Пути совершенствования правого регулирования реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Изучение реорганизации юридических лиц преследует цель - раскрытие всех сторон рассматриваемого института. Прежде всего нужно определить, что именно понимается под определением реорганизации, какова его сущность и правовая природа. Также, определить практическое применение института реорганизации, выявить возможные проблемы, возникающие в процессе реорганизации между участниками хозяйственных обществ, рассмотреть пути их разрешения и ликвидации пробелов законодательных норм, изучить нормативную базу, регулирующую процесс реорганизации юридических лиц. Исходя из целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:
анализ российского законодательства в части применения норм, регулирующих реорганизацию юридических лиц;
обобщение практического материала по проблеме реорганизации;

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа итог.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

В обществах  с ограниченной ответственностью решение  о реорганизации принимается  единогласно всеми участниками общества, поэтому не существует проблемы защиты интересов участников общества. В акционерных общества такого единогласия добиться трудно, поэтому необходимо предусмотреть процедурные гарантии. К ним относятся гарантии об информировании акционеров по вопросу проведения общего собрания, раскрытие вопросов по обоснованности предложенного курса конвертации акций, возможность выкупа акций по рыночной цене в случаях, если участник не присутствовал на общем собрании.

Рассматривая  нормы права, регулирующие институт реорганизации юридического лица, следует  отметить довольно либеральный характер действующего законодательства. Совокупность мер, отображающих различные процессы при проведении данной процедуры, направлена на предупреждение злоупотребления в ходе реорганизации, чтобы избежать ущемления прав и законных интересов участников и кредиторов организации. На институте реорганизации отрицательно сказывается недействительность или несоблюдение на практике многих закрепленных в законодательстве норм. А как итог, увеличение количества исков в суд о признании процедуры реорганизации недействительной.

 

 

ГЛАВА 2.  ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. Реорганизация юридического лица в виде слияния и присоединения

В статье 57 Гражданского кодекса РФ говорится о пяти формах реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Слияние и присоединение - наиболее востребованные и популярные виды реорганизации юридического лица, такая процедура позволяет сделать организацию более конкурентоспособной и эффективной, поскольку является надежным и быстрым вариантом изменения правовой формы юридического лица. Слияние и присоединение имеют ряд сходств и различий. Чтобы разобраться в процедуре реорганизации, необходимо рассмотреть каждую форму в отдельности.

Во время  проведения слияния юридических  лиц права и обязанности переходят  ко вновь возникшему юридическому лицу по средством составления передаточного  акта. Новый субъект права образуется, получая весь комплекс имущественных  и обязательственных прав, ранее существовавшие субъекты, количество которых по законодательству не ограничено, прекращают свою деятельность. 

Слияние корпораций обусловлено желанием усилить свои позиции на определенном рынке и  происходит по налоговым причинам, потому что штрафные санкции существенно ухудшают финансовые возможности организаций.  Слияние может осуществляться горизонтально, когда юридические лица занимаются одним видом деятельности, и вертикально, когда происходит объединение активов поставщиков и перерабатывающих организаций. Также возможна смешанная форма слияния путем объединения различных областей деятельности. Также является одним из способов грамотно инвестировать денежные средства. Безусловно, что при выборе любой из форм слияния, законодательство требует строго следования установленным нормам.

Процедура слияния  протекает в несколько этапов.

На первоначальном этапе осуществляется подготовка учредительных и иных документов, включая и передаточный акт. Производится надлежащее уведомление кредиторов о начале процедуры слияния. Предприятие снимается с учета в налоговой инспекции и других внебюджетных фондах.

Следующий этап подразумевает регистрацию правопреемника в налоговой инспекции и получение  выписок из ЕГРЮЛ, заверенных экземпляров  Устава и Учредительного договора. 

Присоединение предусматривает переход к одному юридическому лицу всех прав и обязанностей присоединяемого юридического лица на основании передаточного акта, что предусмотрено статьями 57 и 58 ГК РФ. Присоединение достаточно эффективный вид ликвидации организации. При этом присоединяющее юридическое лицо реорганизуется, а присоединяющееся прекращается с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности. Отличительной чертой присоединения от слияния является то, что во время присоединения одна из реорганизуемых организаций всегда сохраняет свою правосубъектность и не влечет образования новых субъектов права, в то время как при слиянии все участвующие юридические лица прекращают свое действие13.

Правовое регулирование по средствам п. 1 ст. 59 ГК РФ определяет, что передаточный акт включает положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех кредиторов должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Реорганизация предусматривает сторонами возможность  передачи имущественного комплекса, то есть требований и обязательств, оборудования, земельных участков, зданий и сооружений правопреемнику. В.А. Лапач определяет, что «состав имущества предприятия есть величина переменная, и регистрировать любое изменение в данном комплексе закон не требует, ибо не руководствуется принципом непрерывности наблюдения за всем имуществом предприятия»14.

Практика применения законодательства в части составления  передаточного акта не должна отличаться от теоретических аспектов, чтобы передача имущества и иных активов оптимально раскрылась в результате реорганизации. С точки зрения налогообложения передача имущества и иных активов в результате реорганизации, не признается в соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией, которая является объектом налогообложения15. Так, в передаточном акте по МОАУ «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области» и МОУ «Лицей г. Новотроицка Оренбургской области», который регулируются действующим законодательством, Уставом обоих учреждений, постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 26.07.2011 № 1218-п, указываются обязательства передать средства с основного баланса реорганизуемого учреждения на основной баланс организующего учреждения по последнему балансу, предоставленному в налоговую инспекцию. Определяется наличие средств на счетах реорганизуемого учреждения МОУ «Лицей г. Новотроицка Оренбургской области». Обязательства оп расчетам с кредиторами  производятся в соответствии с очередью: бюджетные обязательства, внебюджетные обязательства, обязательства перед поставщиками.

Обязательство по составлению передаточного акта исходит из договора о присоединении или слиянии.

Ст.16 и 17 закона об ОА, ст.52 и 53 закона об ООО предусмотрена норма, согласно которой реорганизуемые общества должны заключать соответствующий договор. Существенные условия важны для договора реорганизации в форме слияния и присоединения. В них входят порядок и условия проведения процедуры, порядок конвертации акций. В число существенных условий М. А. Коханова включить следующие: основные этапы реорганизационных процедур, порядок их совместного финансирования, порядок определения размера уставного капитала, доли реорганизуемых юридических лиц в новых организациях, условия об универсальном правопреемстве, срок действия договора16.

Давая правовую характеристику договору реорганизации  в форме слияния и присоединения  нужно определить предмет договора, поскольку он является существенным условием договора. В самом элементарном виде предмет выражается в формуле «чего и сколько»17.

Из практики осуществления договорных обязательств по вопросам присоединения или слияния  юридических лиц можно сделать  вывод, что стороны обязуются  совместно осуществлять  все предусмотренные законом действия и процедуры, необходимые для осуществления процедур. В качестве примера можно рассмотреть договор о присоединении муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 г. Новотроицка Оренбургской области» к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области». Определяя предмет договора, стороны обязуются совместно осуществлять реорганизацию в форме присоединения. Права и обязанности сторон закрепляют положения том, что реорганизующее учреждение, в данном случае МОАУ «Лицей №1 г. Новотроицка» принимает на себя руководство процессом, осуществляет координационную деятельность, в частности: составление передаточного акта, определение кредиторов и дебиторов, соотношение размеров задолженности, подготовка документов, необходимых для предоставления в структурное подразделение Федеральной налоговой службы России для внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №5 г. Новотроицка Оренбургской области». Реорганизуемое учреждение обеспечивает исполнение процесса присоединения, осуществляет доступ ко всем документам и информации по первому требованию МОАУ «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области».

Координация процесса реорганизации осуществляется нормами  и налогового законодательства, в  частности, в ст. 55 определяет налоговый период, которым является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого должна быть определена налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате. Если юридическое лицо успевает завершить процедуру слияния или присоединения до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации. Если организация, созданная после начала календарного года, реорганизована до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня реорганизации.

Законодательством о конкуренции, в частности п.1 ст. 17 предварительное согласие антимонопольных органов требуется в случаях слияния и присоединения любых объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов); слияния и присоединения коммерческих организаций, если общая сумма их активов превышает 100 тыс. минимальных зарплат (а если она превышает 50 тыс. минимальных зарплат, то требуется обязательное уведомление антимонопольного органа по вопросам реорганизации); разделения и выделения унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных зарплат. Нарушение подобных требований влечет признания в судебном порядке недействительности процедуры реорганизации.  Статья 27 Федерального закона «О защите конкуренции»18   предусматривает, что предварительное согласие определяет последствия:

слияние или присоединение коммерческих организаций, когда сумма активов превышает три миллиарда рублей или прибыль от реализации товаров превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%;

слияние или присоединение финансовых организаций, когда суммарная стоимость активов превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;

создание коммерческой организации, уставный капитал которой оплачивается акциями или имуществом другой коммерческой организации, имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал и превышает три миллиарда рублей, либо, если прибыль учредителей создаваемой организации от реализации товаров превышает шесть миллиардов рублей, либо, если организация, акции (доли) и (или) имущество вносится в качестве вклада в уставный капитал.

Анализируя  нормативные источники, раскрывающие основные сходства и различия процедур слияния и присоединения, можно сделать вывод о том, что слияние и присоединение имеют схожие моменты. Целью проведения этих процедур является прекращение юридического лица. Права и обязанности, в том числе и задолженности переходят правопреемнику с оформлением передаточного акта. Необходимо своевременно и надлежащее уведомление всех кредиторов и публикация о начале процедуры в СМИ.

Важное отличие  двух форм реорганизации в том, что  слияние создает новый субъект  права. Присоединение предполагает продолжение существования одного из юридических лиц. Перечень документов также различен. Если при слиянии необходимо подать одно заявление установленного образца о регистрации юридического лица, то во время присоединения необходимо предоставить два комплекта заявлений о прекращении деятельности фирмы и о внесении в учредительные документы изменений, связанных с присоединением.

Практика изучения реорганизационного процесса позволяет  сделать вывод, что далеко не всегда участники осуществляют взаимовыгодное исполнение договора, также существует вероятность предоставления в учетные организации не полного пакета документов, или при наличии у реорганизуемых сторон есть имущественные комплексы на правах специальной аренды,  все это может затянуть процедуру. Другой аспект деятельности который необходимо учитывать при такой форме реорганизации, как присоединение, — разрешительная документация, такие как лицензия на осуществление некоторых видов деятельности, сертификаты соответствия и т. д. Универсальное правопреемство на такую документацию не распространяется. В процессе реорганизации необходимо сделать запрос в каждый орган, выдавший лицензию или разрешение. Если подобные документы не были оформлены заранее, фактически реорганизованная компания не имеет права заниматься деятельностью, на которую не получено разрешение.

2.2. Реорганизация юридического лица в виде разделения и выделения

В настоящее  время реорганизация юридических  лиц на практике получила огромное практическое применение не только для  создания крупных корпораций, но и  для того, чтобы "разбить" их на более мелкие общества, которые отвечают всем требованиям, предусмотренным законом при их создании на основе уже существующих обществ. Именно для этих целей ст. 57 Гражданского Кодекса предусматривает такие формы, как разделение и выделение, нацеленные на разукрупнение юридических лиц.19

Разделением называется процедура перехода прав и обязанностей к вновь возникшим юридическим  лицам в соответствии с разделительным балансом. То есть под разделением  подразумевается прекращение существования юридического лица и передача всех активов и пассивов новым учреждениям, возникшим по решению учредителей и на основе материальной  базы старого предприятия. Разделительный баланс - это основание для определения имущественного и обязательного комплекса, переходящего к новым учреждениям. По мнению Т.П. Шишмаревой, в соответствии с частями передаваемого имущества осуществляется переход прав и обязанностей.20 Разделительный баланс утверждается соответствующим органом управления. Для ООО – это общее собрание участников, для АО – акционеров. Когда эта процедура не предоставляет возможности для выявления правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Разделение  характеризуется тем,  что на основе имущества одной корпорации  создаются  две или несколько других, в  свою очередь реорганизуемая организация  больше не является субъектом права.

Информация о работе Пути совершенствования правого регулирования реорганизации юридических лиц