Свобода и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:37, реферат

Краткое описание

Понятие свободы во все времена имело множество трактовок и употреблялось во множестве значений. Мы можем говорить о свободе слова, о свободе вероисповедания, о свободе выбора. Свободу можно связать со всеми человеческими ценностями, будь-то экономическая независимость, самоопределение национальности или выбор трудовой деятельности. Именно столь частое употребление слов “свобода”, “независимость” заставило теоретика-политолога Бернарда Крика сказать: “Концепция свободы имеет столь большое значение, что мы с трудом можем ее сколь-либо точно сформулировать, пытаясь привязать к ней все общечеловеческие ценности”.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 72.09 Кб (Скачать файл)

политических  структур и отношений между ними - государства и общества,

правительства и масс и т.п. Цивилизованное человечество ориентировано на

координацию их отношений, на превращение этих отношений  по возможности

в организованные и бесконфликтные. Функции политической В.

обозначены  ее определением: это формирование политической системы 

общества, организация  его политической жизни, политических отношений,

которые включают отношения между государством и  обществом,

общественными группами, классами, ассоциациями, политическими 

институтами, аппаратами и органами государственного управления,

партиями, гражданами и т.д., управление делами общества и  государства

на разных уровнях; руководство органами В. и  политическими, а 

также неполитическими  процессами; контроль политических и  иных

отношений и в конечном счете - создание определенного, характерного

для того или  иного общества типа правления, политического  режима и 

государственного  строя (монархического, республиканского), открытого 

или закрытого, замкнутого, отгороженного от государств (автаркического)

общества, присущей данному государству политической системы,

соответствующих ей политических отношений и др. политических

характеристик общества. Анализ видов, форм и методов  В.

позволяет построить  ее научную классификацию (типологию  В.), которая

весьма важна для оценки облика В., ее роли в обществе, ее

функционирования  и перспектив. В. разных типов различается  по ряду

взаимосвязанных и пересекающихся признаков: 1) (институционные

организованные в форме различных учреждений со структурами

руководящих и подчиненных уровней, иерархией  отношений распоряжения

- подчинения) и неинституционные (неформализованные, без четко

выраженных  руководящих и исполняющих звеньев) - В. в политических

ассоциациях, лидерство в неформальных группах и т.п. типы; 2)

(по области  функционирования различаются политические  и 

неполитические  В., которые, в основном все так или иначе связаны с

политикой происхождения, общими организационными принципами

и функциями (экономические, правовые, идеологические и др. В., В. в

родственных и личных отношениях, в кланах, корпорациях и т.п.); 3)

(по области  и объему прерогатив различаются  государственная,

ассоциативная (партийная, групповая, В. местной администрации  и т.д.),

В. государства  во внешнеполитических отношениях, международная В.

всемирных организаций, союзов, блоков стран и интегрированных 

государственных сообществ; 4) по субъекту В. -парламентская,

правительственная, судебная, личная (монархическая - королевская,

царская и  т.п., президентская), коллективная (партийная,

коллегиальная В. руководящих групп, клановая, народная, классовая,

В. т.н. правящих сил и т.д.); 5) по структуре правящего  субъекта -

единоличная, единоначальная (монархическая, самодержавная,

диктаторская, директорская и пр.) и полиархическая, образованная

группой - олигархией (тип группового самовластия) ;6) по применяемым

методам различаются  В. как господство, насилие, принуждение 

других видов, убеждение, авторитет (наиболее развитая, престижная

и легитимная форма В., привлекающая своими нравственными  нормами,

служением обществу, побуждающая следовать ее идеям и принципам),

харизматическая В., эмоционально насыщенная, волевая, интуитивно, но

верно отражающая массовые общественные настроения и запросы; 7) по

социально-политической природе и структурной организации  носителя В.

-монархическая, республиканская; 8) по режиму правления -

демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная,

бюрократическая и пр.; 9) по социальному типу - феодальная, буржуазная и

т.д. В. организуется и функционирует в обществе на нескольких

взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях: макроуровне высших

центральных политических институтов, высших государственных

учреждений  и организаций, руководящих органов  политических партий

и ведущих  общественных организаций; среднем (или  промежуточном)

уровне ("мезоуровне" в западной политической терминологии),

который образуют аппараты и учреждения т.н. среднего звена и местные

административные В. регионального, областного и районного масштабов

(различные  ведомства, агентства, комиссии, советы, префектуры и т.п.

учреждения) и микроуровне отношений между  людьми, малыми группами

и внутри них, которые образуют общую ткань  политических отношений,

настроений, движений в обществе и сферу его  политического и

общественного самоуправления. Средний уровень  В. связывает два других

системой  органов управления, через него проходят конкретные решения

высших инстанций  В. и ответные реакции общества на них. Этот

уровень концентрирует  основную часть политических должностных  лиц 

и основные кадры политического управления (бюрократии).

 

ГОСУДАРСТВО - основной институт политической системы  общества,

организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и

отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Г.

