Работа по защите прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Современные представления о социально-правовой защите семьи проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. В контексте рассматриваемой темы семья изучается не только как социальный институт, но также и как объект социально-правовой защиты государства. Данный подход предполагает учет процессов удовлетворения базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и др

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава IТеоретическиеосновы. Защита прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения
1.1Анализ нормативно-правовых документов о защите прав семьи за рубежом и в России…………………………………………………………………………….5
1.2 Анализ научно-методической литературы о защите прав семьи………...….12
1.3Содержание, формы, методы работы с семьей по защите их прав……….....16
Глава IIРабота по защите прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждении
2.1 Цели и задачи практической работы .……………...…………………………24
2.2 Программа по социальной защите прав семьи…………………………….…36
Заключение…………………….…………………………….……………………...41
Библиографический список………………..……………..………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 205.62 Кб (Скачать файл)

Итак, семья выступает в роли объекта социально-правовой защиты, а основным институтом данной защиты выступает государство, защищающее интересы, права и свободы семьи. В данном случае оно призвано выражать всеобщие общественные интересы. Свою непосредственную функцию оно выполняет с помощью разработки, принятия и применения на практике норм социально-правовой защиты. Речь идет о создании эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между семьей и государством; увеличении адресности социальной поддержки нуждающимся семьям (семьям с одним родителем, семьям, имеющим ребенка-инвалида); регулировании системы медицинского и социального обслуживания семей; разработке мер по повышению уровня жизни населения, путем усовершенствования политики занятости и политики доходов российских семей и о многом другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Индивидуальная  программа по социальной защите прав семьи

Цель программы: познакомить родителей с дошкольным учреждением, нормативными документами в вопросах защиты прав семьи

Задачи программы:Выявить роль социального работника в организации социальной защиты семьи, оказать помощь родителям в организации социальной защиты семьи.

Основные направления: социально-педагогическое, социально-правовое,  социально-профилактическое, информационно-профилактическое.

1. Создание информационной  корзины для родителей, где они  могут задать интересующий их  вопрос по поводу нарушения  их прав;

2. Выставка литературы  «Семейный Кодекс», «Конвенция о  правах ребенка», «Закон об образовании», «Типовое положение о дошкольном  образовательном учреждении», «Устав  ДОУ», «Декларация прав ребенка»;

3.  Анкетирование родителей. «Знаешь ли ты свои права».

4. Подведение итогов анкетирования.

5.  Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. Выявить если конкретные примеры в нарушении прав семьи.

6. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

7. Телефон доверия. В родители могут задать любые интересующие их вопросы, так и в письменном виде оставить записки в ящике для родителей «Обратная связь». Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

8. Проведение «Круглых  столов»; родительские собрания;  ознакомить родителей с нормативными документами по защите из прав. Круглый стол" с родителями. Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы.На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Основные функции в работе с семьей:

1. диагностическая (изучение  особенностей семей и степени  влияния микросреды);

2. прогностическая (моделирование  воспитывающей ситуации с учетом  диагностики семьи);

3. организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение  родителей, организация общения);

4. правозащитная (поддержка  семей в защите прав, свобод, социальных  гарантий);

5. предупредительно - профилактическая (профилактика девиантного поведения);

6. социально-бытовая (оказание  нуждающимся семьям материальной  помощи);

7. социально-психологическая (осуществление неотложной психологической  помощи);

8. организаторская (обеспечение  культурно - досуговой, спортивно-оздоровительной  деятельности, технического и художественного  творчества для семей).

9. Тематические консультации. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

10. Конференция с родителями. На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Семья сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощи специалистов по социальной работе. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы, т.е. все люди и организации, которые включены в процесс социальной работы. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и общественные объединения, фонды, органы местного самоуправления. Поэтому в условиях многообразия форм собственности, существенных различий в уровнях доходов граждан, усиливающейся имущественной дифференциации следует искать новые.

Изучение истории показало, что социальный педагог по работе с семьёй  - это представитель одной из групп социальных работников для оказания помощи и поддержки семье, ребёнку и организации культурно-воспитательной работы с детьми в микросоциуме в контексте эффективного процесса взаимодействия социального педагога и семьи. Социально-педагогическая работа с семьёй является важнейшим показателем и гарант.  Родители сотрудничали со специалистами, направляли свои желания и усилия навстречу эффективной организации процесса взаимодействия, были активны при оказании помощи своему ребёнку в решении его проблем в условиях семьи и школы, отмечалось значительное улучшение психического самочувствия, повышение адекватности поступков ребёнка, снижение уровня тревожности, агрессивности. Об эффективности разработанной модели деятельности социального педагога по организации процесса взаимодействия с семьёй свидетельствует сопоставительный анализ диагностических данных на разных этапах опытно-экспериментальной работы: создана высокая мотивация участия родителей в делах детского сада, повысилась оценка детского сада родителями, улучшается эмоционально-психологический климат семьи и учреждения, менее конфликтными становятся отношения. Просматриваются определённые тенденции, свидетельствующие о серьёзном отношении родителей к получению специальных знаний по вопросам защиты их прав, понять и принять их.

Основной результат заключается в изменении отношения родителей к защите своих прав, к социальной поддержке со стороны специалистов дошкольного учреждения: они стали более грамотными и личностно-ориентированными. Результаты курсовой работы убедительно свидетельствуют, что выход из современной кризисной ситуации обусловлен активизацией связей детского сада как социально-культурного учреждения с семьёй, являющейся одним из факторов социализации личности через посредничество и отлаженную систему взаимодействия социальных педагогов, внедрением технологии защиты семьи ребёнка, активностью деятельности культурно-образовательных учреждений по формированию педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума. Семья как социальный институт, в рамках которого происходит становление и дальнейшее развитие личности, в настоящее время претерпевает существенные изменения, имеющие негативные последствия. Преодолеть эти негативные изменения способна не просто система деятельности социального педагога, а именно отлаженная эффективная система социальных условий в организации процесса профессионального взаимодействия социального педагога и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семейное воспитание - это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерева, Л.В. Загик, С.В. Ковалева, Т.А. Марковой и многих других.

Проведенный системно-социологический анализ социально-правовой защиты семьи приводит к выводу о том, что события переломных исторических этапов России влияют на характер последней и развитие семейно-брачных отношений. В постреволюционный период в 19181930 гг. увеличилось количество незарегистрированных браков. В начале 90х годов XX столетия в России наблюдается такой же процесс. Отличие состоит в том, что в начале века причиной послужило "объявленное" Семейным Кодексом равноправие полов, а в 90е годы причина состояла в ломке политической и экономической сферы страны, повлиявшей на семейную общность. В 19301965 годы государство влияло на общественные взгляды в области семейно-брачных отношений путем осложнения процесса развода, путем идеологически насаждаемого мнения о таком социально недопустимом феномене как супружеская неверность и повторный брак, приближая тем самым образ советской семьи к восточному типу брачно-семейных отношений. В процессе социальных трансформаций семья вступила в определенное противоречие с обществом и с государством. Такое положение сохранится до тех пор, пока со стороны государства и общества не будет признан приоритет интересов семьи над иными социальными интересами, а личность не почувствует больших преимуществ в семейном образе жизни по сравнению с несемейным. Поэтому поддержка государства в подобных ситуациях является единственным и главным источником социально-правовой поддержки семьи.

Если государство создаст необходимые предпосылки для благополучного функционирования семьи, то с учетом этого личность с помощью семейно-брачных отношений сможет привести свои интересы в единство с интересами общества, а соответственно государство, в итоге, приобретет уверенность в стабильности и процветании нации и развитии российского общества. Ключевой особенностью становления социально-правовой защиты семьи в современной России в условиях модернизации социально-экономического положения изменение ценностных установок и массового сознания людей. Поэтому эффективное использование социо-культурных рычагов первично, а закрепление законодательно уже сформировавшихся в массах тех или иных социальных норм с учетом современных тенденций развития общественного сознания (если существует практика отказа от родившихся детей, значит, в обществе преобладают негативные тенденции, которые необходимо искоренять) вторично.

Исходя из того, что в основе системного подхода как методологии научного познания и социальной практики лежит рассмотрение объектов как целостных систем, следует ориентироваться на раскрытие всей совокупности структурных компонентов объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Использование данной методологию в работе позволило предпринять попытку систематизации мер социально-правовой защиты и раскрыть основные компоненты содержания социально-правовой защиты семьи как системы: социальные субъекты, институциональные элементы (службы и учреждения социально-правовой защиты), процессуально-нормативные (Конституция, Кодексы, Законы, Постановления и т.д.), духовноментальные (социально-правовые ценности, влияние общественности на формирование современных представлений о семье у молодежи)

Можно констатировать, что события переломных исторических этапов России, изменяющие характер и природу общественного строя, влияют на развитие семейно-брачных отношений, формирование законодательства и правоприменительной практики. Рассматривая содержание и основные приоритеты социально-правовой защиты семьи, важно учитывать, каким типам семьи, с точки зрения государства, необходима защита? В первую очередь, речь идет о том, что современная российская семья находится в процессе модернизации, что, собственно говоря, показывает анализ социально-экономического и правового положения семьи на всем протяжении XX века. Причем, на любом историческом отрезке институт семьи подвергался влиянию и изменению со стороны государства и общества. Современная модернизация ведет к изменению в массовом сознании и поведении, "когда на первый план выходит удовлетворение индивидуально-личностных потребностей отдельных представителей семейной общности в обход решения семейных задач".

Необходима передача инициативы в области социально-правовой защиты семьи негосударственным муниципальным образованиям (как предусматривалось в программе экономических реформ в 1992 году), которая должна существенно улучшить выполнение основных принципов семейной политики, в частности, принципов социального обслуживания: адресности, доступности, добровольности, гумашюсти, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненой ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.Стратегия социально-правовой поддержки семьи призвана ориентироваться на следующие приоритетные направления:разработка методов диагностики ресурсного потенциала семьи и его элементов;акцентирование внимания родителей на значимости этапа раннего детства ребенка в его жизни и в жизни семьи в целом;подготовка специалистов, владеющих методами исследования поля проблем современной молодой семьи с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности.

Необходимо учитывать ценностные ориентации при разработке современной социально-правовой защиты и основ семейной политики. Развиваясь, общество диктует свои правила вне зависимости от желаний правительства. По-настоящему грамотное социальное государство, разрабатывая семейную политику, призвано учитывать все тенденции развития общества, семейно-брачных отношений и изменения ценностных приоритетов, что является важнейшим компонентом, который нельзя не учитывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.  Богданова, Г.В. Права  и обязанности родителей и детей / Г.В. Богданова. - М.: Кн. сервис, 2006. –108 с;

2. Бурненская, Т.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /. Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр " Академия" , 2002. – 416с;

3. Василькова Ю.В. Методика  и опыт работы социального  педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр "Академия", 2006. –160 с;

4. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Профсоюзы и экономика. – 1995. – № 4.

5.  Вульфов В.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 2004. -23-29с;

5. Гуров В.Н. Социальная  работа школы с семьей. - М.: Пед. о-во России, -2002. –191с;

6. Дементьев И. Работа школы и группы риска // Воспитание школьников.-2006.,№3-.,43-47с;

7. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос.Думой 3 июля 1998г.: опубликован 24 июля 1998г.: ред. 17 декабря 2009г.]

8. Законы. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: федер. закон: [принят Гос. 20 ноября 2009г.: опубликован 2 декабря 2009г.: 1001300 Федер. целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы]

Информация о работе Работа по защите прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждении