Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:14, курсовая работа
Цель. Исследования и совершенствования механизмов участия несовершеннолетних в гражданско-правовых отношениях, обеспечения защиты прав детей действенными правовыми средствами. Для достижения поставленной цели поставлены задачи:
- определить правовую форму и структуру правосубъектности;
- выявить особенности правосубъектности несовершеннолетних (правоспособность, дееспособность);
- исследовать механизм содействия в реализации прав несовершеннолетних в конкретных правоотношениях с участием детей;
- разработать и внести предложения по совершенствованию механизма участия детей в гражданских правоотношениях и защиты их прав и законных интересов путём реформирования нормативно-правовых актов;
- выявить существующие проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях и перспективы их решения.
Введение……………………………………………………………….………3
1.Дееспособность несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству…………………………………………………...…...…3
1.1 Объёмы и пределы дееспособности несовершеннолетних…………5
1.2 Механизмы изменения объёма дееспособности несовершеннолетних…………………………………….…………….8
1.3 Ограничение и лишение дееспособности несовершеннолетних….12
2. Особенности гражданско-правового статуса несовершеннолетних .......16
2.1 Основные имущественные права несовершеннолетних….……….16
2.2 Имущественная ответственность несовершеннолетних…………..20
3. Проблемы правового статуса несовершеннолетних и перспективы развития гражданского законодательств………………………......…..23
3.1 Проблемы правоспособности несовершеннолетних в сфере коммерческой деятельности…………………………………………23
3.2 Перспективы правовой защиты несовершеннолетних …………..….27
Заключение………………………………………………………………...….31 Список использованных источников…………………………………….….35
За годы продолжающегося экономического кризиса ответственность многих родителей за судьбу своих несовершеннолетних детей стала заметно падать из-за тяжелого материального положения семей и крайне низкого жизненного уровня большинства российских граждан.
Права несовершеннолетних при
сделках с недвижимостью
Стопроцентный охват семей означает значительное удорожание деятельности органов опеки и попечительства для местных бюджетов, их финансирующих. В докладе Уполномоченного по правам ребенка отмечается: «Значимой является проблема наличия ничем не обоснованных нормативов штатной численности специалистов по охране прав детства органов опеки и попечительства в зависимости от количества детского и взрослого населения, проживающего на территории муниципального образования (например, город Москва) или отсутствие таких нормативов вовсе в большинстве субъектов Российской Федерации»18. Обратная сторона этой «медали» невозможность в условиях ограниченности бюджетных средств качественно и детально изучать особенности ситуации каждой семьи, участвующей в сделках с недвижимостью, привлекать достаточно квалифицированный персонал, проводить длительный социальный мониторинг, анализ положения семьи, ее патронаж. Иными словами, прохождение всех семей с несовершеннолетними детьми через «фильтр» органов опеки и попечительства при совершении сделок с жильем – это типичный пример безадресного распыления бюджетных средств, что не позволяет сосредоточить ограниченные ресурсы на потенциально проблемных случаях, группах социального риска, нуждающихся в помощи органов опеки и попечительства семьях.
Следствием этого являются и наблюдаемые проблемы, суть которых изложена в уже цитировавшемся докладе: «органы опеки и попечительства начинают принимать какие-то меры и помогать ребенку, нуждающемуся в их помощи, только тогда, когда ситуация уже выходит из-под контроля. Действия сотрудников носят формальный, фрагментарный и схематичный характер»; «контроль со стороны органов опеки и попечительства за соблюдением прав и законных интересов детей при совершении сделок с жилыми помещениями очень часто является неэффективным».
Несовершенство системы, регламентирующей деятельность органов опеки и попечительства при совершении сделок с недвижимостью, может быть смягчена и устранена двумя способами. Первый состоит в существенном увеличении бюджетных средств и штатов органов опеки и попечительства и в выработке прозрачных критериев принятия решений.
Наконец, ключевым недостатком
подобных предложений является несоответствие
принципу бюджетной нейтральности,
которого необходимо придерживаться на
современном этапе развития страны
для обеспечения финансово-
Второй способ заключается в применении адресного подхода, т.е. концентрации бюджетных средств и усилий органов опеки и попечительства на выявлении, проведении углубленного мониторинга, анализа ситуации и социального патронажа семей, в которых существует реальный риск ущемления прав несовершеннолетних при осуществлении сделок с жильем.
В заключение остановимся
на особенностях защиты правоспособности
несовершеннолетнего
Нарушение правоспособности
в сфере предпринимательской
деятельности возможно, например, при
заключении сделки, направленной на ограничение
правоспособности гражданина, в случаях
неправомерного отказа в регистрации
в качестве индивидуального
Средством защиты правоспособности
гражданина в сфере осуществления
предпринимательской
Как было сказано выше, в
большинстве своем
Можно сделать вывод, у несовершеннолетних возникает множество организационно-правовых вопросов в сфере коммерческой деятельности, на которые законодатель должен дать чёткий ответ. Защита интересов несовершеннолетних должна осуществляться органами опеки и попечителя.
Одним из показателей уровня культурного развития общества является отношение к детям. Элементом культуры является и правовая культура, заключающаяся в создании и применении специальных механизмов защиты и обеспечения прав лиц, особо нуждающихся в содействии.
Правосубъектность несовершеннолетних граждан имеет свои особенности, заключающиеся в том, что состояние ребенка как субъекта права обеспечивается специальным механизмом содействия в реализации и защите прав. Такой механизм призван восполнить недостающую дееспособность несовершеннолетних, поэтому должен быть включен в структуру правосубъектности несовершеннолетних. Механизм содействия в осуществлении и защите их прав обеспечивается действиями родителей, усыновителей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, а также деятельностью органов опеки и попечительства. В результате, особенности правосубъектности несовершеннолетнего приводят к одинаковому состоянию правосубъектности взрослого человека и ребенка.
1. Предлагается более
широкий подход к содержанию
дееспособности граждан,
Определение в структуре
дееспособности способности совершать
правомерные юридические
2. В механизм реализации
прав несовершеннолетних
Поэтому нормы, регулирующие отношения с участием ООиП, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ не могут быть закреплены в законодательстве субъектов РФ. Статус указанных органов местного самоуправления противоречит характеру их деятельности по реализации гражданских прав несовершеннолетних. Для устранения отмеченного противоречия предлагается создать единую федеральную систему ООиП, обеспеченную единым финансированием, управляемую и подконтрольную одному федеральному органу исполнительной власти; установить единый порядок деятельности ООиП в федеральном законодательстве; закрепить в актах гражданского, семейного и жилищного законодательства согласованный механизм реализации прав несовершеннолетних с участием ООиП.При этом обеспечение жилищных прав несовершеннолетнего является условием получения разрешения
3. С целью обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних необходимо дополнить п. 3 ст. 37 ГК РФ следующим положением: «ООиП не вправе давать разрешение (согласие) на сделки с жилыми помещениями, влекущие уменьшение прав несовершеннолетнего, не сопровождающиеся встречным эквивалентным предоставлением в виде приобретения иного жилого помещения, обеспечивающего жилищные права несовершеннолетнего в прежнем объёме. ООиП и должно быть произведено до свершения сделки, на которую требуется разрешение ООиП».
4. Необходимо внести некоторые
дополнения и изменения в
5. Для обеспечения не эмансипированному несовершеннолетнему свободы предпринимательской деятельности следует определить в ГК РФ режим доходов и имущества, получаемого в результате такой деятельности, а также распространить на все предпринимательские сделки несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет режим свободного, то есть самостоятельного заключения, не требующего получения на каждую сделку согласия содействующих лиц. Таким образом, юному предпринимателю следует разрешить не только свободно распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, но и иным имуществом, приобретенным в результате предпринимательских сделок. При этом, распоряжение имуществом, приобретенным на доходы от предпринимательской деятельности, должно осуществляться исключительно в целях предпринимательской деятельности несовершеннолетнего. Иные сделки ребенка должны отвечать установленному для них в ГК правилу.
Без предоставления ребенку относительно свободного режима предпринимательской деятельности, приближающего ее к общему режиму предпринимательства, такая деятельность не сможет быть условием эмансипации, поскольку не отвечает всем необходимым ее признакам и существенно ограничена контролем содействующих лиц.
6. При приобретении полной дееспособности в случае вступления в брак, следует точно установить нижний возрастной предел с 16 лет, внеся изменения в гражданское и семейное законодательство. Семейное законодательство говорит о возможности вступления в брак с более раннего возраста при исключительных условиях установленных законами субъектов. В данное время эта статья не отвечает интересам не только гражданско-правовой охраны несовершеннолетних, но и нередко уголовно-правовой.
7. До сих пор не принят так необходимый закон «Об органах ювенальной юстиции». Достаточно формализованный гражданский процесс не способствует достижения целей правосудия по делам несовершеннолетних. Необходимо регламентировать рассмотрение дел о нарушениях прав несовершеннолетних специальным законом с упрощенным порядком правосудия, ведь речь идет о детях.
Несмотря на реализацию в
семейном и гражданском законодательстве
РФ основных требований Конвенции о
правах ребенка, существует настоятельная
необходимость дальнейшего
Список использованных источников:
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. –1993. – №237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: офиц. текст: Принят 26.11.2001 г. по состоянию на 29.11.2007 // Собрание законодательства РФ. –2001. – №49. – Ст. 4552.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: Принят 14.11.2002 г. по состоянию на 04.12.2007 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №46. – Ст. 4532.
4. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: Принят 29.12.1995 г. по состоянию на 21.07.2007 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №1. – Ст. 16.
5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: [Федеральный закон №159-ФЗ, принят 21.12.1996 г., по состоянию на 22.08.2004] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №52. – Ст. 5880.
6. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст]: [Федеральный закон №122-ФЗ, принят 21.07.1997 г., по состоянию на от 23.11.2007] // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №30. – Ст. 3594.
Информация о работе Правосубъектность несовершеннолетних в гражданском праве