Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение развития современного законодательства о благотворительной и добровольческой деятельности в России. В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы была предпринята попытка разрешения следующих задач:
определение правовых оснований, определяющих возникновение и прекращение благотворительной деятельности в России;
освещение форм добровольческой деятельности;
определение правового статуса лиц, осуществляющих добровольческую деятельность;
Введение 3
Глава 1. Правовые основания благотворительной деятальности 5
1.1. Понятие, цели и сущность благотворительной деятельности 5
1.2. Понятие и основные признаки благотворительных организаций, правовые основы их деятельности 10
Глава 2. Общая характеристика форм благотворительной деятельности 17
2.1. Дарение (пожертвование) 17
2.2. Грант 20
2.3. Добровольческий труд 23
2.4. Гуманитарная и техническая помощь 25
Заключение 31
Список использованных источников 33
Юридическое лицо, которому вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может ее подарить лишь с согласия собственника (за исключением подарков стоимостью менее 3 тыс. руб.).
Моментом заключения договора дарения считается:
Особый вид дарения — пожертвов
Выделение средств из государственного или местного бюджета, в т.ч. для общеполезных целей, не является пожертвованием, т.к. в этом случае нет дарения: средства используются по прямому назначению.
На принятие пожертвования не требуется чьего-либо согласия. Однако на этом основании пожертвование неверно определять как одностороннюю сделку. Ведь передача имущества является ответом на предложение делать пожертвования, и договор заключается передачей имущества.
Имущество должно использоваться по объявленному назначению, а если оно не указано - в каких-либо общеполезных целях. В противном случае пожертвование может быть отменено. Следовательно, права одаряемого ограничены. Пользование и распоряжение имуществом должно строго соответствовать цели пожертвования. Если ввиду изменившихся обстоятельств это становится невозможным, требуется согласие жертвователей или решение суда на использование имущества в другой общеполезной цели. Последнее правило не соблюдается, если предложение обращено к неопределенному кругу лиц и в собранных средствах нельзя выделить имущество конкретных жертвователей.
Предметом пожертвования не может быть освобождение от обязанности (ст.572 ГК). Недопустим отказ от принятия пожертвования (ст.577 ГК).
В федеральном законодательстве существует
несколько легальных
В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» применительно к источникам формирования имущества благотворительной организации благотворительными грантами признаются благотворительные пожертвования, носящие целевой характер, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме (статья 15).
Также существует определение Налогового кодекса РФ, согласно которому грантами «признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
— гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления — СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
— гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта».
Предоставление гранта
оформляется заключением
Роль грантов в
В России гранты, полученные некоммерческими организациями от иностранных благотворительных организаций, не облагаются налогами.
Для получения гранта заявитель пишет подробный план, с указанием расходов и сроков, а также описывает свой вклад — ту часть расходов, которые он возьмет на себя или сможет получить из других источников. Заявки проходят этап рассмотрения в организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников. В конкурсе учитывается весомость обоснования на получение финансирования, адекватность требуемых расходов, степень подготовки участника, длительность результата и др. Грантополучатель отчитывается о расходах, предоставляя чеки, отчеты и объективные результаты (научные работы, публикации, исследования, статистику). Как правило, это важная и большая часть работы над заявкой.
Гранты сыграли большую роль в России в поддержке науки, обучении специалистов, создании сети некоммерческих организаций.
Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии «волонтерство» применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества.
Добровольческий труд имеет свою традицию и в России. Он явился важнейшей характеристикой отечественной истории. Для крестьянских общин в России был характерен этот вид труда при решении общих проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка сделали крестьянскую общину одним из самых устойчивых институтов, влияние которого сохраняется и поныне.
Наряду с общинными формами, общественное благодеяние в России обретало и другие формы, что нашло отражение в гражданских движениях, объединивших в своих рядах большое число известных и неизвестных активистов, нравственной потребностью которых была помощь ближнему. Один из известных примеров - безвозмездная деятельность представителей интеллигенции (учителей, врачей и т.д.) в сфере культуры – «хождение в народ». Другой пример: Московской городской Думой в 1894 г. учреждаются «Городские Попечительства о бедных», концепция которых разработана В. И. Герье. В «Русских Ведомостях» № 57 за 1895 г. приводятся его слова: «Без общего и дружного участия всех достаточных жителей столицы Попечительства не будут в состоянии справиться со своей задачей».
После революции 1917 г. добровольный труд граждан в СССР был массовым в силу организационной его поддержки государственно-партийными структурами. Он рассматривался как предкоммунистический или даже коммунистический труд (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение, просветительская деятельность и пр.). Однако добровольный труд не был полностью свободным для граждан общества этого периода, носил во многом идеологический и частично оплачиваемый характер.
Основными функциями добровольческого труда выступают:
Как показывают многочисленные исследования, субъектами добровольческого труда является учащаяся молодежь в возрасте от 13 до 30 лет (96% от выборки), в основном девушки (63%). Добровольцев старше 30 лет крайне мало (4%), что связано с загруженностью взрослых, вынужденных работать на 2-3 работах. Среди молодежи 54% - учащиеся школ, 13% - училищ, 19% - колледжей и 14% - вузов. В подавляющем большинстве добровольцы - школьники проживают в сельской местности (81% от числа сельских волонтеров) и в малых городах (75%). Это объясняется тем, что большая часть выпускников школ намерена учиться в крупных городах, поэтому время их активности в местном сообществе приходится на школьные годы. Кроме того, политику по вовлечению подростков в волонтерские отряды проводят областные структуры по работе с молодежью, рассматривая их как средство решения проблем наркомании и других на селе. Организуют такие отряды кураторы - педагоги, психологи муниципальных центров по работе с молодежью. География добровольчества охватывает как крупные (45%) и малые города (11%), так и село (44%), что повторяет соотношение общего числа проживающих в этих местах.
Добровольческий труд сильно отличается от государственного и коммерческого. Проведем их сравнение и представим результат в виде таблицы.
Таблица
Сравнение добровольческого труда с государственным и коммерческим трудом
Статус |
Государственный (первый сектор) |
Коммерческий (второй сектор) |
Добровольческий (третий сектор) |
Субъект труда |
Госслужащий |
Собственник, наемный работник |
Доброволец |
Цель труда |
Функционирование вверенной системы управления |
Максимум вознаграждения |
Решение социальной проблемы,
удовлетворенность |
Субъект труда |
Субъект власти определенного уровня |
Собственник, работодатель |
Доброволец |
Продукт труда |
Достижение плановых параметров системы управления |
Товар, услуга |
Благо |
Режим труда |
Постоянно, 40-часовая рабочая неделя |
Постоянно, 40-часовая рабочая неделя |
Непостоянно, в форме акций |
Мотивация труда |
Получение позиции в иерархии и связанных с ней благ на возмездном принципе |
Мотивы на возмездном принципе |
Мотивы на безвозмездном принципе |
Организация труда |
Через государственные организации (формальные и неформальные практики) |
Через коммерческие организации, индивидуальное предпринимательство |
Через общественные организации либо самостоятельно |
Трудовой стаж |
Трудовой договор определяет стаж для начисления пенсии госслужащего |
Трудовой договор определяет стаж для начисления пенсии работника |
В РФ не засчитывается в трудовой стаж |
Гуманитарная помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия);
Техническая помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
Не могут относиться к безвозмездной
гуманитарной и (или) технической помощи
(содействию) подакцизные товары (продукция),
за исключением предназначенных
для финансируемых из бюджетов всех
уровней государственных и
Продажа безвозмездной помощи (полная или частичная) запрещается.
В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
Предложения по оказанию гуманитарной помощи основываются на принципах гуманности, нейтралитета, беспристрастности и независимости. Это значит, что помощь предоставляется независимо от национальности, вероисповедания, пола, этнической принадлежности или политических взглядов.
Информация о работе Правовые формы благотворительной деятельности