представляет  собой центральный институт власти в обществе и

концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в

теоретическом, и в обыденном сознании, и в  действительности все три

явления - Г., власть и политика вполне естественно  отождествляются. В

политической  философии и в политической науке  вплоть до конца XIX в. по

этой причине  понятия Г. и политики не различались. Понимание Г. реально

представляет  собой одну из наиболее сложных задач  политической

мысли. Теория Г. охватывает три группы генетических и функциональных

проблем, связанных  с триединой основой происхождения, формирования и

существования Г.: (1) общественной, (2) классовой и (3)

политико-правовой и организационно-структурной основой  государственной

деятельности ("государственным формализмом", по выражению Гегеля, т.е. с

Г. как политической формой). В зависимости от акцента на одной из

этих основ  сложились три различных подхода  к исследованию Г.: (1)

политико-философский и политико-научный, идущий от античной

традиции, сохранившийся  и развивающийся по сей день, при  котором Г.

рассматривается как средство решения "общих дел" (Республика) и

регулирования отношений правителей (власти) и  народа (общества), а

также как  средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и 

человека (Аристотель); (2) классовый как порождение разделения

общества  на классы и орудие классовой борьбы, согласно марксистской

традиции: "Государство  есть машина для угнетения одного класса другим,

машина, чтобы  держать в повиновении одному классу прочие подчиненные 

классы" (В.И.Ленин. ПСС. Т.39. С. 75) и определению Ф.Энгельсом Г. как

"...государства  самого могущественного, экономически  господствующего

класса, который  при помощи государства становится также политически

господствующим  классом и приобретает таким образом новые средства для

подавления  и эксплуатации угнетенного класса" (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.

Т.21. С. 171); (3) правовой и организационно-структурный - как

"юридическое  Г.", источник права и закона, организующее жизнь общества 

и деятельность самого Г. и его структур в системе  политических и

общественных  отношений. Т.обр., выделяются три ряда политических

отношений, которые охватывает Г., и три его  основные функции:

организационная, управляющая, преследующая общие цели - сохранения и

жизнедеятельности, достижения "общего блага", единства,

установления  порядка, регулирования взаимоотношений  Г. и народа,

нации, этноса (почему Т.Гоббс и назвал Г. "естественным телом", или

"природным  телом"); специфическая функция  господства и подавления, и

в этом смысле Г. выступает не только как средство борьбы и усмирения, но

и как источник конфликтов в отношениях между классами и Г. и 

классами; и  не менее специфическая функция "юридического Г." -

создавать правовую систему и управлять ею, регулировать работу

государственного  аппарата и отношения Г. и общества со всеми

присущими ему  общественными отношениями (социальными,

экономическими, правовыми и пр.). При определении  сущности Г. и 

в соответствии с целью исследования неизбежными  становятся тенденции:

либо крен в сторону универсальных закономерностей, либо сведение

проблемы  к классовым проблемам и базисно-надстроечным категориям

(см. "Политика  и экономика"), либо уклон в  сторону "политического

юридизма", к правовой технике организации власти. Поскольку, однако,

эти подходы  не исключают друг друга и ведут  лишь к пониманию разных

аспектов  такого сложного образования, как Г., их сочетание оказывается

наиболее  плодотворным. Синтез различных представлений  о Г.

позволяет разрешить  многие проблемы -соотношение Г., политической

системы и  общества, а значит, и проблемы единства Г. и общества,

правящих  сил, происхождения Г., условий и  направления его развития и 

т.д., в частности, важнейший вопрос о границах распространения  Г. в

общественном  пространстве страны, т.е., совпадают ли Г. и общество и

составляют  одно целое, в котором возможно единство и Г. охватывает

всю совокупность общественных отношений, для чего служат созданные

им системы  идеологических, политических, правовых отношений,

аппараты  контроля, органы пресечения, административные структуры и

т.д. Г. тогда  унитарно, т.е. единообразно, когда оно  объединяет и

унифицирует общество. В этом смысле и употребляется  понятие "российское

(или британское, французское и т.п.) государство", т.е. власть, страна и

народ, их владения, территория и ее границы. В крайних  случаях

возникают основания  для отождествления и собственности  общества и Г.

в пользу последнего. Это, в частности, проблема средневекового и

позднефеодального (абсолютистского или самодержавного) Г., в котором

объединялось  его двойное владение - властью  над политическим

пространством страны и над ее хозяйством (imperium и dominium). Это

проблема  и социалистического общества, которому так и не удалось 

реально разграничить единую по существу общественную (общенародную)

и государственную  собственность. Другое решение этого  вопроса -

признание Г. центром политической системы, институтом власти,

распространяющейся на общество и включенной в него в качестве особого

социального института - политического класса (или  общины), но не

поглощающей общество. Тогда возможен анализ отношений власти,

получившей  структуру и форму Г., и общества, способного (при

необходимых условиях) сплотиться в сообщество, т.е. определенное

единство, народ. Суверенной становится не унитарная  структура "Г. -

общество", а каждая из двух сторон - Г. и общество. Единство такой,

двусторонней (биполярной) структуры зиждется на равноправных, договорных

Информация о работе Свобода и власть