Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:53, курсовая работа
Возможность нарушений норм права заложена в существе самой человеческой жизни, поэтому государство своей принудительной силой вынуждено обеспечивать охрану и безусловную реализацию правовых норм. В арсенале государства имеются нормы, предусматривающие юридическую ответственность в отношении лиц, поведение которых, не сообразуется с его обязательными предписаниями.
Введение
1. Правонарушение: понятие, признаки, виды, состав
1.1 Понятие правонарушения
1.2 Виды правонарушений
1.3 Состав правового нарушения
2. Причины правонарушений и пути их устранения
2.1 Причины правонарушений
2.2 Пути устранения правонарушений
Заключение
Библиография
Распределительная социалистическая система, в которой господствовал чиновник – распорядитель и распределитель, – порождала коррупцию, взяточничество. Последнее воспринималось как плата за «хорошее» управление, как своеобразное перераспределение результатов труда.
Те же социологические исследования раскрыли и иные социальные причины правонарушений: разорение уклада сельской жизни в коллективизацию, переселение в эти года миллионов крестьян в другие местности, бегство многих в города, люмпенизация, нищенство, алкоголизм и тому подобные социальные бедствия.16
Однако теория права идет дальше в определении этих причин. Ведь правонарушение – это противоправное поведение. Каково же состояние права? Всегда ли оно соответствует состоянию, потребностям, интересам общества? И тут выясняется, что причины многих правонарушений коренятся в несоответствии конкретных законов тенденциям общественного развития, исторически сложившимся пластам духовной жизни, стереотипам поведения. К последнему, в частности, относится горестная замета историка Карамзина в начале XIX в. на вопрос: что в России? «Воруют», - ответил Карамзин. Действительно, отношение к «казенному» в России как к чужому почти всегда лежало, да и лежит в основе многих правонарушений.
Но те или иные правонарушения создают сами законы, обозначая отдельные виды поведения как противоправные.
Например, длительное
время в отечественной истории,
вплоть до конца 80-х гг., преступлениями
(злоупотребление служебным
Но право не может прекратить нормальное течение жизни, и со временем, с изменением социальных условий все эти «виды» прекращают свое существование как преступления, идут процессы извинений, реабилитации. Однако уход от «идеологических» причин преступлений мало что уже может исправить. И хотя законы меняются, дело уже сделано, многие человеческие судьбы изломаны.
Таким образом, основная причина противоправного поведения человека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений. Подтверждением тому служат разрушительные тенденции в экономической, политической и иных сферах российской действительности.
Причины правонарушений нельзя отождествлять с условиями их совершения.18 Причина правонарушения находится в закономерной, необходимой связи со следствием. Условие же (в комплексе с другими обстоятельствами) лишь способствует формированию следствию (усиливая или ослабляя действия причин), не вызывая его с необходимостью.
Так в связи с изменением отношений собственности в современной России созданы такие условия и такой характер разделения труда, оценки и распределения его результатов, которые порождают социальное и материальное неравенство людей, что вызывает естественное недовольство одной части населения и стремление обогатиться всеми законными и в основном незаконными способами другой части населения.
Этот процесс
сопровождается и обостряется несовершенством
принимаемых нормативно-
Однако никакие внешние обстоятельства не могут привести к правонарушению, пока они не стали движущим мотивом поведения личности, не преобразовались в побуждение его воли. На основе объективных причин и условий формируются субъективные причины и условия правонарушений, представляющие собой определенные элементы социальной психологии, получающие проявление в искаженных потребностях и интересах. Именно они выполняют решающую роль при выборе правомерного или противоправного поведения личности.
Основные направления борьбы с правонарушениями предопределяются характером причин и условий, порождающих это явление.
Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.19
Большая роль отводится правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документом, соблюдение последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.
Необходимо повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.
Международными пактами20 запрещены наказания жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство, присущее человеческой личности. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления. Для лиц, лишенных свободы, должен быть предусмотрен режим, существенной целью которого является их исправление и перевоспитание.
Правовой наукой и практикой разработан ряд принципиальных положений, определяющих общее направление развития законодательства о нарушениях и санкциях за их нарушение.
Каждый запрет должен быть воспринят общественным правосознанием или, по крайней мере, не противоречить ему; если такое противоречие существует, а запрет общественно необходим, его установлению должна предшествовать широкая разъяснительная работа либо его придется снабдить очень строгими санкциями.
Запрещать можно только деяния, которые могут быть доказаны средствами юридического процесса и пресечены с помощью мер государственного принуждения. В противном случае запреты будут безнаказанно нарушаться, что приведет к падению авторитета закона и государства.
