Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

В начале 30-х годов для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах, стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия, как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляли т.н. «белые списки» предпринимателей, которые соблюдали определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было определенным стимулом для других торговцев.

Содержание

ВСТУП
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Понятие качества товаров, робот, услуг
Основные права потребителя в отношении качества товаров, работ, услуг.
Гарантийные обязательства
2. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
2.1 Нормы потребительского законодательства
2.2. Правовое обеспечение защиты прав потребителей в Украине.
3. Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя
3.1.
3.2.
ВЫСНОВОК
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Защита прав потребителя.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

     Согласно  п.9 ст. 15 Закона исполнитель обязан возместить убытки, возникшие в связи  с утратой, порчей или повреждением вещи, принятой им от потребителя для  выполнения работ или предоставления услуг, не позднее чем в месячный срок.

     Под убытками в соответствии с ч.2 ст.203 ГК следует понимать расходы, сделанные  кредитором (потребителем), утрата или  повреждение его имущества, а  также не полученные им доходы, которые  он получил бы. если бы обязательство  было выполнено должником (продавцом, исполнителем, изготовителем).

     Исполнитель не может быть освобожден от ответственности  на тех основаниях, что уровень  его научных знаний не дал ему  возможности выявить особые свойства вещи, принятой им от потребителя для  выполнения работы или предоставления услуг. Вместе с тем, в соответствии со ст. 341, 348 ГК, если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны исполнителя  об особых свойствах вещи (материала), которые могут повлечь за собой  ее утрату или повреждение, не изменил  своих указаний о способе выполнения работы (услуги) или не устранил обстоятельств, угрожающих качеству ее выполнения, суд  может освободить исполнителя от ответственности за полную или частичную  утрату (повреждение) принятой от потребителя  вещи (материала).

     По  содержанию п.6 ст. 15 Закона, под ответственностью исполнителя за недостатки выполненных  работ или предоставленных услуг  следует понимать его обязанность  устранить (исправить) те из них, которые  возникли не по вине самого потребителя.

     Исходя  из правил ст. 153, 154 ГК, выдача и получение  квитанций (квитанции-заказа, квитанции-обязательства) или другого документа в подтверждение  заключения договора о бытовом обслуживании свидетельствует о согласии сторон со всеми его условиями. Следовательно, эти условия являются обязательными  для сторон и суд должен исходить из них при разрешении спора когда  не будет установлено, что они  не отвечают фактическим данным или  противоречат действующему законодательству.

     При определении размера убытков, причиненных  невозвращением (утратой, повреждением) имущества, суды должны исходить из его  розничной цены в торговых организациях данной местности (с учетом износа) или из оценки, сделанной самим  потребителем или согласованной  сторонами при заключении договора. Однако, если стоимость имущества, определенная в таком порядке, на время разрешения спора не отвечает действительной или  она вообще не была определена, стороны  не лишены возможности доказывать в суде действительную стоимость невозвращенного, утраченного или поврежденного имущества.

     В случаях, предусмотренных договором  или соответствующим нормативным  актом, размер убытков определяется в кратном исчислении. Процент  износа утраченного или приведенного в негодность предмета договора устанавливается  исходя из периода” на который рассчитана его нормальная эксплуатация, времени, в течение которого он фактически использовался, и других доказательств  относительно его качества.

     При необходимости, для определения  стоимости невозвращенного (утраченного, поврежденного) имущества назначается  экспертиза, проведение которой может  быть поручено работникам соответствующих  экспертных учреждений или другим специалистам (ст.57 ГПК).

     При заключении предприятием договора о  бытовом обслуживании с гражданином, который предъявил чужой паспорт  или заменяющий его документ, лицо, привлеченное согласно этим документам как ответчик, не несет ответственности  за невыполнение договора, когда докажет, что документ выбыл из владения не по его воле. В этом случае ответственность  возлагается на лицо, которое фактически заключило договор.

     Договор бытового заказа является разновидностью договора подряда, поэтому к нему применяются и общие правила  о договоре подряда (ст.335-337, 339-342. 347 ГК).

     Условия договора бытового заказа, определенные Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, не могут  быть изменены по согласованию сторон в ущерб интересам потребителя (например, уменьшен гарантийный срок).

     Предприятия (хозяйственные общества, предприниматели-граждане) выполняют работы, предоставляют  услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым  ими по договоренности с потребителями  или самостоятельно, исходя из спроса и предложения, за исключением товаров, работ и услуг, относительно которых предусмотрено государственное регулирование цен и тарифов.

     Соглашение, заключенное гражданином вопреки  установленным правилам непосредственно  с неуполномоченным работником предприятия  бытового обслуживания о личном выполнении им работы без соответствующего оформления, не порождает прав и обязанностей между гражданином и этим предприятием и не может быть основанием для  возложения ответственности за невыполнение такого соглашения, утрату или повреждение  имущества.

Заключение

    Вышеизложенное  позволяет сделать вывод , что  в законодательной базе Украины по гражданско-правовой защите прав потребителей нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений , направленных на охрану прав граждан.

    Важной  гарантией охраны прав потребителей явилось положение Закона, в соответствии с которым законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными этим Законом.

    Закон о защите прав потребителей закрепил важнейшие международно-признанные права потребителей. К основным правам потребителей были отнесены: право  на надлежащее качество; право на безопасность; право на информацию; право на государственную  и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации  потребителей. Кроме того, Закон  о защите прав потребителей установил  и ряд дополнительных гарантий охраны их прав. К ним, прежде всего, следует  отнести: право на получение льгот  в сфере, торгового и других видов обслуживания ; право на обмен товара ненадлежащего качества; признание недействительными условий договора, ущемляющих права потребителей .

    В Законе о защите прав потребителей основной упор сделан на определение имущественной ответственности за нарушение прав потребителей и в ocoбенности на возмещение убытков как наиболее полно отвечающее рыночным отношениям. При этом положения Закона опираются на основополагающие принципы гражданского права. Наряду с мерами договорной ответственности Закон содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей. В Законе «О защите прав потребителей» наряду с индивидуальной защитой, предусмотрена и коллективная защита прав и интересов потребителей. При этом основной упор сделан на государственную защиту их прав. Наряду с общим судебным порядком разрешения споров между изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями в Законе определены специальные государственные органы по защите прав потребителей, их компетенция, а также санкции, которые они вправе налагать за нарушение прав потребителей.  Нормы законодательства о защите прав потребителей стали для всех областей сферы обслуживания граждан опорными.

    Соотношение Закона «О защите прав потребителей» с Гражданским Кодексом может быть охарактеризовано следующим образом.

    Закон «О защите прав потребителей», содержит их фундаментальные права, опирается на общие положения гражданского законодательства, и его действие немыслимо без использования таких важнейших гражданско-правовых категорий, как имущественная ответственность, вина, убытки, вред, договор и ряд других

    Другими словами, если гражданское законодательство призвано урегулировать товарно-денежные отношения независимо от субъектного  состава, то Закон «О защите прав потребителей» регламентирует специфику этих отношений для потребителей на рынке товаров и услуг. С другой стороны, Закон «О защите прав потребителей» тесно взаимодействует с актами хозяйственного законодательства установившими требования к деятельности организаций, производящих товары и услуги для населения, качеству потребительских товаров и услуг и т.д. Таким образом, с принятием Закона «О защите прав потребителя» в Украине начало формироваться законодательство о защите прав потребителей, которое представляют собой специфическое законодательное наслоение над отраслевым законодательством (причем не только над гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление специфических дополнительных прав потребителям и возложение на их контрагентов дополнительных требований, балансирующих их неравное экономическое положение на рынке.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Андрющенко  В.А., Луста И.С. Права потребителей в Украине: Справ. пособие для всех. - К.: Наук. думка, 1999. -218 с.
  2. Гончарова И. Размышления о потребителях и их правах // Предпринимательство, хоз-во и право. -1999. - № 6. - С. 55-56.
  3. Закон України „ Про захист прав споживачів": 12 травня 1991 р. № 1023- XII // Відомості Верховної Ради УРСР. - 1991. - № 30.
  4. Кагал Т. Законодавство про захист прав споживачів у сфері якості товарів у системі законодавства України // Право України. - 1998. - № 8. - С. 98 - 101.
  5. Кройтор В. А. Защита прав потребителя. - X.: АО "Бизнес Информ", 1996.-312 с.
  6. Парций Я. О защите прав потребителей // Хоз-во и право. - 1996. - № 8. - С. 24-37; 1997.-№ 2.-С. 3-18.
  7. Селезнев В.В. Как защищать свои права потребителя? - X.: Одиссей, 2005.-416 с.
  8. Сосновський П., Ребицький В. Права споживача одне з найголовніших прав людини // Предпринимательство, хоз-во и право. - 2000. - № 2. - С. 35-36.
  9. Цыганков А. Защита прав потребителей в Украине // Предпринимательство, хоз-во и право. - 1996. - № 4. - С. 34-39.

Информация о работе Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя