Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:38, курсовая работа
Международный законодатель с начала прошлого столетия ведет политику по исключению любой дискриминации, в том числе, по расовому, национальному признаку. Закон должен уважать и защищать права любого человека, даже если таковой не имеет национальных связей с государством (гражданства), где он находится. «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности; все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона; все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации» говорится в Декларации о правах человека, утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 года, в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
1.1. Нормативно-правовая база правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………….5
1.2. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………..7
1.3. Принципы регулирования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России………………………………………………………11
II. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении миграционного учета……………………………………......14
2.2. Порядок постановки и снятия с учета иностранных граждан по месту их пребывания…………………………………………………………………......16
III. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Особенности законодательства РФ о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………….20
3.2. Перспективы развития законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на образование. Им гарантируется на общих основаниях общедоступность дошкольного и основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Иностранцы вправе получить в России и высшее образование, поступив в вуз на конкурсной основе, на основе межгосударственных договоров, договоров органов управления и вузов Российской Федерации с зарубежными партнерами либо на основе прямых договоров иностранцев с вузами (т.е. на платной основе).
Иностранцам обеспечиваются свобода творчества и право на пользование культурными ценностями.
Иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, т. е. у тех и у других имеются обязанности.
Прежде всего, иностранцы, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Поскольку многие иностранные граждане и лица без гражданства занимаются в России предпринимательством и наемной трудовой деятельностью, на них распространяется требование ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговый кодекс РФ в равной мере распространяется на иностранных граждан и иностранных юридических лиц, хотя и предусматривает особенности их учета как налогоплательщиков. Российская Федерация заключает соглашения с иностранными государствами в целях исключения двойного налогообложения граждан этих государств в РФ и российских граждан в этих государствах10.
В России есть не только право человека на благоприятную окружающую среду, но и обязанность ее сохранять. В ст. 58 Конституции РФ записано, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Иностранцы не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не могут поступить на военную службу в добровольном порядке и не могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве вольнонаемного персонала.
1.3. Принципы
регулирования правового
В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать – постоянно и временно – много иностранных граждан и лиц без гражданства.
В ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации установлено, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами.
Объем прав и обязанностей иностранца определяется международными договорами и национальным законодательством Российской Федерации. Определение этого объема дело ее внутренней компетенции. Однако Российская Федерация должна исходить из международных стандартов, являющихся общепризнанными нормами международного права. В первую очередь эти стандарты закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. В обоих пактах множество статей, касающихся прав и свобод лиц, которые начинаются со слов: «каждый человек…», т.е. любой человек, находящийся на территории данного государства, в том числе и иностранец, обладает указанными в пактах правами и свободами. Следовательно, международно-правовые стандарты в области прав человека имеют универсальное значение11.
Российская Федерация, опираясь на этот принцип и исходя из своего суверенитета, сама устанавливает правила пребывания иностранцев на своей территории. В связи с ним она распространяет на иностранцев, находящихся на ее территории, свою юрисдикцию и требует, чтобы иностранцы выполняли установленные ей правила. Несоблюдение правил влечет ответственность. В то же время Российская Федерация, на территории которой находится иностранец, должна защищать его права, особенно связанные с личностью иностранца и его имуществом.
Российская Федерация не должна препятствовать иностранцам в праве выезда со своей территории. Она не должна ущемлять права отдельных групп иностранцев по признакам расы, вероисповедания, языка и религии и т.п., т.е. подвергать их дискриминации. Дискриминацией является лишение физического лица основных прав и свобод человека или целенаправленное и существенное ущемление этих прав, что является нарушением норм международного права. А это недопустимо.
В то же время Российская Федерация в определенных областях может предоставить иностранцам меньший объем прав, чем собственным гражданам. Такие ограничения возможны, но в рамках требований национального закона и соответствующих норм международного права. Например, международные пакты о правах человека не препятствуют государствам делать изъятия в отношении иностранцев в сфере избирательного права. Иностранец не может избирать и быть избранным в органы государственной власти, судебные органы; быть главой государства12.
Важнейшим принципом правового статуса иностранцев является необходимость юридических гарантий их прав и свобод. Это достигается правом иностранцев на обращение за защитой в суд, административные органы, применением санкций к нарушителям прав и свобод. Особенно важно право иностранцев на судебную защиту их личных и имущественных прав. Так, в Российской Федерации иностранцы могут обращаться за защитой своих прав в суды, находящиеся на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Одним из важнейших принципов юридического статуса иностранцев является принцип равенства иностранных граждан перед законом, что вытекает из ст. 19 Конституции Российской Федерации: «Все равны перед законом и судом».
Важными так же являются положения ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
II. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении миграционного учета
Нормативной
основой осуществления
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Разрешительный порядок регистрации
по месту жительства и учета по месту пребывания
действует или может быть введен: 1) в пограничной
зоне; 2) в закрытых административно-
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право: 1) на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета; 2) на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета; 3) на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок; 4) на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета; 5) на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета; 6) на осуществление иных прав.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия такие, как:
1. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
2. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
3. Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.
2.2. Порядок постановки и снятия с учета иностранных граждан по месту их пребывания
Правила
порядка постановки и учета иностранных
граждан по месту их пребывания определены
Постановлением Правительства РФ от
15 января 2007 года №9 «О порядке осуществления
миграционного учета
Основанием для постановки на миграционный учет является: 1) факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию; 2) факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации; 3) факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации.
Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания.
Указанные лица по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.
Основанием
для постановки на учет по месту
пребывания иностранного гражданина является
получение территориальным
В уведомлении
о прибытии принимающая сторона
или иностранный гражданин
В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений о лице, подлежащем постановке на учет, указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации; б) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации; в) адрес места жительства ответственного лица организации; г) наименование организации; д) фактический адрес организации; е) идентификационный налоговый номер организации14.
Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина.
Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур и сокращения слов.
Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок, установленный Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Территориальный
орган Федеральной миграционной
службы в течение 3 рабочих дней со
дня приема уведомления о прибытии
либо получения его в виде почтового
отправления фиксирует в своих
учетных документах сведения о нахождении
иностранного гражданина в месте
пребывания и в установленном
порядке вносит соответствующую
информацию в государственную
При подтверждении сведений о выполнении принимающей стороной и иностранным гражданином действий по постановке на учет заявителю в течение 3 рабочих дней оформляется дубликат отрывной части бланка уведомления о прибытии с проставленной отметкой о приеме уведомления о прибытии.
Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в следующих случаях: а) убытие иностранного гражданина из места пребывания – на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии; б) выезд иностранного гражданина из Российской Федерации – на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии; в) смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим – на основании свидетельства о смерти либо заверенной копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим15.
Информация о работе Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации