Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 10:26, курсовая работа
Изучение реорганизации юридических лиц преследует цель - раскрытие всех сторон рассматриваемого института. Прежде всего нужно определить, что именно понимается под определением реорганизации, какова его сущность и правовая природа. Также, определить практическое применение института реорганизации, выявить возможные проблемы, возникающие в процессе реорганизации между участниками хозяйственных обществ, рассмотреть пути их разрешения и ликвидации пробелов законодательных норм, изучить нормативную базу, регулирующую процесс реорганизации юридических лиц. Исходя из целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:
анализ российского законодательства в части применения норм, регулирующих реорганизацию юридических лиц;
обобщение практического материала по проблеме реорганизации;
Другой способ изменения организационно-правовой формы предусматривает, что юридическое лицо, такое как индивидуальное предприятие, созданное хозяйственным путем, религиозная организация, благотворительный фонд, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основанные в срок до 1 июля 1999 г. подлежат преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.
Чтобы осуществить процедуру реорганизации, необходимо созвать собрание участников юридического лица, на котором принимается решение о начале преобразования, о порядке и условиях, определении доли участников общества. Например, согласно п.1 ст. 48 ФЗ «Об АО» решение о реорганизации в форме преобразования акционерного общества принимается третьей частью всех акционеров, т.е. большинством. При этом исходя из ст. 65 ФЗ вопрос о созыве внеочередного или очередного собрания находится в компетенции совета директоров35. В течение трех рабочих дней после принятия решения о преобразовании в налоговый орган должно поступить письменное уведомление о реорганизации, на основании чего и вносятся записи в ЕГРЮЛ. Письменно или посредством СМИ в течение тридцатидневного срока должны быть уведомлены кредиторы, чтобы реализовать возможность досрочного исполнения обязательств должником, а при невозможности такого исполнения– его прекращения и возмещения понесенных этим убытков. После государственно регистрации созданного общества и получения всех соответствующих документов из налогового органа, внебюджетных фондов, органа статистического учета, после процедуры закрытия и открытия счетов, общество может считаться вновь созданным путем преобразования, имея при себе все права и обязанности, полученные в результате универсального правопреемства, оформленного передаточным актом.
Во время
реорганизации путем
Изучив нормы закона, регламентирующие процесс реорганизации в форме преобразования, можно сделать вывод, что сущность данной процедуры - весьма дискуссионный вопрос. Многие специалисты уверены, что преобразование нельзя относить к реорганизации, поскольку смена организационно-правовой формы не заключает в себе правопреемства, основой другой позиции является убеждение, что преобразование – специальный вид реорганизации, оформляемый, как и все остальные, специальным передаточным актом и регистрируемый в соответствующих органах.
На практике, закон четко определил место процедуры преобразования, отнеся его к одной из форм реорганизации. Таким образом, согласно ст. 57 ГК РФ, различают пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Согласно выше указанным способам, при одних происходит прекращение ранее существовавших юридических лиц, при других – ранее существовавший субъект права не прекращает своей деятельности, но образуется также новое юридическое лицо.
Так, при слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает свое существование, права и обязанности переходят к вновь образованному субъекту права.
Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. При этом статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав.
Разделение и выделение, в принципе, схожи. Имеют лишь различие в том при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых предприятий, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.
Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.
Реорганизация может затрагивать интересы их кредиторов этого общества. Исходя из этого, в ст. 60 ГК РФ законодатель предусмотрел гарантии всех участников юридического лица. Поэтому при применении любого из способов реорганизации необходимо письменно уведомить кредиторов. Процесс реорганизации протекает для всех форм в общем порядке. Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших лиц. Однако, при реорганизации в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой организации (п. 4 ст. 57 ГК).
Реорганизация – сложный и длительный процесс. Требующий от учредителей, принявших решение о начале этой процедуры специальных знаний, соответствующей квалификации, соблюдения множества процедур. По своей сложности этот процесс во всех формах требует проведения инвентаризации имущества юридического лица; согласование всех расчетов с налоговым органом и внебюджетными фондами; погашение задолженности по зарплате и прочим расчетам с работниками организации и т.д.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы
правопреемства при реорганизац
По смыслу действующего
гражданского законодательства процедура
реорганизации юридических лиц
является специфическим способом прекращения
действующих и образования
Правопреемство принято разделять на универсальное и сингулярное (частное). Основанием для выделения универсального и частного правопреемства является объем прав и обязанностей, передаваемых от одного юридического лица другому. Если от предшественника к правопреемнику переходят все права и обязанности, то имеет место универсальное правопреемство, если какая-то их часть – то сингулярное.
При реорганизации переход прав и обязанностей осуществляется по средством универсального правопреемства. Универсальное правопреемство наблюдается при реорганизации во всех формах, кроме выделения, так как правопреемник наследует часть правового и долгового багажа реорганизованного учреждения. Однако универсальное правопреемство имеет место между юридическим лицом, существовавшим до реорганизации, и всеми юридическими лицами, созданными в результате ее проведения, включая саму реорганизованную в форме выделения организацию.
Реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, в результате которого права и обязанности могут переходить к одному или нескольким правопреемникам либо в полном объеме, либо частично. Можно определить несколько основных вопросов, требующих отдельного рассмотрения при проведении реорганизации в целом, а в частности при имущественном правопреемства между юридическими лицами.
Одной из проблем правопреемственности является оформление правоустанавливающих документов, на основании которых осуществляется определение правопреемника по всем правам и долговым обязательствам реорганизованного юридического лица. Как уже отмечалось неоднократно, переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляется: передаточным актом (при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования) или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения). Поскольку правоустанавливающие документы играют весомую роль, к ним предъявляются особые требования, предусмотренные законодательством. В ст. 59 ГК РФ говорится о положениях правопреемства по всем вопросам обязательственных отношений, которые содержатся в передаточном акте и разделительном балансе36. Если раскрыть эту норму права, то можно выявить, что к сведениям, содержащимся в передаточном акте или разделительном балансе, относятся долговые обязательства, а также права требования, передаваемые реорганизуемым юридическим лицом правопреемнику. Изучив п. 2 ст. 59 ГК РФ, можно сделать вывод, что в случае отсутствия в передаточном акте или в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица государственная регистрация вновь возникших юридических лиц не производится. И хотя закон четко определил рамки исполнения данной нормы, на практике серьезные затруднения вызывает невозможность установления правопреемника в обязательственных отношениях. То есть в случаях применения форм разделения и выделения, где правопреемник неочевиден. Объясняется это тем, что к вновь образованным юридическим лицам переходят лишь отдельные имущественные права и обязанности реорганизованных юридических лиц. Норма права в п. 3 ст. 60 ГК РФ предусматривает, что если при составлении разделительного баланса нет возможности определить правопреемственность, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. При других формах реорганизации юридического лица определить правопреемника проще, поскольку в отношении всех прав и обязанностей прекращающих существование юридических лиц всегда является одно юридическое лицо.
В практике арбитражных судов проблема определения правопреемства затрагивает обязательства, где реорганизованное предприятие является не только должником, но и кредитором. Гражданское законодательство никак не регламентирует эту норму.
Для выработки правильного решения вопроса можно применять нормы арбитражного процессуального права. Поэтому, в качестве решения проблемы, разрешения споров, следует применять аналогию закона для определения правопреемника по конкретным вопросам требования, солидарные кредиторы вправе предъявить к должнику требования в полном объеме, согласно ст. 326 ГК РФ37.
Анализируя требования к оформлению правопреемства при реорганизации, нужно выделить одно из важных требований, которое закрепило в себе обязанность проведения инвентаризации имущественных и денежных обязательств. Для достаточно полной инвентаризации установить целями определение наличия фактического имущества, стоящего на балансе учреждения и нашедшего отражение в бухгалтерском учете на момент составления акта инвентаризации, также установление действительности обязательств, по которым осуществляется правопреемство прав.
Разделительный
баланс также не всегда несет полное
отображение положений о
Законодательно, в ст. 57 ГК РФ, предусмотрены пять форм ведения процедуры реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Любая из форм оформляет процесс перехода обязательств, также имущественных и неимущественных прав. В процессе реорганизации переходят и те права и обязанности, которые не признаются и (или) оспариваются сторонами, и те, которые будут выявлены позже. Поэтому еще одной важной проблемой правопреемственности является правильное определение не только правопреемника в лице вновь образовавшегося субъекта права, но также определение всех должников, кредиторов, обязательства по которым отходят этому субъекту. Гарантируя соблюдение охраняемых законом прав кредиторов, законодатель направляет силы на попытку устранения нарушений таких гарантий.
Слияние прекращает самостоятельное существование сливающихся организаций, и на их основе образуется новый субъект права. При присоединении происходит вливание одного или нескольких учреждений в другое юридическое лицо, существовавшее ранее. Во время осуществления процедуры преобразования, юридическое лицо перестает существовать, передавая весь массив прав и обязанностей новому участнику гражданского оборота. И только при разделении и выделении права и обязанности реорганизованного юридического лица в порядке универсального правопреемства переходят в соответствующей части новому лицу. Правопреемство предполагает переход долгов на правопреемника, возникающего в процессе реорганизации юридического лица. И хотя перевод правопреемство отражается в нормах гражданского законодательства, ст. 381 ГК РФ, закрепляющая правило о том, что перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора, не действует. Законодательно закреплен ряд нормативных правил, позволяющих кредитору помешать осуществлению перевода долговых обязательств39.
Одним из них
является своевременное и
В таком случае, раскрытие сущности проблемы заключается в том, что в законодательстве отсутствует закрепление нормы о правах кредиторов воздействовать на реорганизацию юридического лица. Это связано с тем, в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не установлена необходимость предоставления документов об уведомлении кредиторов в регистрирующий орган.
Чтобы устранить проблему, кредиторам предоставляется возможность для обращения с иском в суд о признании реорганизации недействительной, если будут нарушены права в части не оповещения о реорганизации. Судебное оспаривание реорганизации или признание ее несостоявшейся также дает возможность требования досрочного исполнения обязательств. Арбитражная судебная практика также предусматривает для решения этой проблемы солидарную ответственность41.
На случай, когда разделительный баланс не предоставляет возможности для определения правопреемника, в п. 3 ст. 60 представлено правило о солидарной ответственности. Защитить права кредиторов могло бы правило о солидарной ответственности всех юридических лиц, как участвующих в процедуре, так и вновь образовавшихся42.
Информация о работе Пути совершенствования правого регулирования реорганизации юридических лиц