Проблемы суверенитета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение проблем суверенитета современного государства.
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- изучить проблемы суверенитета в современном государстве;
- проанализировать формы защиты государственного суверенитета Российской Федерации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Суверенитет государства и народа …………........................................5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства…………………………5
1.2 Суверенитет народа ……………………………………………..................10
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….………….…12
Глава 2. Проблемы суверенитета Российской Федерации и формы защиты государственного суверенитета ………………………………………………..16
Заключение ……………………………………………………………………....28
Список использованных источников …………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

ОТОБ.docx

— 54.73 Кб (Скачать файл)

Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Нельзя сказать, что субъекты полностью блокировали процесс приведения в соответствие регионального законодательства федеральному, но во многих субъектах он так и не доведен до логического завершения.

Модель решения данной проблемы, представленная в настоящей  работе, предполагает в качестве общей  меры укрепление авторитета и власти центрального правительства, которое  выступает в качестве гаранта  конституционного порядка и предотвращает  дезинтеграционные процессы.

Кроме того, необходима конкретизация  определения порядка и условий  наступления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами Конституции РФ и федерального законодательства, а  также гарантированность их реализации.

В ФЗ от 6.10.1999 «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 29.1) содержится упоминание о том, что должностные лица органов исполнительной власти субъекта РФ несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ, но в российском законодательстве отсутствуют основания и порядок привлечения к ответственности этой категории должностных лиц. 
Поэтому представляется актуальным решение вопроса о введении в российскую правовую систему, помимо уже существующих видов правовой ответственности, института ответственности высших должностных лиц субъектов РФ перед государством.

В этой связи, следовало бы внести в Конституцию РФ поправки. В частности, Президенту РФ предоставить право на временное приостановление полномочий, а также на отстранение от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Конечно, следует сразу оговориться, что поводами для прекращения полномочий либо отстранения от должности могут быть исключительно правовые, а не политические основания, исчерпывающий перечень которых должен содержаться и четко излагаться в Конституции РФ. Более того, необходимо введение в Конституцию РФ таких понятий, как «государственное правонарушение», «государственно – правовая ответственность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации».

Модель, изложенная в данной работе, на первый взгляд, предлагает идти более сложным путем, внося изменения  в Конституцию. С одной стороны, это действительно так. Однако следует  отметить, что внесение изменений  именно в Конституцию РФ не позволит кому бы то ни было манипулировать этими  отношениями, при каждом удобном  случае внося поправки в федеральные  законы. Подобные нововведения в Конституцию  объективно усложнят процесс внесения изменений и дополнений в этот правовой институт.

И в заключение хотелось бы привести слова известного ученого  В.Д. Зорькина, по мнению которого, в прошедшем десятилетии самой острой проблемой наряду с дефолтом, с ростом бедности и социальных пороков в виде преступности, коррупции, пьянства, наркомании и проституции – «была реальная опасность развала страны». В этой связи, он сказал, что… «если мы будем отрицать государственный суверенитет как меру должного, как юридический принцип современного миропорядка, тогда судьбу России будут решать не в ней самой, а извне».12

 

 

 

 

Заключение

 

Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных связей, определяющих ход развития государства, позволяют  и увидеть настоящее, и заглянуть  в будущее данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи  собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Однако из основных закономерностей  эволюции государства заключается  в том, что по мере совершенствования  цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного  характера в политическую организацию  общества, где активно функционирует  весь комплекс институтов государства  в соответствии с принципом разделения властей.

Основной проблемой суверенитета в федеративном государстве является проблема соотношения суверенитета федерации и её субъектов. В условиях Российской практики особо выделена проблема суверенитета республик в составе РФ. Наибольшее внимание в радиусе данной проблемы уделяется двум вопросам: может ли суверенитет Российской Федерации быть разделен между федерацией и ее субъектами, и могут ли быть признаны республики в составе Федерации суверенными?

Отвечая на эти вопросы, можно  сделать вывод о неделимости  суверенитета, и о том, что в  федеративном государстве субъекты суверенитетом не обладают и в  этом не нуждаются, ибо добровольно  вошли в единое суверенное государство, чтобы успешно решать задачи, связанные  с достижением интересов экономического, культурного, социально-политического, правового развития и обеспечения  достойной жизни людям.

Таким образом, суверенитет  – собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной  организации общества.

Государственный суверенитет  производен от народного и представляет собой независимость государственной  власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выражаясь в ее исключительном монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


Список использованных источников

Нормативно –  правовые акты

1. Российская Федерация.  Конституция (1993). Конституция Российской  Федерации [Текст]: офиц. текст. –  М.: Маркетинг. 2001. – 39с. 

2. Декларация о государственном  суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 14 июня 1990 г., №2, ст. 22.

3. ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном  Суде РФ» №1 – ФКЗ (с изм.  и доп. от 5.02.07 №2 – ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.07. 1994, №13, ст. 1447.

4. ФЗ от 6.10.1999 «Об общих  принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации»  №184 – ФЗ (с изм. и доп. от 5..04.2009 №41 – ФЗ) // Российская газета, 19.10.1999, №206.

 Судебная практика:

5. Постановлением Конституционного  суда РФ от 13 марта 1992 г. по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 г., Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР», Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 г. «О референдуме Татарской ССР», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 26.03.1992, №13, ст. 671.

6. Постановление Конституционного  Суда РФ от 7.06.2000 г. №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, 21.06.2000, №118.

7. Определение Конституционного  Суда от 27 июня 2000 г. №92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан» // Российская газета, 25.07.2000, №142.

Научная литература:

8. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) – М.: Проспект, ТК Велби. 2008. 152с.

9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.

10. Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность РФ: вопросы теории // «Журнал российского права», №10, 2002 г.

11. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие. Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. – М.: Юрист, 2006. – 214 с.

12. Крылов Б.С. «Российская модель федерации в новой Конституции» // «Обозреватель», 1994, №12.

13. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник (ГРИФ) / Кулапов В.Л. Малько А.В. – М.: НОРМА. 2008. 384с.

14. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – («Классический университетский учебник») (ГРИФ). – М.: Проспект ТК, Велби. 2008. 648с.

15. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. 2005. 776с.

16. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2008 г. – 647 с.

17. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник – («Основы наук») (ГРИФ). – М.: Высш. обр. 2008. 379с.

18. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов – («Высшее образование») (ГРИФ). – М.: РИОР. 2008. 463с.

19. Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федерального государства // «Законы России: опыт, анализ, практика», №3, 2006 г.

 

 

 

 

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.

2 Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федерального государства // «Законы России: опыт, анализ, практика», №3, 2006 г.

3 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг. 2001.

4 Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник – («Основы наук») (ГРИФ). – М.: Высш. обр. 2008.

5 Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов – («Высшее образование») (ГРИФ). – М.: РИОР. 2008.

6 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг. 2001

7 Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федерального государства // «Законы России: опыт, анализ, практика», №3, 2006 г.

8 Макуев Р.Х. Несостоятельность идеи  «ограниченного» суверенитета.// Среднерусский вестник общественных наук, 2000.- №6. С.32.

9 Крылов Б.С. «Российская модель федерации в новой Конституции» // Обозреватель. 1994., № 12. С. 36.

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 7.06.2000г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

11 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1 – ФКЗ (с изм. и доп. от 5.02.07 № 2 – ФКЗ)    // Собрание законодательства РФ. 25.07. 1994, № 13, ст. 1447.

12 Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие. Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М., 2006. С. 14.

 


Информация о работе Проблемы суверенитета в России