Правовое регулирование выборов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Право является одним из самых сложных общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, так как в правопонимании отражается представления людей об обществе, о его критериях, ценностях. Право в практической жизни людей — это явление, относящееся к обыденным делам, конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях и связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей и других юридических работников. Право является сложным и уникальным феноменом, на протяжении всего времени его существования научный интерес к праву всё возрастает и возрастает, поэтому все то, что называется правом, изучается с глубокой древности и до настоящего времени, прежде всего, в практических целях. С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и поэтому на своем собственном опыте составляет как раз собственное представление.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
ЕСТЕСВЕННО – ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПРАВА…………………………………………………………………...6
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРАВУ ………………………13
ПОЗИТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРАВОВЫМ ЯВЛЕНИЯМ…………………………………………………………....16

Заключение…………………………………………………………………….23

Список использованной литературы………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.40 Кб (Скачать файл)
Введение………………………………………………………………………...3
  1. ЕСТЕСВЕННО – ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПРАВА…………………………………………………………………...6
  1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРАВУ ………………………13
  1. ПОЗИТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРАВОВЫМ ЯВЛЕНИЯМ…………………………………………………………....16
      
Заключение…………………………………………………………………….23
Список  использованной литературы………………………………………...26

Содержание  

ВВЕДЕНИЕ

     Право является одним из самых сложных  общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, так как в  правопонимании отражается представления  людей об обществе, о его критериях, ценностях. Право в практической жизни людей — это явление, относящееся к обыденным делам, конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется  оно в законах, правительственных  постановлениях, судебных решениях и  связано главным образом с  деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей и других юридических работников. Право является сложным и уникальным феноменом, на протяжении всего времени его существования научный интерес к праву всё возрастает и возрастает, поэтому все то, что называется правом, изучается с глубокой древности и до настоящего времени, прежде всего, в практических целях. С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и поэтому на своем собственном опыте составляет как раз собственное представление.

     Понимание права – старая, но вечная и очень  важная проблема, так и не получившая до сегодняшнего дня бесспорного  решения. Существуют разные понятия права, разные представления о том, что такое право, и, следовательно, обозначение термином право разных предметов. Но только одно из этих понятий является адекватным естественному употреблению слова право. Другие понятия права не являются юридическими, то есть отражают явления, которые имеют другие названия и не должны называться правом. Следовательно, происходит подмена понятия.

     Существуют такие подходы к правопониманию, как:

    1. Аксиологический;
    2. Цивилизационный;
    3. Социологический;
    4. Позитивно – нормативный и тд.

     В данной работе мы рассмотрим лишь некоторые  из этих подходов, а именно: естественно  – правовой, социологический и позитивно – нормативный, так как именно эти концепции правопонимания являются современными.

     Актуальность данной темы заключается в том, что от понимания права зависит жизнь отдельного человека и всего общества в целом, а так же государства, в котором живет человек. Поэтому нам необходимо понимать, что такое право, знать его предназначение и уметь использовать его в различных жизненных ситуациях.

     Цель  работы

     Обобщение аспектов понимания права ученых и правоведов, выявление общих закономерностей понятия права. Определить собственное понимание права.

     Из  цели можно выявить следующие  задачи:

  1. Рассмотреть естественно – правовой подход к пониманию права.
  2. Выявить достоинства и недостатки естественно-правового подхода.
  3. Изучить социологический подход к правопониманию.
  4. Выделить отрицательные стороны социологического подхода.
  5. Рассмотреть позитивно – нормативный подход к пониманию права.
  6. Определить самый актуальный подход к пониманию права в современном государстве.
  7. Вынести собственное понимание права из всех рассмотренных подходов.

 

  1. ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПРАВА

     Естественно-правовой подход к пониманию права прошел долгий путь в своем развитии, неоднократно возрождаясь и трансформируясь  с учетом новых потребностей социальной практики. Анализ всемирной истории  показывает, что изучение проблем  естественного права становиться  наиболее интенсивным в эпоху кризиса, конфликтом между существующим правом и новаторскими тенденциями и стремлениями. Во времена великих реформ, то есть в период утверждения буржуазного общества и борьбы с феодальным абсолютизмом, естественное право сыграло существенную роль. В России концепции естественного права, начиная с работ А.Н. Радищева, имели выраженную социальную и либеральную направленность, которая особенно ярко проявилась в трудах таких представителей школы возрожденного естественного права конца 18 начала 19 вв., как П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев и др. Известно, что ещё в древний период римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право, как отражение законов и естественного порядка вещей. Естественно-правовые взгляды всегда активизировались при переходе от жесткого (полицейского) государства к государству, отличающемуся демократической направленностью. Начало принципиально нового этапа в развитии естественного права было положено принятием Декларации прав человека и гражданина и основанной на ней французской Конституции, а так же вступлением в законную силу первых десяти  поправок к Конституции США («билль о правах»), в которых идеи естественного права получили законодательное закрепление. Если раньше позитивное право рассматривалось как нечто искусственно созданное  и несовершенное по сравнению с правом естественным, выступающим в качестве недостижимого идеала, то, начиная с этого времени вплоть до середины 20 в., шел  медленный процесс сближения действующего законодательства с идеальными стандартами естественного права.1

     В основе естественно-правового понимания  права лежит философский подход к праву он исходит из приоритета прав человека, идеи справедливости и всеобщего равенства над нормой права.

     Сторонникам современной теории естественного  права свойственно стремление подвести прочную моральную основу под  понимание права. Согласно такому подходу естественное право-это исходное подлинное право, коренящееся в объективной природе, в природе человека, в природе вещей. Такая трактовка позволяет отметить следующее:                    естественное право-совокупность прав и свобод, обусловленных изначальными свойствами человека, его проживанием в обществе. Это право человека на жизнь, свободу, возможность продолжения рода, на достойные условия человеческого существования, благоприятную окружающую природную среду, на охрану своей жизни и другие.

     Естественное  право принадлежит человеку от рождения (все люди рождаются свободными и равными в правах) и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права никто не в силах ограничивать или отчуждать они признаются неотъемлемыми и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Однако в условиях абсолютизма этими правами пользовались лишь дворянство и духовенство, то есть высшие сословия. Остальные группы (то есть третье сословие), а их было большинство, не обладали естественными правами.2 Как мы уже поняли, естественно-правовое понимание соотносит право с общечеловеческими ценностями. Идеалы добра, справедливости, равенства и свободы, составляющие мечту многих поколений, обрели свое воплощение в понимании права как меры свободы, равенства и справедливости. В этом понимании право не отделено от морали и религии.

     Рассматривая  естественное право как реально  существующее подлинное право, которому должно соответствовать действующее  законодательство, естественно правовая доктрина лишает законодателя теоретических  критериев оценки правового качества закона. «В юснатурализме, - отмечает в  связи с этим В.С. Нерсесянц, - отсутствует  свое понятие правового закона, т.е. позитивного права, поскольку естественно-правовая сущность уже воплощена в естественно-правовом явлении, так что сущность и явление  здесь составляют некое нерасторжимое естественно-правовое единство, монолитное целое – в виде того или иного естественно-правового положения (определенного требования, принципа, набора естественных прав и т.д.)»3 Позитивное право согласно такому подходу должно соответствовать не абстрактно-теоретическому, сущностному принципу права, а естественному праву как реально существующему явлению, в котором правовые аспекты переплетены с элементами нравственного, религиозного, культурологического и т.п. характера.4

     В результате естественно-правовая доктрина нередко оказывается неспособной  дать надлежащую правовую оценку многих ключевых проблем социальной реальности.5 Например, в свое время с позиций этого подхода невозможно было понять, сводился ли «факт существования рабов к позитивному праву или это различие людей на свободных и рабов было частью естественного божественного порядка? И может ли государство, могут ли политики посягать на этот естественный порядок и изменять его…?»6 В наши дни естественно - правовая теория не может дать обоснованный с правовых позиций ответ на вопрос о том, является ли отмена смертной казни правовым,  общезначимым и общеобязательным требованием для всего международного сообщества, или это мера нравственного порядка, применение которой оправдано в условиях соответствующего уровня культурно-нравственного развития той или иной нации. И этот перечень можно продолжить, включив в него такие активно дискутируемые сейчас проблемы, как запрет абортов, легализация эвтаназии и  т.п.

