Приёмная семья и Детский дом семейного типа как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучить формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Проанализировать идеи семейного детского дома.
3. Определить нормативно-правовое регулирование детских домов семейного типа.
4. Провести анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СЕМЕНОГО
ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………6
1.1 Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей………………………………………………………...……………6
1.2 Идея семейного детского дома ………………………………………....11
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ………….…………………………………………......15
2.1. Участники отношений приёмной семьи и детского дома семейного типа……………………………………………………………………………15
2.2Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа………………………………………………….…….17
2.3.Правовое положение детей в приёмной семье и детском доме семейного типа…………………………………………………………………………..24
Глава 3. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ……………………………………………………………...25
3.1 Западный опыт детских домов семейного типа ……………………...25
3.2 Воспитание и развитие детей на примере семейного детского
дома "Китеж" …………………………………………………………….…31
Заключение ……………………………………………………….……....36
Список использованной литературы………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

семейка курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что  обучение и воспитание сирот в  специальных учреждениях, например, в детских домах, всегда сопряжено  с огромными сложностями. Основная из этих сложностей - это отсутствие родителей. Заменить их полноценными приемными - большая удача для ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.2 Идея семейного детского дома

 

      Семейные детские дома придумал Детский фонд в прямом смысле этого слова. В 1988 году было принято постановление советского Правительства, подтвержденное чуть позже правительствами всех союзных республик, входивших в СССР, о поддержке этого проекта.

      В СССР было создано 468 семейных детских домов, и в них из казенных сиротских заведений вошло 4 тысячи детей. В России таких семей 368, и в них было 2700 детей. Все годы своего существования Детский фонд борется за семейные детские дома, отстаивая их законодательное право на существование, воюет с чиновниками на всех уровнях, помогает детям и их названным родителям как только может.5

 Самое главное в  семейном детском доме - приемные дети. Они в семейных детских домах растут в обстановке любви, поддержки и доброты, получают образование, многие - высшее, и строят новые семьи, не порывая родственных отношений с родителями-воспитателями, приёмными братьями и сёстрами.

   Работа родителей-воспитателей семейных детских домов - это поистине гражданский подвиг. Каждая семья уникальна и замечательна по-своему. Она дает ребёнку тепло семейного очага, чувство уверенности в своих силах, убежденности в том, что он необходим людям, обществу, стране .6

    Детский дом семейного типа - форма воспитательного учреждения, являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом), правовое положение которого урегулировано Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251..

    Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

   Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста - только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек Постановление правительства РФ от 19.03.2001 № 195 (ред. от 18.08.2008) «О детском доме семейного типа».

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

· находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

· имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять  детей на воспитание;

· лишенные родительских прав или ограниченные судом в  родительских правах;

· признанные в установленном  порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

· отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

· являющиеся бывшими  усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Детский дом семейного  типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

 

    Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

· средства учредителя (учредителей);

· имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);

·   добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

· другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

      Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

Дети обучаются в  образовательных учреждениях на общих основаниях.

Детский дом семейного  типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников  образовательных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

а) средства учредителя (учредителей);

б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);

в) добровольные пожертвования  физических и юридических лиц;

г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей  путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

     В настоящее время существуют следующие виды семейных детских домов:

1. Семейный городок,  включающий в себя 8-12 жилых домов,  построенных на 1-2 семьи. В одной семье несколько опекаемых и родные дети воспитателей. В городке обычно есть административный, культурный, хозяйственный, спортивный, медицинский и др. центры, школа, детский сад. Каждой семье выделяется земельный участок.

2. Семейный детский  дом, являющийся частью населенного  пункта. Размещаются семьи в специально  построенном четырёх квартирном доме или автономном блоке жилой постройки.

3. К детским домам  семейного типа относится и  семья, принявшая на воспитание  не менее 6 детей. Ей предоставляется отдельная квартира в жилом микрорайоне с соответствующим набором помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Участники отношений приёмной семьи и детского дома семейного типа

В приёмной семье участниками  являются непосредственно дети (ребёнок),а  также приемные родители, которые  могут быть как супругами, так  и отдельными гражданами обоего пола, способными воспитывать детей и создавать им условия для всестороннего развития.

Однако лица, не состоящие  в браке между собой, не могут  быть приемными родителями одного и  того же ребенка. Законодательством  устанавливается перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями.

Приемными родителями (родителем) как сказано выше могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

-лиц, признанных судом  недееспособными или ограниченно  дееспособными; 

- лиц, лишенных по  суду родительских прав или  ограниченных судом в родительских правах; ( ст. 69 – 71, 73 СК РФ)

- лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей (при использовании ими опеки (попечительства) в корыстных целях, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; (п. 3 ст.39 ГК РФ)

- бывших усыновителей, если усыновление отменено по  их вине;

- лиц, имеющих заболевания,  при наличии которых нельзя  взять ребенка (детей) в приемную  семью.

Заключение органа опеки  и попечительства о возможности обратившихся лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в пятидневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.7

С принятием акта органа опеки и попечительства о назначении приемного родителя, закон связывает возникновение прав и обязанностей у приемного родителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка.8

Также, заключенный договор между приемными родителями и органами опеки и попечительства порождает соответствующие права и обязанности сторон. 9

В отличие от приёмной семье детский дом семейного  типа – это учреждение подобное семье, где участниками являются, прежде всего, дети, а так же родители-воспитатели, в том числе могут участвовать: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физическому воспитанию, администрация детского дома.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

- находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

- имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;

- лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

-признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

- отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

-являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.10

 

2.2 Права  и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа.

Наделение приемных родителей  и воспитателей правами и обязанностями  опекунов (попечителей) по отношению  к принятым на воспитание детям означает распространение на них полномочий и ответственности.

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье и детскому дому семейного типа необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением приемными родителями и воспитателями возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей ( Ст.155 СКРФ).

При приеме в семью  ребенка на попечение родители, создающие  приемную семью, имеют право (по направлению  органов опеки и попечительства) на подбор детей из домов ребенка, детских домов, образовательных и других учреждений по согласованию с администрацией этих учреждений.

Они вправе знакомиться  с личным делом ребенка и с  состоянием его здоровья с тем, чтобы  выбор ребенка носил вполне осознанный характер и не привел в дальнейшем к разрушению приемной семьи, к отказу от ребенка. Администрация детских учреждений в этих случаях несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке в установленном законом порядке.

Образование приемной семьи  и труд в ней приемных родителей  является добровольной и нелегкой нагрузкой, лишь в определенной части компенсируемой государством.

Так согласно Семейного  кодекса приемные родители имеют  право на ежемесячную оплату труда, который является одним из условий  договора о передаче ребенка в  приемную семью, размер которой в соответствии устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых на воспитание детей. При этом содержание в приемной семье ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка - инвалида компенсируется дополнительной оплатой труда приемных родителей.

Приемные родители обязаны:

1. Воспитывать приемного  ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг,  взаимопомощь.

2. Создавать необходимые  условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

3. Осуществлять защиту  прав и интересов ребенка.

4. Обеспечивать уход  за ребенком и лечение, систематический  показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка.

5. Обеспечивать посещение  приемным ребенком общеобразовательного  учреждения, следить за его успеваемостью,  поддерживать связь с учителями  и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

6. Извещать орган опеки  и попечительства о возникновении  в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).

Также, приемная семья  пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также  в дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми. Дополнительные льготы в зависимости от количества взятых на воспитание детей могут быть установлены законами субъектов РФ (ст.152 СК РФ).

Информация о работе Приёмная семья и Детский дом семейного типа как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения