Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:37, реферат
Понятие свободы во все времена имело множество трактовок и употреблялось во множестве значений. Мы можем говорить о свободе слова, о свободе вероисповедания, о свободе выбора. Свободу можно связать со всеми человеческими ценностями, будь-то экономическая независимость, самоопределение национальности или выбор трудовой деятельности. Именно столь частое употребление слов “свобода”, “независимость” заставило теоретика-политолога Бернарда Крика сказать: “Концепция свободы имеет столь большое значение, что мы с трудом можем ее сколь-либо точно сформулировать, пытаясь привязать к ней все общечеловеческие ценности”.
политических структур и отношений между ними - государства и общества,
правительства и масс и т.п. Цивилизованное человечество ориентировано на
координацию их отношений, на превращение этих отношений по возможности
в организованные и бесконфликтные. Функции политической В.
обозначены ее определением: это формирование политической системы
общества, организация его политической жизни, политических отношений,
которые включают отношения между государством и обществом,
общественными группами, классами, ассоциациями, политическими
институтами, аппаратами и органами государственного управления,
партиями, гражданами и т.д., управление делами общества и государства
на разных уровнях; руководство органами В. и политическими, а
также неполитическими процессами; контроль политических и иных
отношений и в конечном счете - создание определенного, характерного
для того или иного общества типа правления, политического режима и
государственного строя (монархического, республиканского), открытого
или закрытого, замкнутого, отгороженного от государств (автаркического)
общества, присущей
данному государству
соответствующих ей политических отношений и др. политических
характеристик общества. Анализ видов, форм и методов В.
позволяет построить ее научную классификацию (типологию В.), которая
весьма важна для оценки облика В., ее роли в обществе, ее
функционирования и перспектив. В. разных типов различается по ряду
взаимосвязанных и пересекающихся признаков: 1) (институционные
организованные в форме различных учреждений со структурами
руководящих и подчиненных уровней, иерархией отношений распоряжения
- подчинения) и неинституционные (неформализованные, без четко
выраженных
руководящих и исполняющих
ассоциациях, лидерство в неформальных группах и т.п. типы; 2)
(по области
функционирования различаются
неполитические В., которые, в основном все так или иначе связаны с
политикой происхождения, общими организационными принципами
и функциями (экономические, правовые, идеологические и др. В., В. в
родственных и личных отношениях, в кланах, корпорациях и т.п.); 3)
(по области
и объему прерогатив
ассоциативная (партийная, групповая, В. местной администрации и т.д.),
В. государства во внешнеполитических отношениях, международная В.
всемирных организаций, союзов, блоков стран и интегрированных
государственных сообществ; 4) по субъекту В. -парламентская,
правительственная, судебная, личная (монархическая - королевская,
царская и т.п., президентская), коллективная (партийная,
коллегиальная В. руководящих групп, клановая, народная, классовая,
В. т.н. правящих сил и т.д.); 5) по структуре правящего субъекта -
единоличная, единоначальная (монархическая, самодержавная,
диктаторская, директорская и пр.) и полиархическая, образованная
группой - олигархией (тип группового самовластия) ;6) по применяемым
методам различаются В. как господство, насилие, принуждение
других видов, убеждение, авторитет (наиболее развитая, престижная
и легитимная форма В., привлекающая своими нравственными нормами,
служением обществу, побуждающая следовать ее идеям и принципам),
харизматическая В., эмоционально насыщенная, волевая, интуитивно, но
верно отражающая массовые общественные настроения и запросы; 7) по
социально-политической
природе и структурной
-монархическая, республиканская; 8) по режиму правления -
демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная,
бюрократическая и пр.; 9) по социальному типу - феодальная, буржуазная и
т.д. В. организуется и функционирует в обществе на нескольких
взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях: макроуровне высших
центральных политических институтов, высших государственных
учреждений и организаций, руководящих органов политических партий
и ведущих общественных организаций; среднем (или промежуточном)
уровне ("мезоуровне" в западной политической терминологии),
который образуют аппараты и учреждения т.н. среднего звена и местные
административные В. регионального, областного и районного масштабов
(различные
ведомства, агентства,
учреждения) и микроуровне отношений между людьми, малыми группами
и внутри них, которые образуют общую ткань политических отношений,
настроений, движений в обществе и сферу его политического и
общественного самоуправления. Средний уровень В. связывает два других
системой органов управления, через него проходят конкретные решения
высших инстанций В. и ответные реакции общества на них. Этот
уровень концентрирует основную часть политических должностных лиц
и основные кадры политического управления (бюрократии).
ГОСУДАРСТВО - основной институт политической системы общества,
организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и
отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Г.
представляет собой центральный институт власти в обществе и
концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в
теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три
явления - Г., власть и политика вполне естественно отождествляются. В
политической философии и в политической науке вплоть до конца XIX в. по
этой причине понятия Г. и политики не различались. Понимание Г. реально
представляет собой одну из наиболее сложных задач политической
мысли. Теория Г. охватывает три группы генетических и функциональных
проблем, связанных
с триединой основой
существования Г.: (1) общественной, (2) классовой и (3)
политико-правовой
и организационно-структурной
деятельности
("государственным формализмом"
Г. как политической формой). В зависимости от акцента на одной из
этих основ
сложились три различных
политико-философский и политико-научный, идущий от античной
традиции, сохранившийся и развивающийся по сей день, при котором Г.
рассматривается как средство решения "общих дел" (Республика) и
регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а
также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и
человека (Аристотель); (2) классовый как порождение разделения
общества на классы и орудие классовой борьбы, согласно марксистской
традиции: "Государство есть машина для угнетения одного класса другим,
машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные
классы" (В.И.Ленин. ПСС. Т.39. С. 75) и определению Ф.Энгельсом Г. как
"...государства
самого могущественного,
класса, который при помощи государства становится также политически
господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для
подавления и эксплуатации угнетенного класса" (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.
Т.21. С. 171); (3) правовой и организационно-структурный - как
"юридическое Г.", источник права и закона, организующее жизнь общества
и деятельность самого Г. и его структур в системе политических и
общественных отношений. Т.обр., выделяются три ряда политических
отношений, которые охватывает Г., и три его основные функции:
организационная, управляющая, преследующая общие цели - сохранения и
жизнедеятельности, достижения "общего блага", единства,
установления порядка, регулирования взаимоотношений Г. и народа,
нации, этноса (почему Т.Гоббс и назвал Г. "естественным телом", или
"природным телом"); специфическая функция господства и подавления, и
в этом смысле Г. выступает не только как средство борьбы и усмирения, но
и как источник конфликтов в отношениях между классами и Г. и
классами; и не менее специфическая функция "юридического Г." -
создавать правовую систему и управлять ею, регулировать работу
государственного аппарата и отношения Г. и общества со всеми
присущими ему общественными отношениями (социальными,
экономическими, правовыми и пр.). При определении сущности Г. и
в соответствии с целью исследования неизбежными становятся тенденции:
либо крен
в сторону универсальных
проблемы
к классовым проблемам и
(см. "Политика и экономика"), либо уклон в сторону "политического
юридизма", к правовой технике организации власти. Поскольку, однако,
эти подходы не исключают друг друга и ведут лишь к пониманию разных
аспектов такого сложного образования, как Г., их сочетание оказывается
наиболее плодотворным. Синтез различных представлений о Г.
позволяет разрешить многие проблемы -соотношение Г., политической
системы и общества, а значит, и проблемы единства Г. и общества,
правящих сил, происхождения Г., условий и направления его развития и
т.д., в частности, важнейший вопрос о границах распространения Г. в
общественном пространстве страны, т.е., совпадают ли Г. и общество и
составляют одно целое, в котором возможно единство и Г. охватывает
всю совокупность общественных отношений, для чего служат созданные
им системы идеологических, политических, правовых отношений,
аппараты контроля, органы пресечения, административные структуры и
т.д. Г. тогда унитарно, т.е. единообразно, когда оно объединяет и
унифицирует общество. В этом смысле и употребляется понятие "российское
(или британское, французское и т.п.) государство", т.е. власть, страна и
народ, их владения, территория и ее границы. В крайних случаях
возникают основания для отождествления и собственности общества и Г.
в пользу последнего. Это, в частности, проблема средневекового и
позднефеодального
(абсолютистского или
объединялось его двойное владение - властью над политическим
пространством страны и над ее хозяйством (imperium и dominium). Это
проблема и социалистического общества, которому так и не удалось
реально разграничить единую по существу общественную (общенародную)
и государственную собственность. Другое решение этого вопроса -
признание Г. центром политической системы, институтом власти,
распространяющейся на общество и включенной в него в качестве особого
социального института - политического класса (или общины), но не
поглощающей общество. Тогда возможен анализ отношений власти,
получившей структуру и форму Г., и общества, способного (при
необходимых условиях) сплотиться в сообщество, т.е. определенное
единство, народ. Суверенной становится не унитарная структура "Г. -
общество", а каждая из двух сторон - Г. и общество. Единство такой,
двусторонней (биполярной) структуры зиждется на равноправных, договорных