Правовой статус казенных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Впервые такие унитарные предприятия были упомянуты в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий", в тексте которого в качестве одного из направлений реформы государственных предприятий предусматривалось создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений - казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и общие положения казенного предприятия
Определение казенного предприятия……………………………………
Общие положения. ………………………………………………………
ГЛАВА 2. Правовое положение казённых предприятий
2.1. Общий правовой статус казенного предприятия……………………
2.2. Правовой режим имущества казенного предприятия…………………
2.3. Проблемы государственного управления собственностью
2.4. Организация деятельности казенного предприятия………………………
2.5. Компетенция органов управления предприятием………………………
2.6. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия……………
ГЛАВА 3.Устав казенного учреждения на примере ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека РС(Я)»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая оригинал.docx

— 58.39 Кб (Скачать файл)

Можно выделить два основных способа  управляющего воздействия на предприятия  и их объединения.

1. Государственное регулирование,  которое включает установление  нормативной базы рыночной экономики  ("правил игры") и применение  косвенных, экономических методов управления по отношению к предприятиям всех форм собственности (включая государственные).

2. Государственное предпринимательство,  то есть непосредственное воздействие  на управление предприятиями  и их объединениями, когда государство  выступает в качестве собственника  имущества или пакета акций  акционерных обществ (АО).

К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные  предприятия и предприятия с  государственным капиталом, относятся  казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные  коммерческие предприятия, АО со 100-процентным государственным капиталом, а также  АО, в которых государству принадлежит  контрольный пакет или золотая  акция.

При переходе к рыночной экономике  её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские  свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит  ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное  производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.

Одной из форм государственного предпринимательства  являются казённые предприятия.

«Казенными» называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие "казне", то есть государственные  предприятия.

Они находятся под прямым государственным  управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального  стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями - потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает  на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и  оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет  льготы по государственными закупкам и другое. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно  найти на путях заимствования  опыта управления государственными предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о перенесении на российскую почву соответствующего опыта США или Франции едва ли приемлемы. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую систему органов управления и учитывать собственный исторический опыт.

Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями  во всех странах является осуществление  этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная  комиссия по атомной энергии в  США).

В России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных  предприятий" решение о ликвидации федерального госпредприятия и создании на его базе казенного завода, фабрики  или хозяйства принимает Правительство  Российской Федерации. Оно определяет, и федеральный орган исполнительной власти, который утверждает устав  казенного предприятия и руководит  его деятельностью.

Сохранив административную подчиненность  предприятий, необходимо исключить  прежние наиболее существенные недостатки командной системы. К их числу следует отнести, прежде всего, отсутствие у руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указаний работников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль за его действиями.

Средством преодоления указанных  и иных недостатков существовавшей ранее системы управления может  быть: во-первых, коллегиальность в  принятии важнейших хозяйственных  решений высококомпетентными лицами; во-вторых, применение конкурсной системы  подбора руководящих кадров; в-третьих, использование в ряде случаев  независимых экспертных оценок.

Практическая реализация этих положений  видится в следующем:

Стратегические решения по управлению казенным предприятием должны приниматься  в вышестоящем органе коллегиально.

В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована  определенная степень самостоятельности, без чего не может проявиться предпринимательская  активность менеджера.

Подбор менеджеров должен проводиться  на основании конкурса программ претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полно отражающие требования государственной промышленной политики.

Заключение с хозяйственным  руководителем контракта, в котором  реально гарантируются его права  и четко установлены его обязанности, а с предприятием - "контракт плана", в котором содержится программа  его деятельности.

Как показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных  предприятий составляются таким  образом, чтобы государственные  субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской  деятельности. В этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная организация труда), так и новые (например, участие в прибылях) формы управления производством.

Ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а субсидиарной. Исходя из вышеизложенного, один из вариантов схемы управления казенными предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.

При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по управлению казенными предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казенным предприятием требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственных интересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов (экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и другое). Сформированная таким образом комиссия могла бы исполнять функции постоянно действующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу деятельности предприятия, осуществлять контроль. Наряду с "внешним" управлением в организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность принимать участие в управлении производством.

Попытка установить оптимальный правовой статус руководителей госпредприятий (как казенных, так и коммерческих) осуществлена Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года №1200 "О некоторых  мерах по обеспечению государственного управления экономикой". Им установлено, что правительство или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти заключают с хозяйственным руководителем контракт, базирующийся не на трудовом, а на гражданском законодательстве. В Указе перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в контракте, включая порядок и условия его досрочного расторжения и даже ответственность менеджера за ущерб, причиненный предприятию в результате его действий или бездействия.

Так, постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 января 1995 года № 14 были решены некоторые вопросы  управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом:

«В целях обеспечения надлежащего  управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, и организации  более действенного контроля за эффективностью ее использования и сохранностью Правительство Российской Федерации  постановляет:

Установить, что решения о продаже, мене, залоге, дарении, изъятии (за исключением  случаев принудительного взыскания  по решению компетентных органов) недвижимого  имущества, находящегося за рубежом  и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев и акций, принадлежащих Российской Федерации в находящихся за рубежом  юридических лицах, принимаются  Правительством Российской Федерации  на основании совместного представления  Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным  имуществом и федерального органа исполнительной власти, на который в соответствии с действующим законодательством  возложены координация и регулирование  деятельности в соответствующей  отрасли (сфере управления). В таком же порядке принимаются решения о перераспределении указанного имущества между государственными предприятиями, казенными заводами (казенными фабриками, казенными хозяйствами) и учреждениями Российской Федерации.

Возложить на Государственный комитет  Российской Федерации по управлению государственным имуществом контроль за сохранностью, использованием по назначению, а также эффективностью использования  федеральной собственности, находящейся  за рубежом и закрепленной на балансе  государственных предприятий, казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) и учреждений. Предоставить Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом право производить в этих целях совместно с Министерством финансов Российской Федерации документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации)».

А Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 мая 2001 года № 337 в  уставы федеральных казенных предприятий  военной торговли, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 1999 года № 743, внесены изменения, связанные с изъятием излишнего, неиспользуемого имущества, закрепленного за одними казенными предприятиями, и распределением его между другими казенными предприятиями.

 

6. Организация деятельности казенного предприятия

Она осуществляется на основе предоставленных  предприятию прав юридического лица в целях выполнения поставленных перед предприятием задач (по производству, работам, услугам). Одним из основных элементов организации деятельности является вопрос о порядке распределения и использования прибыли, полученной в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Данный вопрос решается с учетом специфики конкретного предприятия и на основе Порядка планирования и финансирования деятельности казенного предприятия, утверждаемого Правительством РФ. Варианты же распределения прибыли, если она имеется, могут быть самые разнообразные. Она может полностью оставаться у предприятия и расходоваться на его развитие. Возможно и перечисление части прибыли в бюджет.

Организация деятельности казенного  предприятия предполагает, что многие вопросы этой деятельности должны быть согласованы с Правительством РФ. В частности, цены на продукцию (работы, услуги) устанавливаются в порядке, определяемом правительством. При получении кредитов предприятием необходима гарантия Правительства РФ.

 

7. Компетенция органов управления предприятием

 

К органам управления предприятием относятся его директор и заместители. Правовой статус органа предприятия (юридического лица) означает, что именно через данный орган предприятие приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо соответствие деятельности органа законодательству и учредительным документам.

Информация о работе Правовой статус казенных предприятий