Пути совершенствования правого регулирования реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Изучение реорганизации юридических лиц преследует цель - раскрытие всех сторон рассматриваемого института. Прежде всего нужно определить, что именно понимается под определением реорганизации, какова его сущность и правовая природа. Также, определить практическое применение института реорганизации, выявить возможные проблемы, возникающие в процессе реорганизации между участниками хозяйственных обществ, рассмотреть пути их разрешения и ликвидации пробелов законодательных норм, изучить нормативную базу, регулирующую процесс реорганизации юридических лиц. Исходя из целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:
анализ российского законодательства в части применения норм, регулирующих реорганизацию юридических лиц;
обобщение практического материала по проблеме реорганизации;

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа итог.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Осуществляя реорганизацию  путем разделения, необходимо помнить, что существует возможность  «смешанной» реорганизации. Под «смешанной» реорганизацией понимается разделение юридического лица одной организационно-правовой формы на несколько юридических лиц другой организационно-правовой формы. Например, ООО разделяется на два ЗАО. Законодательство такую реорганизацию не предусматривает, но и не содержат норм, запрещающих такое разделение. На практике такая процедура экономит время и средства юридических реорганизуемых лиц.

Необходимым условием осуществления разделения является уведомление антимонопольного органа, которое осуществляется в случаях, если  это определяет создание некоммерческой организации,  в состав которой входят две и более коммерческие организации; если общая сумма активов учредителей превышает 20 млн. рублей; если при разделении существует вероятность появления на рынке товаров и услуг хозяйствующего субъекта, доля которого превышает 35 процентов, кроме случаев, когда процедура осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

При разделении также нужно помнить в соответствующем  уведомлении кредиторов и публикация в периодическом издании, которое  должно состояться  в течение 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Кредиторы в свою очередь вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств юридического лица и возмещения им убытков.

Выделение — форма реорганизации юридического лица, при которой его существование юридического лица не прекращается, а на его базе создается одно или несколько обществ, происходит передача прав и обязанностей вновь возникшим субъектам права. Имущество, закрепленное за существовавшим ранее обществом, уставный капитал уменьшаются. Весь имущественный состав определяется разделительным балансом. Выделение характеризуется сингулярным правопреемством, при котором, правопреемник занимает место предшественника только в некоторых правоотношениях21. Рассматривая процедуру правопреемства при выделении, М.Н. Илюшина указывает, на то, что сингулярное правопреемство позволяет сохранить реорганизованному лицу часть прав и обязанностей, в свою очередь выделяемая организация получает определенную как прав, так и обязанностей22.

Реорганизация в виде выделения – это способ возникновения новых юридических  лиц, в отличии от разделения. Поскольку реорганизуемое общество не прекращает свое существование23.

Практическое  применение норм законодательства по вопросам процедуры реорганизации  в форме выделении можно наблюдать  на примере выделения  акционерных  обществах.

Закон «Об акционерных обществах» в п. 2 ст. 19, п.3 ст.49 определяет право о принятии решения о выделение на обсуждение общего собрания акционеров, которое определяет порядок и условия проведения процесса, возможность конвертации акций, утверждение разделительного баланса.  О принятом решении уведомляется регистрирующий орган - федеральная налоговая служба, процедура находит отражение ЕГРЮЛ. О реорганизации уведомляются также кредиторы. Извещение происходит путем опубликования информации в «Вестнике государственной регистрации» и путем рассылки заказных писем, поскольку в данном случае необходимо соблюдать нормы, касающиеся прав кредиторов в части досрочного исполнения обязательств по договорам, заключенным до принятия решения о начале реорганизации общества. Предъявление требований должно осуществиться в срок 60 дней, в отличии от кредиторов общества с ограниченной ответственностью, где срок составляет 30 дней после принятия решения.

Решение о реорганизации  общества может содержать в себе следующую информацию:

1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем реорганизации;

2) порядок и  условия процедуры реорганизации;

3) порядок конвертации  акций реорганизуемого общества  и соотношение (коэффициент) конвертации  акций таких обществ;

4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре;

5) указание о единоличном или коллегиальном исполнительном органе;

6) указание об утверждении разделительного баланса;

Вопрос конвертации  акций общества рассматривается  в п. 2.1 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных постановлением ФКЦБ24, и определяет полномочия для совета директоров. Стандарты допускают, что все или часть акций нового юридического лица могут принадлежать реорганизованному обществу. Учредителем образуемого юридического лица может быть само реорганизуемое общество25. Законом также предусмотрено, что полное или частичное количество акций выделенного общества могут принадлежать реорганизованной коммерческой организации. Учредителем образуемого в порядке выделения юридического лица может быть само реорганизуемое общество26.

Процедура перехода прав и обязанностей вновь реорганизуемому  обществу осуществляется путем составления  разделительного баланса, содержащего пообъектную расшифровку, положение о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Выделение подразумевает переход определенной части прав и обязанностей реорганизованного общества, остальные права и обязанности за реорганизованным обществом.

Отсутствие  баланса, равно как и отсутствие положений о правопреемстве является причиной отказа государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Закон предусматривает утверждение разделительного баланса учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о выделении. Если решение принято на общем собрании  акционеров, то и баланс утверждается собранием. Содержание разделительного баланса включает в себя сведения по отчетности бухгалтерского характера, составляемого за отчетный период – квартал или год, на последнюю отчетную дату с учетом проведения комплексной инвентаризации.  В результате чего уставный капитал может быть уменьшен на сумму, меньшую. Чем уставный капитал созданного общества.

Процедура заканчивается  моментом внесения соответствующей  записи в ЕГРЮЛ. Акционерные общества также должны зарегистрироваться эмиссию  акций.

Налоговое законодательство также предусматривает отдельные  нормы, регулирующие процедуру выделения. П. 8 ст. 50 НК РФ раскрывает, что «при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанности по уплате налогов не возникает». Согласно п.2 ст.23 НК РФ налогоплательщики сообщают о реорганизации в налоговый орган по месту учета в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником.

При реорганизации  общества с ограниченной ответственностью нередко возникают моменты, связанные с распределением между правопреемниками излишне уплаченных сумм налогов. П. 2 ст. 78 НК РФ предусматривает зачет или возврат излишне уплаченных налогов на основе письменного заявления правопреемника.

Таким образом, проведя анализ норм законодательства, касающихся разделения и выделения  юридического лица, можно сделать  вывод, что обе процедуры имеют  сходства и различия. При проведении реорганизации в форме разделения одна организация прекращает свою деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

Проведение  реорганизации в форме выделения  и разделения характеризуется наличием универсального правопреемства.

Объем передаваемых прав и обязательств реорганизуемых юридических лиц определяется на основании разделительного баланса, который также должен определять наличие правопреемника по всем его обязательствам.

Основными документами  при проведении реорганизации в  форме разделения и выделения  являются: решение компетентного  органа о реорганизации, разделительный баланс, учредительные документы  новых юридических лиц, изменения и дополнения в учредительные документы существующих или новая редакция таких документов, акт государственной регистрации.27

2.3. Реорганизация юридического лица в виде преобразование

Преобразование является одной из форм реорганизации юридических лиц. Правовое регулирование процесса преобразования юридических лиц регулируется п. 5 ст. 58 ГК РФ. Норма закона закрепляет суть преобразования. Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида подразумевает переход к вновь возникшему юридическому лицу права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Суть данного способа реорганизации заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица28. Существовавшее ранее юридическое лицо прекращает существование, на его основе образуется новое юридическое лицо, обладающее всеми активами и пассивами реорганизованного лица. Причинами добровольной реорганизации является принятое на общем собрании учредителей решение о начале реорганизации, принудительная реорганизация осуществляется по решению государственных органов или суда. Например, Федеральный закон «Об ОА» определяет, что число акционеров ЗАО не должно превышать более пятидесяти, если же численный состав увеличился, ЗАО должно быть преобразовано в ОАО.

Преобразование  довольно молодая процедура, регулируемая гражданским правом. Обусловленность  появления  преобразования заключается  в том, что процесс приватизации в середине 90-х годов прошлого столетия повлекла за собой смену собственников юридических лиц, что подразумевало изменение правового статуса, то есть изменение организационно-правовой формы предприятий29.

В современной  цивилистике вопрос о реорганизации  в форме присоединения является дискуссионным. С одной стороны, специалисты не рассматривают преобразование как отдельную форму реорганизации, а считают его процессом ликвидации, не порождающим правопреемство30 и иным субъектным составом, который не меняется31. Преобразование не предполагает смены одного юридического лица другим, зато предусматривает изменение организационно-правовой формы.

Иная противоположная  позиция предлагает изучение данной процедуры как специального вида реорганизации32. Данная позиция заключает в себе мнение о том, в данном случае имеется правопреемство в полном объеме в сфере обязательственных отношений, за исключением договора расчетного счета, заключенного с банком33.

Некоторые специалисты  считают, преобразование юридического лица не всегда связано со сменой организационно  - правовой формы. Поэтому этот процесс не всегда является реорганизацией. При смене типа ОА на закрытое или открытое процесса реорганизации не происходит. Потому что смена типа общества не является реорганизацией, влекущей всех правовых последствий: досрочного прекращения требований кредитора, составление передаточного акта, права требовать досрочного выкупа акций34.

Законодатель  установил ограничения по выбору новой правовой формы. Исходя из ст. 56 Федерального закона «Об ООО», общество преобразуется в хозяйственный субъект другого вида или производственный кооператив. Федеральный закон «Об АО» в ст. 20 говорит, что ЗАО или ОАО может быть реорганизовано в ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнёрство. Некоммерческая автономная организация преобразуется в фонд, ассоциация равно как и союз – в фонд, автономную некоммерческую организацию, товарищество или некоммерческое партнерство, согласно ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях». Гражданский Кодекс в ст. 112 дает возможность преобразовать производственный кооператив в хозяйственное общество. Новая организационно-правовая форма вновь возникшего юридического лица означает новые требования к учредителям, наименованию, уставному капиталу. Так, например, уставный капитал ООО или ЗАО предусматривает не менее 10 тысяч рублей, для АО это требование составляет 100 тысяч рублей.

В данном случае необходимо указать на то, что для  акционерного общества изменение его  типа  - закрытого или открытого  – не является преобразованием. При  реорганизации ОАО в любой другой вид юридического лица лишает  обязанности ежегодного опубликования в СМИ информации, доступной для всех участников общества.

При реорганизации  путем преобразования меняется объем  прав и обязанностей, характерных  для того или иного юридического лица. Так, в результате преобразования полного товарищества в хозяйственное общество меняется принцип единогласного управления делами общества, где каждый участник имеет один голос. При управлении делами хозяйственного общества голоса распределяются между участниками пропорционально их долям.

Реорганизация в форме преобразование преследует смену организационно-правовой формы юридического лица, изменяет объем прав и обязанностей участников реорганизованного лица, что может осуществляться двумя способами.

Один из них предусматривает применение первой части ГК РФ к отдельным видам юридических лиц (к ООО, ЗАО, ОАО,  государственным и муниципальным предприятиям, казенным предприятиям). Меняя свой правовой статус данные учреждения автоматически производят смену специфики организационно-правовой формы волеизъявления самих субъектов без выбора новой организационно-правовой формы. Отсутствие юридических последствий, присущих преобразованию не может быть признано реорганизацией.

Информация о работе Пути совершенствования правого регулирования реорганизации юридических лиц