Запретов не должно быть слишком много; в общественном сознании существует некий порог восприятия правовых норм, запретов и санкций за их нарушение. Чрезмерное множество запретов приведет к тому, что среди запретов, без которых можно было бы обойтись, затеряются действительно необходимые запреты. Кроме того, когда запретов слишком много – практически невозможно покарать каждое их нарушение и потому складывается представление, что их можно безнаказанно нарушать.
По той же причине нельзя каждый запрет сопровождать чрезмерно строгой санкцией. Если одинаково строго караются разные по степени вредности и опасности правонарушения, у преступника нет стимула воздерживаться от деяний более опасных. К тому же непомерно строгие наказания могут вызывать сочувствие общества к наказанному, породить широкое недоверие к справедливости законодателя, равно как и чрезмерно частое число смягчения наказаний судами при решении конкретных дел, что отрицательно сказывается на авторитете закона. Но и недостаточно строгие санкции не эффективны: если за уклонение от уплаты налогов или за причинение в результате промышленной деятельности вреда природе установлены относительно невысокие штрафы, недостаточен стимул для прекращения противоправного поведения.21
Наиболее важной задачей борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующих их совершению. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их число можно и должно. Достаточно очевидно, что число вредных и опасных для общества деяний заметно возросло бы, если бы они не были запрещены, или за них были бы установлены неэффективные санкции, либо, наконец, если бы правовые запреты можно было нарушать безнаказанно. По своему содержанию меры, предусмотренные санкциями, должны иметь целью исправление и перевоспитание правонарушителей, предупреждение совершения новых правонарушений ими (так называемая частная превенция) и иными лицами (общая превенция). Эта цель осуществляется в процессе применения и реализации санкций, то есть в отношениях юридической ответственности за правонарушения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поведение человека зависит как от социальных, так и биологических факторов. При чем приоритет должен быть за социальными факторами, так как личность формируется и действует в определенной социальной среде и ее поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма. Сколько от межличностных отношений различного уровня и общности.
Формирование всякого (и правомерного, и противоправного) поступка проходит в несколько стадий (потребности – интерес как осознанная потребность – борьба мотивов при выборе вариантов поведения – определение целей и средств их достижения – оценка реальных ситуаций – принятие решения – действия по реализации принятого решения). Сбой и деформация желаемого для общества поведения возможны на каждой (или нескольких) из этих стадий. Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребности, вызывающие, например, преступления против собственности. В то же время нормальные потребности и интересы могут вступать в противоречие с имеющимися возможностями их удовлетворения, что негативно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели. Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров и т.д. Кроме того, само государство принятием непродуманных и необеспеченных законов может провоцировать некоторые виды правонарушений или даже, исходя из идеологических соображений, способствовать их появлению или уничтожению.
На мой взгляд, точка в решении вопроса борьбы с преступностью будет, к сожалению, поставлена не скоро.
БИБЛИОГРАФИЯ
Конституция РФ 1993.
Всеобщая декларация прав человека 1948.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966.
Уголовный кодекс РФ 1996.
Кодекс об административных правонарушениях РФ 2001.
Гражданский кодекс РФ 1994.
Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М. 1992.
Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Л. 1983.
Ю.Ковалев Л.М. Правонарушение и закон // Правоведение. 1991. № 1.
Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М. 1960.
Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М. 1988.
Лукьянов В.В. Административное правонарушение и уголовное преступление: в чем различия? // Государство и право. 1996. № 3.
Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М. 1985.
Рарог А.И. Вина и квалификация преступлений. М. 1982.
Самощенко И.Е. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М. 1963.
Сидоров В.В. Социальные противоречия и преступность. Саратов. 1989.
Социальные отклонения. М. 1989.
Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. Венгерова А.Б. М.: Юриспруденция. 1999.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ. 2000.
О.Н.Бурмистров
15 марта 2006 г.
1 Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М. 1985. С. 31.
2 Ковалев Л.Н. Правонарушение и закон // Правоведение. 1991. № 1. С. 53 – 68.
3 Подробнее см. Рарог А.И. Вина и квалификация преступлений. М. 1982.
4 Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел. С. 277 – 279.
5 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова., А.В. Малько. М: Юристъ. 2000. С. 590.
6 Теория государства и права: Учебник / Под ред. Венгерова А.Б. М: Юриспруденция. 1999. С. 467 - 468.
7 Ст. 2.1 КоАПРФ.
8 Ст. 14 УК РФ.
9 Лукьянов В.В. Административное правонарушение и уголовное преступление: в чем различия? // Государство и право. 1996. № 3.
10 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова., А.В. Малько. М: Юристъ. 2000. С. 584 - 589
11 Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М. 1960. С. 14 – 87.
12 Малеин Н.С. Указ. соч. С. 54 – 98.
13 Самощенко И.Е. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М. 1963. С. 73-79.