Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа
Цель работы – проанализировать российское законодательство о защите прав потребителей и выяснить проблемы его применения
В соответствии с поставленной целью обозначены основные задачи курсовой работы:
1. Изучить процесс становления и развития законодательства
о защите прав потребителей в России
2. Охарактеризовать российское законодательство о защите прав потребителей
3. Выяснить проблемы применения законодательства о защите прав потребителей
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное российское законодательство
о защите прав потребителей
1.1. Становление и развитие законодательства
о защите прав потребителей в России …………………………………….5
1.2. Характеристика современного российского
законодательства о защите прав потребителей…………………………..11
Глава 2. Практика применения законодательства о защите прав потребителей
2.1. Отдельные аспекты взыскания неустойки…………………………..15
2.2. Задаток как правовое средство реализации прав потребителя…….19
2.3.Определение размера компенсации морального вреда………….….24
Заключение………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………….....30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Курсовая работа
Проблемы применения законодательства о защите прав потребителя
Руководитель: ассистент кафедры
правового обеспечения
профессиональной деятельности
Варенцова Е.В.
Кострома
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Современное российское законодательство
о защите прав потребителей
1.1. Становление и развитие законодательства
о защите прав потребителей в России …………………………………….5
1.2. Характеристика современного российского
законодательства о защите прав потребителей…………………………..11
Глава 2. Практика применения законодательства о защите прав потребителей
2.1. Отдельные аспекты взыскания неустойки…………………………..15
2.2. Задаток как правовое средство реализации прав потребителя…….19
2.3.Определение размера компенсации морального вреда………….….24
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….....
Введение
Особенности развития и практика применения в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей являются весьма актуальными на сегодняшний день.
Государственное регулирование отношений с участием потребителей имеет большое значение, поскольку данная область носит не только экономический, но и общенациональный социальный характер. Даже в древнейшее время законодатели стремились обеспечить интересы покупателей, главным образом контролируя правильность весов и мер в торговле.
В настоящее время судебная практика, основанная на применении закона «О защите прав потребителей» и подзаконных актов, складывается в пользу потребителей. Судами удовлетворяется 60-70%, поданных потребителями исков, когда потребители выступают самостоятельно в защиту своих прав и 90-95% исков, в случае, когда дело ведут юристы Общества защиты прав потребителей. Причем количество обращений в суд ежегодно растет. Если в 1998 году было предъявлено 27,1 тысяч потребительских исков, в 2008 году - 95 тысяч, в 2011 году – 315 тысяч. Резко возросло количество исков к кредитным организациям. В 2012 году число поданных гражданами исков о защите прав потребителей по договорам с финансово-кредитными учреждениями превысило 250 тысяч, тогда как в 2008 году было подано 4,8 тысяч исков. Соответственно, их число за 4 года выросло в 50 раз. 1
Но судебная практика применения законодательства о защите прав потребителей мало систематизирована и обобщена, что порождает значительные трудности при отправлении правосудия.
Цель работы – проанализировать российское законодательство о защите прав потребителей и выяснить проблемы его применения
В соответствии с поставленной целью обозначены основные задачи курсовой работы:
1. Изучить процесс становления и развития законодательства
о защите прав потребителей в России
2. Охарактеризовать российское законодательство о защите прав потребителей
3. Выяснить проблемы применения законодательства о защите прав потребителей
Объектом исследования курсовой работы является российское законодательство в сфере защиты прав потребителей.
Предметом – проблемы применения российского законодательства о защите прав потребителей.
Глава 1. Современное российское законодательство
о защите прав потребителей
1.1. Становление и развитие законодательства
о защите прав потребителей в России
Богдан В.В. в своем диссертационном исследовании «История становления законодательства о защите прав потребителей и практики его применения в России» 2 исследуя историю возникновения законодательства о защите прав потребителей, пришла к выводу, что зарождение его основ было связано с развитием торговой деятельности, положившей начало установлению ответственности за нарушение прав потребителей. Первые законодательные памятники («Русская Правда», «Псковская Судная Грамота») отразили зачатки основных прав потребителей, выразившиеся в возможности вернуть продавцу купленный товар с недостатками.
О возникновении права потребителя на надлежащее качество товара свидетельствует статья 118 Псковской судной грамоты 1467 г. Норма устанавливала правовые последствия продажи некачественного товара, а именно - возможность покупателя расторгнуть договор купли-продажи коровы, в случае если она впоследствии оказалась слабой, болезненной. Условия действительности договора купли-продажи устанавливались нормами обязательственного права, статья 114 Псковской судной грамоты закрепляла, что «сделка, заключенная во время пирушки, спьяна, могла быть признана недействительной, если одна из сторон хотела ее расторгнуть» 3.
Права и обязанности сторон договора подряда закреплялись Соборным уложением 1649 г. Норма обязывала исполнителей работ в случае порчи материала заказчика, компенсировать последнему стоимость испорченного имущества (статья 272). Таким образом, защищались права потребителя - не только стороны договора купли-продажи, но и договора возмездного выполнения работ 4.
Иллюстрацией развития
и гарантированности права на
надлежащее качество товара являются
некоторые правила Свода
Безопасность товара стала следующим законодательно закрепленным правом потребителя: Указ Сената от 18 сентября 1713 г. предписывал «в мясных рядах скотину бить и продавать по прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали»; статья З66 Устава о питейных сборах 1817 г. гласила «напитки в продаже должны быть доброкачественные, без вредной для здоровья примеси».
Исследовав основной источник права императорского периода русской истории Свод Законов Российской Империи Бычко М.А. выявила, что он содержит в себе нормы, охраняющие интересы потребителей. Они разбросаны но разным частям Свода: часть находится в ч. I т. X Свода, имеющего название «Законы гражданские», другие в ч. П т. XI - «Устав торговый». Ряд норм, направленных на защиту потребителей от товаров, угрожающих их жизни и здоровью, расположены в Уставе Врачебном и Уставе о наказаниях. Проанализировав эти документы, а так же практику гражданского кассационного департамента Правительствующего Сената Бычко М. А. пришла к выводу, что российские потребители хуже защищены, чем потребители за рубежом. Прежде всего, об ответственности продавца за недостатки вещи говорит всего одна статья Свода, тогда как, к примеру, в Германском Уложении этому вопросу посвящено 29 параграфов. Покупатель при продаже ему некачественного товара имеет право требовать только расторжения договора, как это было закреплено и в удельный период истории русского права, тогда как в зарубежном законодательстве, начиная с римского права, предусмотрена еще одна возможность - требовать уменьшения покупной цены 5.
Организация защиты прав потребителей в дореволюционной период формировалась множеством нормативных актов, несмотря на бурную законодательную деятельность. Более того, нормы, защищающие права потребителей товаров и услуг, были рассосредоточены по всему законодательству. Богдан В.В. установила, что законодательство о защите прав потребителей являлось комплексным, ибо в него вошли нормы государственного, гражданского, уголовного права. При этом потребитель, как самостоятельный участник рынка, не выделялся, и поэтому законодательство, регулирующее отношения, складывающиеся между продавцом и покупателем, носило разрозненный характер.
Несмотря на это, в законодательстве данного периода проявлялись первые общие и специальные права потребителей: право на просвещение в области защиты прав потребителей, информацию о товаре (услуге) и продавце, право на качество и безопасность товаров (услуг), право на расторжение договора и уменьшение покупной цены, а так же устанавливались достаточно суровые меры наказания за совершение обманов в торговле.
К началу XX в. общие представления о защите прав покупателей в России были сформированы. Проявившаяся комплексность законодательства о защите прав потребителей и выявленные проблемы в сфере торговли и услуг дали толчок к его дальнейшему развитию. Но под влиянием изменений в жизни страны после 1917 г. произошел процесс коренных изменений в законодательстве, приведших к разрыву с дореволюционными правовыми традициями.
Первыми законодательными актами, закрепившие основные права потребителей и установившие ответственность за их нарушение, стали ГК РСФСР 1922 г. и УК РСФСР 1922 г. При этом, если гражданским законодательством были регламентированы уже известные права потребителей (на товары надлежащего качества, достоверную информацию о товаре, право на судебную защиту), то в уголовном законе произошли коренные изменения. УК РСФСР 1922 года не квалифицировал обман покупателя как вид мошенничества согласно дореволюционному правилу, а предусматривал ответственность лишь за нарушение правил торговли, что не обеспечивало успешной борьбы с этим видом преступления. Но в 1934 г. впервые была установлена уголовная ответственность за обман потребителя, а так же за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение стандартов, что позволило обеспечить выполнение единой карательной политики в отношении недобросовестных продавцов (изготовителей, исполнителей)6.
Во многом наиболее действенными способами защиты прав потребителей стали общественное порицание, письма в вышестоящие организации, конференции потребителей, коллективные собрания. В результате подобной практики права потребителей в СССР были практически не защищены.
Нормы статей Основ гражданского законодательства и Гражданского кодекса 1961, 1964 гг. соответственно, идут по пути усиления ответственности продавца по сравнению с ранее действующим гражданским законодательством. Ясли раньше продавец не отвечал за явные недостатки товара (если он их не отрицал), которые были либо должны были быть известны покупателю во время заключения договора, то теперь, для того, чтобы освободиться от ответственности за недостатки, продавец должен их оговорить до передачи имущества покупателю.
Проведенное исследование Бычко М. А. показывает, что гражданское законодательство 60-х годов в свою очередь расширяет перечень прав покупателей при продаже им товара ненадлежащего качества. Теперь в данный перечень входят следующие меры: заменить вещь другой вещью надлежащего качества; соразмерно уменьшить покупную цену; безвозмездно устранить недостатки; возместить расходы, связанные с исправлением обнаруженных недостатков; расторгнуть договор с возмещение убытков.
К 80-м годам законодательство, регулирующее вопросы охраны прав потребителей, представляло собой крупный массив нормативных актов различного уровня. Прежде всего, оно содержало нормы различных отраслей права - государственного, административного, гражданского, уголовного. Первой важной попыткой комплексного решения вопросов оптимизации правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей» 1989 года. Но данный Проект в связи с не доработанностью рада положений принят не был.
В 1991 г. был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», в котором содержался не только революционный для того времени объем прав потребителей, но и механизм их реализации. В связи с распадом советского государства, он так и не вступил в юридическую силу.
Но к этому времени в сфере обращения товаров и услуг сложилась крайне негативная ситуация. Знаменитый Указ президента РФ «О свободе торговли» легализировал любой вид торговли (и это при сохранении уголовной ответственности за спекуляцию), приведший к полной безответственности лиц, занимающихся торговой деятельностью. Именно в таких условиях было суждено начать действовать первому в истории России Закону «О защите прав потребителей», принятому 7 февраля 1992 г.
Появление Закона «О защите прав потребителей» ознаменовалось началом проведения государственной потребительской политики в России. До этого, как удалось выяснить, существовали отдельные нормы, защищающие интересы потребителей, но целенаправленной государственной потребительской политики не проводилось.
Информация о работе Проблемы применения закона о защите прав потребителей