Правовой статус казенных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Впервые такие унитарные предприятия были упомянуты в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий", в тексте которого в качестве одного из направлений реформы государственных предприятий предусматривалось создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений - казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и общие положения казенного предприятия
Определение казенного предприятия……………………………………
Общие положения. ………………………………………………………
ГЛАВА 2. Правовое положение казённых предприятий
2.1. Общий правовой статус казенного предприятия……………………
2.2. Правовой режим имущества казенного предприятия…………………
2.3. Проблемы государственного управления собственностью
2.4. Организация деятельности казенного предприятия………………………
2.5. Компетенция органов управления предприятием………………………
2.6. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия……………
ГЛАВА 3.Устав казенного учреждения на примере ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека РС(Я)»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая оригинал.docx

— 58.39 Кб (Скачать файл)

ГОУ ДПО  Институт управления при Президенте РС(Я)

Кафедра (Государственного и муниципального управления)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Гражданское право

на тему: Правовой статус казенных предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

 

 

 

                                                                           Слушателя                

                                                                           Юшковой Снежаны Прокопьевны

                                                                          Группа: ПО ГиМУ

                                                                          Проверил: ___________________

                                                                           ____________________________

                                                                           ____________________________

 

 

 

 

 

2012/2013 уч.год

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Понятие и общие положения казенного предприятия

    1. Определение казенного предприятия……………………………………
    2. Общие положения. ………………………………………………………

ГЛАВА 2. Правовое положение казённых предприятий

2.1. Общий правовой статус казенного предприятия……………………

2.2. Правовой режим имущества казенного предприятия…………………

2.3. Проблемы государственного управления собственностью

2.4. Организация деятельности казенного предприятия………………………

2.5. Компетенция органов управления предприятием………………………

2.6. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия……………

ГЛАВА 3.Устав казенного учреждения на примере ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека РС(Я)»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной курсовой работе  рассмотрим правовое положение казённых предприятий. Казённым предприятием является унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления - по гражданскому праву Российской Федерации, образуемое в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях по решению Правительства Российской Федерации, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления является федеральным казенным предприятием.

Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются следующим образом: такое предприятие  в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права  владения, пользования и распоряжения, но в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением  имущества. При этом собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Казенное предприятие вправе отчуждать  или иным способом распоряжаться  закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. При этом казенное предприятие вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию, если иное не установлено законом и иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие может  быть реорганизацию или ликвидацию по решению Правительства Российской Федерации. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), как новая  организационно-правовая форма юридического лица появились в нашем законодательстве в мае 1994 года.

Впервые такие унитарные предприятия  были упомянуты в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных  предприятий", в тексте которого в качестве одного из направлений  реформы государственных предприятий  предусматривалось создание на базе ограниченного круга ликвидируемых  федеральных государственных предприятий  хозяйствующих учреждений - казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Причем в Указе возможное  решение о ликвидации федерального государственного предприятия и  создании на его базе казенного завода рассматривалось в качестве определенной санкции в отношении государственных  предприятий. Этот вывод следует из анализа положения Указа о том, что для принятия подобного решения требуется наличие следующих оснований:

Нецелевое использование выделенных федеральных средств.

Отсутствие прибыли по итогам последних  двух лет.

Использование недвижимого имущества, закрепленного за предприятием, с  нарушением действующих правил, в  том числе внесение указанного имущества  в уставные капиталы предприятий, передача его в аренду.

Продажа или предоставление в пользование  другим юридическим лицам без  разрешения уполномоченного государственного органа.

Вместе с тем круг государственных  предприятий, на базе имущества которых  могли быть созданы казенные предприятия (даже с учетом факта допущенных ими нарушений), определялся довольно узко. Решения о ликвидации государственного предприятия и создании на базе его имущества казенного предприятия могли быть приняты только в отношении следующих федеральных государственных предприятий: осуществляющих деятельность, допускаемую федеральными законами исключительно для государственных предприятий; преобладающим потребителем продукции, работ или услуг которых является государство (более 50%); приватизация которых запрещена Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий. Что же касается иных случаев создания казенных предприятий, то они могли быть установлены лишь федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации "О реформе государственных  предприятий" предусматривался следующий  порядок создания казенных предприятий. Решение о ликвидации федерального государственного предприятия и создании на его базе казенного завода принимается Правительством Российской Федерации по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти или по инициативе самого предприятия. Принимая такое решение, Правительство непосредственно определяет состав ликвидационной комиссии, выделяет средства на ликвидацию федерального государственного предприятия, определяет федеральный орган исполнительной власти, который будет утверждать устав создаваемого казенного завода.

Обращает на себя внимание положение, содержащееся в Указе, о том, что  все расходы по ликвидации федерального государственного предприятия, а также  расчеты с его кредиторами  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовой статус казенного предприятия

1.1 Определение казенного предприятия.

 

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления - по гражданскому праву РФ унитарное  предприятие, образуемое в случаях, предусмотренных законом о государственных  и муниципальных унитарных предприятиях по решению Правительства РФ, на базе имущества, находящегося в федеральной  собственности. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления является федеральным казенным предприятием. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование такого предприятия должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются следующим образом: такое предприятие  в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права  владения, пользования и распоряжения, но в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением  имущества. При этом собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ). Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. При этом казенное предприятие вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию, если иное не установлено законом и иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов  казенного предприятия определяется собственником его имущества. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизацию или ликвидацию по решению Правительства РФ.

 

 

 

 

 

2.1 Общие положения.

 

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), как новая организационно-правовая форма юридического лица появились в нашем законодательстве в мае 1994 года.

Впервые такие унитарные предприятия  были упомянуты в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. No. 1003 "О реформе государственных предприятий", в тексте которого в качестве одного из направлений реформы государственных предприятий предусматривалось создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений - казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Причем в Указе возможное  решение о ликвидации федерального государственного предприятия и  создании на его базе казенного завода рассматривалось в качестве определенной санкции в отношении государственных  предприятий. Этот вывод следует из анализа положения Указа о том, что для принятия подобного решения требуется наличие следующих оснований: нецелевое использование выделенных федеральных средств; отсутствие прибыли по итогам последних двух лет; использование недвижимого имущества, закрепленного за предприятием, с нарушением действующих правил, в том числе внесение указанного имущества в уставные капиталы предприятий, передача его в аренду; продажа или предоставление в пользование другим юридическим лицам без разрешения уполномоченного государственного органа.

Вместе с тем круг государственных  предприятий, на базе имущества которых  могли быть созданы казенные предприятия (даже с учетом факта допущенных ими нарушений), определялся довольно узко. Решения о ликвидации государственного предприятия и создании на базе его имущества казенного предприятия могли быть приняты только в отношении следующих федеральных государственных предприятий: осуществляющих деятельность, допускаемую федеральными законами исключительно для государственных предприятий; преобладающим потребителем продукции, работ или услуг которых является государство (более 50%); приватизация которых запрещена Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий. Что же касается иных случаев создания казенных предприятий, то они могли быть установлены лишь федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации "О реформе государственных  предприятий" предусматривался следующий  порядок создания казенных предприятий. Решение о ликвидации федерального государственного предприятия и создании на его базе казенного завода принимается Правительством Российской Федерации по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти или по инициативе самого предприятия. Принимая такое решение, Правительство непосредственно определяет состав ликвидационной комиссии, выделяет средства на ликвидацию федерального государственного предприятия, определяет федеральный орган исполнительной власти, который будет утверждать устав создаваемого казенного завода.

Обращает на себя внимание положение, содержащееся в Указе, о том, что  все расходы по ликвидации федерального государственного предприятия, а также  расчеты с его кредиторами  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Правовой статус казенного предприятия  по Указу от 23 мая 1994 г. No. 1003 сводился к следующему: созданное в соответствии с Указом казенное предприятие является правопреемником ликвидированного государственного предприятия по ранее выделенным федеральным средствам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр и предоставленных квот и лицензии; казенное предприятие вправе самостоятельно реализовывать производимую им продукцию, работы и услуги, использовать полученную прибыль. Правда, законодательством и уставом предприятия может быть предусмотрено иное. Вместе с тем казенное предприятие не могло отчуждать закрепленное за ним недвижимое имущество, сдавать его в аренду или пользование, а также в залог без согласия Правительства либо уполномоченного им государственного органа. Право на получение кредитов таким предприятием обусловлено наличием гарантии Правительства. Согласие Правительства требовалось также во всех случаях создания казенным предприятием своих дочерних предприятий.

Информация о работе Правовой статус казенных предприятий