Работа по защите прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Современные представления о социально-правовой защите семьи проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. В контексте рассматриваемой темы семья изучается не только как социальный институт, но также и как объект социально-правовой защиты государства. Данный подход предполагает учет процессов удовлетворения базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и др

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава IТеоретическиеосновы. Защита прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения
1.1Анализ нормативно-правовых документов о защите прав семьи за рубежом и в России…………………………………………………………………………….5
1.2 Анализ научно-методической литературы о защите прав семьи………...….12
1.3Содержание, формы, методы работы с семьей по защите их прав……….....16
Глава IIРабота по защите прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждении
2.1 Цели и задачи практической работы .……………...…………………………24
2.2 Программа по социальной защите прав семьи…………………………….…36
Заключение…………………….…………………………….……………………...41
Библиографический список………………..……………..………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 205.62 Кб (Скачать файл)

1-е. Проконсультировать семью  в возможности получения раз-личных  пособий и социальных льгот, о  порядке их получения. Для этого  проконсультироваться, какие льготы  может получить многодетная семья.

2-е. Помочь увеличить доходы  семьи, помочь в заработке и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая  оказалась одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители нуждаются  в помощи педагога. Консультации можно проводить и индивидуальные, и групповые.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.

В своей деятельности по защите прав семьи социальный педагог руководствуется документами и литературой: конституцией и законами РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания, охраны здоровья. Трудовым законодательством, правилами и нормами труда, а так же уставом и локальными правовыми актами. Социальный педагог соблюдает конвенцию ООН о правах ребенка. Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Чем точнее определяется "диагноз социального заболевания" ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать ему социальный педагог. Наряду с изучением каждого ребенка, социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.

Другой задачей социального педагога является составление индивидуальной программы развития воспитанников, то есть он должен представить, каким должен быть выпускник детского учреждения, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с другими педагогами анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.Сложный воспитательный процесс в детском заведении требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности. Проблемы адаптации ребенка в коллективе, реабилитации детей девиантного поведения, их интеграции в общество, являются важными в деятельности социального педагога.

Социальная адаптация полагает успешное освоение детьми социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог, - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

Таким образом,сегодня же специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть должностным лицом военного ведомства, ведомства социальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, автором программ, социальным аналитиком, управляющим или работником агентства. Однако, главным образом, он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам семей.Работа с семьёй может также вестись в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства, службы.В своей деятельности по защите прав семьи социальный педагог руководствуется документами и литературой:  конституцией и законами РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания, охраны здоровья. Трудовым законодательством, правилами и нормами труда, а так же уставом и локальными правовыми актами. Социальный педагог соблюдает конвенцию ООН о правах ребенка

 

 

 

 

    1. Содержание, формы и методы работы с семьей по защите их прав

Как на федеральном, так и на региональном уровнях должна решаться задача по повышению эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и защиты семьи и детей. Для этого требуется дальнейшее укрепление материально-технической базы, повышение квалификации социальных работников, применение инновационных технологий по работе с различными категориями семьи и детей, что позволит повысить эффективность социальной работы с семьей, увеличить количество семей, охваченных социальной защитой, обеспечить расширение предоставляемых видов услуг и улучшит их качество.

Социальный работник при формировании социальной защиты семьи работает с каждой конкретной ситуацией семьи. При этом он оказывает превентивную помощь, направленную на предупреждение прогнозируемой неблагоприятной ситуации, связанной с низкой социальной защитой семьи и оперативную помощь, направленную на разрешение сложившейся неблагоприятной ситуацией, как для ребенка, так и для семьи в целом. В формировании социальной защиты семьи социальный работник использует индивидуальные и групповые формы работы.

Индивидуальные формы работы, такие как консультация, беседа и т.д., социальный работник использует во время патронажа семьи. Социальный работник в работе с семьей использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение[15], внушение, убеждение, художественные аналогии и т.д. Конечной целью консультационной работы является – актуализировать внутренние ресурсы семьи и социальной защиты, откорректировать отношение семьи к ребенку и наоборот.

Взаимодействие социального работника и семьей по формированию их социальной защиты является успешным, если между ними установлен диалог.  

Важные требования в связи с этим предъявляются к личностным качествам социального работника (эмпатия, гибкость, общительность, рефлексия, сотрудничество) и профессиональным (направленность на успех родителя семьи, склонность замечать в людях доброе и хорошее).Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

Цель работы социального педагога - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.[9, 22]Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей [12,67]Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.[4,177]

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. [4, 176 - 184]

Формы социально - педагогической помощи семье.

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и прочее.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинг.

Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, т.е. косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, которые препятствуют контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами семьи, и решение скрытых проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Методы работы социального педагога с родителями.

Идеалом, к которому стремится семья, все наше общество всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.С этих позиций и определяются основные задачи работы социального педагога с родителями:

-Систематическое разносторонние  педагогическое просвещение родителей, т.е. Ознакомление их как с основными  теоретическими знаниями, так и  с практикой работы с учащимися.

Привлечение  родителей к активному участию в учебно - воспитательном процессе. Формирование у родителей потребности к самообразованию.Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.Обеспечение правовой защиты ребенка в семье. При проведении  этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов — отсюда утрачивание семейных традиций, затруднение передачи  опыта  семейного воспитания; специфика влияния неполной семьи на ребенка;  дефицит общения родителей с детьми связи с большой занятостью родителей, продолжение учения молодых родителей; поглощение духовного интеллектуальных запасов так называемым «вещизмом». Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к  воспитанию -идейно — политические, трудовые , нравственные, эстетические, физические.Работа социального педагога с родителями  осуществляется  в двух направлениях:  с коллективом родителей и индивидуально. В  практике сложилась наиболее рациональные формы: общие и классные собрания родителей, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстового  материала. Родителей привлекают к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководить кружками, выступление перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведение внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.

   В 1992 г. Правительство  Российской Федерации принимает  постановление «О первоочередных  мерах по созданию государственной  системы социальной помощи семье», которое включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую  и педагогическую помощь. Это  постановление было направлено  на осуществление государственной  политики семьи и детей.  Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей.  Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей.   Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них - это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.   В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам. Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.   В медико-социальном центре оказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов семьи. Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину, мастерским.В центре психолога-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.

Информация о работе Работа по защите прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждении