Правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение понятия статуса судей, его конституционных принципов с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты конституционно-правового статуса судей РФ;
2.Определить и исследовать содержание конституционно-правового статуса судей РФ.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие правового статуса судей
1.2 Элементы статуса судей
1.3 Конституционные принципы статуса судей как носителей судебной власти: независимость, несменяемость, неприкосновенность
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННГО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ
2.1 Требования, предъявляемые к судьям. Порядок наделения судей полномочиями
2.2 Порядок приостановления или прекращения полномочий судьи
2.3 Проблемы дисциплинарной ответственности судей
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Понятие правового статуса судей

1.2 Элементы статуса судей

1.3 Конституционные принципы статуса  судей как носителей судебной  власти: независимость, несменяемость,  неприкосновенность

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННГО-ПРАВОВОГО  СТАТУСА СУДЕЙ

2.1 Требования, предъявляемые к судьям. Порядок наделения судей полномочиями

2.2 Порядок приостановления или  прекращения полномочий судьи

2.3 Проблемы дисциплинарной ответственности  судей

Заключение

Список  использованной литературы

Введение

Конституция 1993 года провозгласила в Российской Федерации правовое государство. Важнейшей  характерной чертой такого государства  является возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона.

В свою очередь специфика суда как  одной из ветвей государственной  власти, обладающей абсолютной независимостью, неизбежно предопределяет статус судей  как особых должностных лиц. Федеральный  конституционный закон "О судебной системе в Российской Федерации" от 31.12.1996 N 1-ФКЗ приводит четкую дефиницию: "Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным  конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие  свои обязанности на профессиональной основе".

Представленная  работа посвящена теме "Правовой статус судей Российской Федерации".

Проблема  подобного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Вопросам  исследования посвящено множество  работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий  характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассмотрены более  узкие вопросы представленной проблемы (в том числе и в монографии члена-корреспондента РАН, доктора  юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ М.И. Клеандрова "Статус судьи").

Однако  требуется учет современных условий  при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы правового  статуса судей определяют несомненную новизну данного исследования. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Предмет курсовой работы - правовой статус судей в Российской Федерации.

Целью исследования является изучение понятия статуса судей, его конституционных принципов с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

1.Изучить  теоретические аспекты конституционно-правового  статуса судей РФ;

2.Определить  и исследовать содержание конституционно-правового  статуса судей РФ.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы, круг рассматриваемых вопросов и логическую схему ее построения.

Работа  имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные  акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Правовой статус судей Российской Федерации" послужили базовая  учебная литература, фундаментальные  теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных  изучаемой тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Понятие правового статуса  судей

Суд как элемент судебной системы  состоит из судей, правовой статус и  фактическое положение которых  определяют эффективность всей судебной организации. Судья -- центральная фигура судебной системы. От конституционно-правового статуса судей (и в не меньшей мере от его профессионализма и нравственной позиции) во многом зависят качество правосудия, состояние судебной охраны прав и свобод граждан. Данный статус определяется федеральной Конституцией 1993 г. и Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", являющимся основополагающим документом, регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий, а также гарантии их независимости.

Непосредственно правовой статус судей можно определить как особый судоустройственный институт, обуславливающий правовое положение судьи как государственного деятеля, а также всю совокупность прав и обязанностей, только им присущей.

Речь  идет не вообще о правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление  конституционного контроля, проверка законности действий и решений государственных  органов и должностных лиц  и т.д. Судьи, как и другие граждане, имеют право скажем, что-то продать или купить, пользоваться отпуском, вступать в брак и др. но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан.

Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судей, можно было бы сгруппировать в несколько  блоков:

· права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском  самоуправлении;

· права и обязанности, связанные  с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбора кандидатов, и наделение  их судейскими полномочиями);

· права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность  независимого осуществления своих  полномочий особые правила приостановления  и прекращения доверяется судебная власть, в том числе осуществление  конституционного контроля, проверка законности действий и решений государственных  органов и должностных лиц  и т.д.

Все судьи обладают единым статусом и  различаются только своими полномочиями и компетенцией. Единство статуса  означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений. Особенности правового положения  некоторых категорий судей определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, а в случаях  ими предусмотренных, также и  законами субъектов РФ.

Помимо  понятия статуса судьи, в исследуемой  теме часто фигурирует и другое понятие - судейский корпус. Судейским корпусом принято называть совокупность государственных  служащих занимающих должность судей. Круг таких должностных лиц широко разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Представителя и членов Конституционного Суда Российской Федерации, представителей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции, включая мировых судей. Всего на данный момент их насчитывается более 30 тыс. человек и при том количество неуклонно растет. С 1992 года в судейский корпус входят также судьи прибывающие в отставки.