     Естественно-правовой подход, который исходит из того, что люди рождаются равными в  своих правах, конечно же, отрицает разного рода дискриминации и  привилегии. В этом смысле данный подход при его последовательной реализации содержит достаточно эффективные механизмы  защиты прав человека и гражданина. Однако его теоретическая нечеткость и отсутствие указания на то, что  принцип формального неравенства  является сущностным признаком права, затрудняет реализацию его правового  потенциала. 7 Естественно-правовой подход, не имеющий теоретически ясной и практически реализуемой правовой позиции по вопросу о том, в чем же состоит существо или содержание права, на которое не может посягать законодатель, оставляет решение этого ключевого вопроса на усмотрение судебной практики, а она, не получая от естественно-правовой доктрины четких теоретических ориентиров, легко может выйти в своих решениях за рамки правового поля. И если в одних случаях подмена правового критерия требованием сохранения и развития демократии обеспечивает защиту нарушенного права, то в других случаях дает возможность манипулировать понятием демократии в ущерб праву.

     Возможность права выступать в качестве общеобязательного  стандарта поведения и тем  самым регулятора общественных отношений  обеспечивается силой государственного принуждения. Это становится реальным тогда, когда нормы права выступают  в форме нормативно-правовых актов  государства и его органов, снабженных его властно-принудительной защитой. Тем самым исключается ситуация принятия и применения не правовых законов и иных нормативно-правовых актов.8

     Естественно-правовое понимание обладает рядом достоинств.

     Во-первых, право как определенный порядок  в обществе в этом случае связывалось  не с государством, а с природой человека, его социальными качествами. Природные права человека рассматривались  как необходимые условия и  возможности нормального существования  индивида, как набор притязаний человека на определенный объем материальных и духовных благ, получению которых  должно содействовать государство. Среди них: право на жизнь, свободу, собственность, достоинство, неприкосновенность жилища, свободу совести, мнений, невмешательство  государства в сферу личной свободы  и т. д.

     Во-вторых, достоинством естественно-правовой теории является содержательное, ценностное определение права в противовес формальному. Содержание права определяется не государством, их источником являются христианские ценности, нравственные принципы и категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и  счастья. Эти ценности не нуждаются в государственном признании, они стоят над государством.

     Надпозитивный характер права был впервые зафиксирован в Декларации независимости США (1776): "Мы полагаем самоочевидным  те истины, что все люди созданы  равными и наделены Творцом определенными  неотчуждаемыми правами, что к ним  относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения  этих прав среди людей учреждаются  государство, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых".

     В-третьих, естественно-правовое понимание разводит понятия "право" и "закон" как  несовпадающие, поскольку право  рассматривается в субъективном смысле как притязания, обусловленные  природой. Притязания человека на получение  материальных и духовных благ порождены  его потребностями как биологического существа (среди них - право на жизнь, потребность в пище, одежде, жилье  и т.д.) и социального существа, наделенного разумом, волей и  сознанием (среди социальных притязаний выделим право на человеческое достоинство, свободу, собственность, счастье, потребность  в общении, сопротивление угнетению, безопасность и т. д.). Удовлетворение этих притязаний создает нормальные условия для полноценного существования  человека, обеспечивает, по определению  Цицерона, "разумное положение, соответствующее  природе, распространяющееся на всех людей". 9В этой связи естественные права рассматриваются как субъективные, принадлежащие каждому человеку с рождения, а потому священные и неотчуждаемые, поскольку их ограничение лишает человека родовых и социальных качеств.

Информация о работе Правовое регулирование выборов в РФ