотворительного фонда  несостоятельным (банкротом). Так, в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 65 ГК РФ благотворительный фонд может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда либо совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации. Однако п. 2 ст. 119 ГК РФ устанавливает возможность ликвидации фонда только по решению суда. Неясно, как нормы ст. 65 ГК РФ соотносятся с нормами ст. 119 ГК РФ? Разъяснений по этому поводу ГК РФ не содержит.

Еще одной особенностью благотворительного фонда является деятельность по привлечению ресурсов. Статья 15 Закона "О благотворительной деятельности" связывает эту деятельность с проведением кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведением лотерей и аукционов, реализацией имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями.

Подводя итоги исследования некоторых  особенностей гражданско-правового  статуса благотворительных фондов, можно сделать вывод, что современное гражданское законодательство нуждается в существенных дополнениях и изменениях, чтобы в полном объеме обеспечить реализацию инициатив граждан в осуществлении ими благотворительной деятельности через институт благотворительных фондов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1.Нормативно-правовые акты:

1.1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных  Законами РФ о поправках к  Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ,  от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445;

1.2. "Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // "Собрание  законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301; 

1.3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410;

1.4. "Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552;

1.5. "Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // "Собрание  законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496;1.3. Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» //Российская газета.-1996.- 15 января - № 8;

1.6. Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» . //Российская газета.-1997.- 27  сентября -№ 168;

1.7. Закон РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации». //Российская газета.-1992.- 20 июня - № 131;

          1.8. Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. от 2 ноября 2006 года). //Российская газета.-1995.- 20 мая - № 211

           1.9 Информационно-аналитический материал о «некоммерческих организациях по состоянию на 1 января 2012г.» Управление Министерства Юстиций.2012.

 

 

2. Акты судебной практики:

2.1. Дело  N ГКПИ07-1201.   Решение.  Верховный суд    РФ   14 февраля 2008 г.                    

3. Литература:

  1. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996. С.53-54.
  2. Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М..1998. - 632с.
  3. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая /Под редакцией О.Н. Садикова. - М., 1996.
  4. Грушев В.Е. Некоммерческие организации//Государство и право N 10. 2008 г.
  5. Гражданское право. Учебник. В 4 т. Том I. Общая часть. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.2004.
  6. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций (под ред. О.Н.Садикова). 2001г.
  7. Гражданское право. Учебник. В 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М. 2003.
  8. Гражданское право. Учебник. В 3 т. Т.2. 4-е изд., перераб. и доп. Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев и др. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.2003.
  9. Гражданское право. Учебник. В 3 т. Т. 3. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М. 2003.
  10. Гражданское право. Учебник. Часть вторая. /Под общей ред. А.Г.Калпина. 2-е изд. 2000.
  11. Гражданское право : учеб.: в 3 т. Т. 1..— 6-е изд., перераб. и доп. / Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев [и др.]; отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. – М.2006.-776 с.
  12. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М. 2001.
  13. . Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. – М. 2007.
  14. В.Е.Емельянов «Пределы осуществления гражданских прав» // «Российская юстиция», № 6, 2006 г.;
  15. Кузьмишин А.  Благотворительные фонды // Хозяйство и право.-2008.-№8;
  16. Кудрявцева Г.А. ”Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций \\ Юридический мир №3 2008г.
  17. Советское и иностранное гражданское право (проблемы взаимодействия и развития) / Под ред. В. П. Мозолина. М., 1989.
  18. Г.Ф. Шершеневич. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). М., 1995.
  19. Е.Б. Хохлов, В.В.Бородин. Понятие юридического лица: история и современная трактовка. //Государство и право N 9. 2008

Информация о работе Правовое положение фондов