Под влиянием особенностей возлагаемых  на судейский корпус задач в течение  многих десятилетий созревало понимание  того, что положение судов, судейского корпуса должно отличаться от положения  других государственных учреждений и их должностных лиц. Сообразно  такому пониманию принимались соответствующие  меры, но этот процесс не шел гладко. Представление о том, что судья - обычный чиновник, который должен безропотно выполнять волю начальства, принимать угодные ему решения, не уступали своих позиций без  боя. И в наши дни такая позиция  ещё не сдана в архив, хотя сила интеграции шаг за шагом преодолевается и в данной области.

Кроме Закона "О статусе судей в  РФ" существуют ряд документов, как  законов, так и иных нормативных  актов, также касающихся специфики  осуществления судьями своих  профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления  судебной деятельности (например, "Положение  о квалификационной аттестации судей" от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ "О назначении судей военных судов" от 13 марта 1995 года и др.).

1.2 Элементы статуса судей

Статус  судей слагается из многих элементов, предусмотренных законом:

1. Судьями являются лица, исполняющие  свои обязанности на профессиональной  основе.

2. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности и других  обстоятельств им присваиваются  квалификационные классы (с 5-го  по 1-ый и высший).

3. К судьям предъявляются определенные  требования и ограничения (будут  рассмотрены ниже)

4. Судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и федеральным  законам. Они никому не подотчетны, а вмешательство в деятельность  судей влечет уголовную ответственность.

5. Требования и распоряжения судей  при осуществлении ими своих  полномочий обязательны для исполнения.

6. Судьи несменяемы, т.е. они не  могут быть назначены на другую  должность или переведены в  другой суд без их согласия.

7. Полномочия судей не ограничены  определенным сроком, кроме случаев,  предусмотренных законом, но они  могут быть приостановлены или  прекращены по основаниям, указанным  в законе. Предельный возраст  пребывания в должности - 70 лет.

8. Судьи неприкосновенны.

9. Имеют право на отставку, т.е.  на почетный уход или почетное  удаление с должности.

10. За совершение дисциплинарных  проступков привлекаются к дисциплинарной  ответственности в виде предупреждения  или досрочного прекращения полномочий.

11. Федеральными законами предусмотрены  меры материального обеспечения  и социальной защиты судей,  а в целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применятся меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

12. Все судьи обладают единым  статусом и различаются только  своими полномочиями (компетенцией).

В соответствии с Законом "О статусе  судей в РФ" судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам  в лице судей, принадлежит вся  судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность  на лиц, на которых законом возложено  полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные  не только с решением судьбы отдельных  членов общества, но и самой жизни.

Некоторые отличия от общих положений настоящего Закона имеется в отношении судей  Конституционного Суда Российской Федерации, чей правовой статус установлен Федеральным  конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном  суде Российской Федерации". Характер этих отличий в статусе будет  раскрыт в дальнейшем.

1.3 Конституционные принципы статуса  судей как носителей судебной  власти: независимость, несменяемость,  неприкосновенность

1. Независимость судей

В соответствии с Европейской хартией  о статусе судей целью статуса  судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и  от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает  возможность принятия и применения любых нормативных положений  и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости  и беспристрастности.

Гарантии  независимости судьи устанавливаются  Конституцией Российской Федерации (ст. 120) и федеральным законом. "Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и другими правовыми актами".

Законом о судебной системе установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной  федеральным законом, лица, виновные:

· в оказании незаконного воздействия  на судей, присяжных и арбитражных  заседателей, участвующих в осуществлении  правосудия.

· в ином вмешательстве в деятельность суда.

Согласно  закону о статусе судей (ст. 9) независимость  судьи обеспечивается:

· предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

· запретом под угрозой ответственности  чьего бы то ни было вмешательства  в деятельность по осуществлению  правосудия;

· установленным порядком приостановления  и прекращения полномочий судьи;

· правом судьи на отставку;

· неприкосновенностью судьи;

· предоставлением судье за счет государства  материального и социального  обеспечения, соответствующего его  высокому статусу;

· особой защитой государства;

· системой органов судейского общества.

Независимость судей означает, прежде всего, создание такого порядка судопроизводства, который  бы оградил судей от вмешательства. С этой точки зрения установлено  правило, исключающее возможность  при вынесении решений присутствовать, кому бы то ни было, кроме судей, в  совещательной комнате, запрещающей  телефонные переговоры с судьями  при их совещании, не допускать разглашение  судьями сведений о ходе совещаний. ("Обеспечение тайны совещания  судей", ст. 298, 314 УПК; ст. 193 ГПК; ст. 167 АПК).

Информация о работе Правовой статус судей