Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 20:37, курсовая работа
Цель - рассмотреть и проанализировать положения Конституции и иного российского законодательства, устанавливающего правовые основы федерализма в Российской Федерации
Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие частные задачи:
Рассмотреть историю становления и развития федеративного устройства России
Дать понятие федерализма и выделить характерные признаки российского федерализма
Проанализировать конституционно-правовые основы федерального устройства Российской Федерации
Введение…………………………………………………………………………..
3
1.
Понятие и сущность федерализма – как формы государственного устройства.
5
2.
Становление конституционных основ современного российского федерализма
5
2.1
Декларация о государственном суверенитете……………………………
8
2.2
Подписание федеративного Договора……………………………………
10
2.3
Принятие Конституции 1993 года………………………………………..
13
3.
Актуальные проблемы российского федерализма……………………..
17
3.1
Неравноправие субъектов РФ…………………………………………….
17
3.2
Проблемы разделения властных полномочий по вертикали………….
20
4
Тенденции развития российского федерализма………………………….
24
Заключение……………………………………………………………………….
29
Список использованных источников………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Юго-Западный
Кафедра теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право»
на тему «Проблемы российского федерализма»
Специальность (направление подготовки) 030900.62 юриспруденция
Автор работы ____________________
(инициалы, фамилия)
Группа ВЮ-32д
Руководитель работы В. В. Яценко ___________________
Работа защищена ________________________
Оценка_____________________
Председатель комиссии ________________________ ____________________
Члены комиссии ________________________ __________________________
________________________ __________________________
_________________________ _________________________
Курск, 2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. |
Понятие и сущность федерализма – как формы государственного устройства. |
5 |
2. |
Становление конституционных основ современного российского федерализма |
5 |
2.1 |
Декларация о государственном суверенитете…………………………… |
8 |
2.2 |
Подписание федеративного Договора…………………………………… |
10 |
2.3 |
Принятие Конституции 1993 года……………………………………….. |
13 |
3. |
Актуальные проблемы российского федерализма…………………….. |
17 |
3.1 |
Неравноправие субъектов РФ……………………………………………. |
17 |
3.2 |
Проблемы разделения властных полномочий по вертикали…………. |
20 |
4 |
Тенденции развития российского федерализма…………………………. |
24 |
Заключение…………………………………………………… |
29 | |
Список использованных источников…………………………………………… |
31 |
Введение
Обращение к теме федерализма в постсоветской России в ее исторической ретроспективе вызвано несколькими важными обстоятельствами, вытекающими из анализа и синтеза государственного развития страны в последние годы, и тенденциями, проявившимися в стратегии и тактике власти, ведущими в конечном итоге к демонтажу федерализма в России. Эти тенденции требуют пояснений с учетом истории страны и особенностей развития в постсоветский период.
Начиная с 1990-х годов, федеративные отношения в стране постоянно видоизменялись. Российский федерализм, его принципы, политико-правовые основы и методы реализации неоднократно подвергались жесткой критике сторонниками унитарного государства и централизации. Совокупность таких государственно-правовых действий в 2000-2009 гг. получила название административной (федеральной) реформы. Серьезные преобразования основ российского федерализма привели к появлению в политических и научных кругах широкого спектра взглядов: от полной и безоговорочной поддержки до их негативного и критического осмысления.
В сложившейся ситуации возникла необходимость проанализировать состояние федеративной реформы, выявить ее недостатки и достоинства, осмыслить спорные положения, рассмотреть некоторые вопросы оптимизации федеративных отношений в стране с учетом собственного и зарубежного опыта федеративного строительства.
Действительно, правовое регулирование федерализма в том виде, в котором он существует сегодня, достаточно новое явление для нашей страны, здесь много проблем, коллизий и противоречий. Этим и обусловлен мой научный интерес и актуальность выбранной мной темы исследования.
Объект исследования - общественные
отношения, возникающие в сфере государственно-
Предмет исследования - положения Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, устанавливающие и регулирующие государственно-территориальное устройство Российской Федерации
Цель - рассмотреть и проанализировать положения Конституции и иного российского законодательства, устанавливающего правовые основы федерализма в Российской Федерации
Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие частные задачи:
В работе были использованы следующие методы: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и обобщение.
Степень разработанности темы курсовой работы значительна с научно-практической направленности аспекта правового положения субъекта федерации, а следовательно сущности федерализма России. Разработкой этой тематики занимались такие современные ученые правоведы как Головистикова А. Н., Конюхова И.А, Чиркин В.Е., Умнова И.А., Чистякова О.И.
Работа состоит из 4 глав, введения и заключения. Также имеется список используемой литературы и нормативно-правовых актов.
Слова «федерализм», «федерация», «конфедерация», «федеративный», «конфедеративный» имеют общий корень и происходят от латинского «feodus», что соотносится с понятием соглашения, контракта, договора, союза. Следовательно, исходный смысл федерации или конфедерации заключатся в том, что они создаются и функционируют на основе соглашения между субъектами, вступающими в определенный союз
Федерализм – принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального и национально – территориального устройства ряда современных государств.1 По своему назначению федерализм содержит возможности децентрализовать и распределят власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Федерализм выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно – правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путём разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.
Федерализм является, прежде всего, способом обеспечения и сохранения единства, территориальной целостности государства, учёта и сочетания многообразных интересов государства и его частей, их самоорганизации и саморегулирования, противостояния региональному и этническому обособлению. Мировой опыт показывает, что федерализм в определённых исторических условиях позволяет сочетать национальный фактор с территориальным и иными (например, лингвистическим, конфессиональным ), обеспечивает единое демократическое, экономическое, правовое, оборонное пространство, взаимный контроль федерации и её субъектов через различные механизмы (политические, правовые, финансово – бюджетные).
Определяющим критерием идентификации федерализма как способа принятия решения в сложном государстве является наличие конституционно установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией и её частями (субъектами).
По своим целям и задачам федерализм не замыкается не принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической, социальной и иных систем. В сущности федерализм отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.
Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны2. Государства по-разному определяют своё внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.
Переходя непосредственно к понятию «федерация», то существует несколько трактовок данного термина:
– это форма государственного устройства, предполагающая образование единого государства из нескольких государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью;
– это политико-правовой механизм, защищающий местные сообщества от тирании центрального правительства;
– это средство демократизации, поскольку позволяет населению участвовать в политическом процессе на нескольких уровнях власти;
– это метод повышения эффективности государственного управления.
Конституционно правовой статус России как федеративного государства определяется федеральной Конституцией 1993г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. и Федеративным договором от 31 марта 1992г.
Федерализм в России является основой конституционного строя.
2.1 Декларация о государственном суверенитете
Можно выделить три этапа в процессе формирования конституционных основ современного российского федерализма.
Первый этап — период распада СССР и принятия Россией Декларации о государственном суверенитете; второй — подписание Федеративного договора и внесение ϲᴏᴏᴛʙеᴛϲᴛʙующих изменений в российскую Конституцию 1978 года; третий — принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.3
Первым документом конституционного значения, закрепившим основы самостоятельного развития России как федеративного государства, стала Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, принятая Съездом народных депутатов РСФСР.
Стоит отметить, что основные идеи Декларации заключались в провозглашении становления России как суверенного демократического правового государства на базе органичного сочетания принципов народовластия, разделения властей и федерализма. Вместе с тем сама идея федерализма в ϶ᴛᴏт момент не была еще ясно обозначена. Декларация о государственном суверенитете РСФСР ограничивалась подтверждением необходимости значительного расширения прав автономных республик, автономных областей и автономных округов, а также краев, областей.
В эᴛᴏт период Россия исключительно формально провозглашалась федеративным государством. Фактически, ϶ᴛᴏ было государство с ярко выраженным сочетанием элементов унитаризма и процессов конфедерализации, обнаруживавших себя в виде суверенизации составных частей России.
Стоит отметить, что особенностью данного этапа явилось параллельное развитие двух противоположных тенденций: утверждение государственности России, с одной стороны, и ее дезинтеграция — с другой.
В июле—ноябре 1990 года большинством автономных республик были приняты декларации о государственном суверенитете. Республики по существу отказывались от статуса автономных и провозглашали себя суверенными государствами. В ϲʙᴏих декларациях они выражали намерение стать полноправными участниками Союзного договора и готовность установить договорные отношения с РСФСР. Принятые в 1990—1991 годах на базе деклараций новые конституции автономных республик не увязывались с действующей Конституцией России. Республики оформлялись как суверенные государства с собственным видением конституционного устройства.
Процессы суверенизации республик оказали влияние и на развитие государственности на уровне других составных частей Российской Федерации.
Первоначально эволюция статуса краев, областей, городов федерального значения и автономных образований осуществлялась на базе попыток завоевания новых прав в экономической и социальной сферах наравне с республиками без акцентирования внимания на уравнивании политико-правового статуса как государственных образований. При этом неудачи на ϶ᴛᴏм направлении привели к тому, что вслед за республиками тенденция суверенизации охватила и другие составные части России — края, области, города федерального значения, автономные образования. Так же как и в республиках, в них обозначились процессы формирования собственного независимого правового пространства4.