Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:18, курсовая работа
"Слово не воробей - вылетит, не поймаешь", - гласит русская пословица. Ну, а если это "слово" на самом деле - научная идея, ключ к завоеванию рынка или вообще любая концепция?
Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы, независимо, была ли эта собственность материализована.
Научно-техническая революция заставила обратить внимание на "невидимую руку"прогресса человечества. Интеллект превращается в материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения.
Введение………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Становление системы источников авторского права………4
1.1. Историческое развитие системы источников авторского права…….4
1.2. Современное состояние авторского права……………………………7
Глава 2.Система источников авторского права………………………15
2.1. Характеристика источников авторского права……………………....15
2.2 Международно-правовые и иные источники авторского права……..23
Заключение…………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………….28
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Система источников авторского права РФ.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Становление системы источников авторского права………4
1.1. Историческое развитие системы источников авторского права…….4
1.2. Современное состояние авторского права……………………………7
Глава 2.Система источников авторского права………………………15
2.1. Характеристика источников авторского права……………………....15
2.2 Международно-правовые и иные источники авторского права……..23
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………
Введение
Интеллектуальная собственность - очень тонкая материя. Идеи витают в воздухе.
"Слово не воробей - вылетит, не поймаешь", - гласит русская пословица. Ну, а если это "слово" на самом деле - научная идея, ключ к завоеванию рынка или вообще любая концепция?
Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы, независимо, была ли эта собственность материализована.
Научно-техническая революция заставила обратить внимание на "невидимую руку"прогресса человечества. Интеллект превращается в материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения.
Личные неимущественные права, согласно российскому законодательству, не отчуждаемы и, следовательно, не обратимы. Вместе с тем нельзя сказать, что они не имеют ценности. Например, право на имя может иметь вполне реальную ценность, как для автора, так и для работодателя, который охотно бы выкупил у автора право на имя, будь такая возможность предусмотрена законодательством. Поскольку законодательство такую возможность не предусматривает, работодатель вынужден искать более хитрые приемы, позволяющие обеспечить такое использование автором своего права на имя и других личных неимущественных прав, которые выгодны работодателю. При этом автор получает соответствующую компенсацию. Иначе говоря, даже личным неимущественным правам можно предать определенную оборотоспособность. В договорах, на основании которых происходит передача прав интеллектуальной собственности, обязательно отражается оценка передаваемых прав и порядок расчетов между сторонами.
Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое
использование их обществом.
Глава 1. Становление системы источников авторского права
1.1. Историческое развитие системы источников авторского права
С древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось достаточно давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.). Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты.
Первый "авторский" закон появился в 1710 г. в Англии. Он известен под названием "Статут королевы Анны". Законом был закреплен один из важнейших принципов авторского права - принцип "копирайт", предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования, а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора.
Во Франции в Декрете Учредительного
собрания 1789 г. было провозглашено: "Все,
что автор открывает для публики, становится
общественной собственностью". Однако
чуть позже были приняты два закона (1791
и 1793 гг.), которые впервые в истории гарантировали
защиту всех форм творчества (литературного,
драматического, музыкального, изобразительного)
при воспроизведении всеми известными
тогда методами.
Вслед за Англией и Францией
положения авторского права были восприняты
и другими европейскими странами.
В 1886 г. была принята Бернская конвенция об
охране литературных и художественных
произведений, а затем и другие международные
договоры (конвенции), регулирующие сферу
интеллектуальной собственности.
В XIX в. французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.), ст. 27 которой гласит: "Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является".
В 1936 г. Австрия и в 1941 г. Италия
предоставили исполнителям и производителям
звукозаписи смежные права. Поскольку
уже тогда была очевидна непосредственная взаимосвязь
прав исполнителей, производителей фонограмм
и вещателей, была высказана идея об объединении
их в одном институте. Эта идея нашла свое
отражение в Международной конвенции
об охране интересов артистов-исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных
организаций (Римская конвенция), заключенной
в 1961 г.
Становление и развитие авторского
права в России отличаются определенными
особенностями.
В России авторское право появилось лишь в 1828 г. Изначально права авторов результатов творческой деятельности в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу.
Поскольку на всем протяжении истории в России господствовала цензура, не удивительно, что именно царский Устав о цензуре и печати, утвержденный 22 апреля 1828 г., содержал отдельную главу "О сочинителях и издателях книг". Эта глава включала в себя 5 статей и дополнялась Положением о правах сочинителей, которое было приложением к Цензурному уставу.
В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах
сочинителей, переводчиков и издателей,
которое значительно дополнило правила
1828 г., решив вопросы об охране статей в
журналах, частных писем, хрестоматий
и т.д.
Далее положения авторского
права были закреплены в 1845 г. в Правилах
о музыкальной собственности, в 1846 г. -
в Положении о художественной собственности.
В 70-е годы XIX века в России началось
формирование системы авторских обществ
- 29 ноября 1870 г. было учреждено "Собрание
русских драматических писателей".
К концу XIX века стало очевидно, что
законодательное закрепление отдельных
правил, касающихся авторского права,
не отвечает потребностям времени. Поэтому
с 1887 года все нормы авторского права были
объединены в Своде законов Российской
империи, а 20 марта 1911 года был принят Закон
Российской империи, который назывался
"Положение об авторском праве".
Закон действовал вплоть до
его отмены в 1917 г., когда был принят целый
ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых
были направлены на установление государственной
монополии на произведения науки, литературы
и искусства. Так, например, Декрет ЦИК
от 29 декабря 1917 г. "О государственном
издательстве" закрепил право объявлять
государственную монополию сроком не
более чем на пять лет на сочинения, подлежащие
изданию.
В 1961 г. Законом СССР от 8 декабря 1961 г. "Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Авторскому праву был посвящен раздел IV.
Срок действия авторского права
составлял 15 лет после смерти автора. Этот
срок был увеличен до 25 лет в связи с тем,
что в 1973 г. Советский Союз стал участником
Всемирной (Женевской) конвенции об авторском
праве 1952 г. (пересмотрена в Париже 24
июля 1971 г.).
С 3 августа 1992 г. были введены
в действие Основы гражданского законодательства
Союза ССР и республик 1991 г. (утверждены
ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-1), которые впервые
признали смежные права. До этого времени
смежные права законодательством не охранялись.
В соответствии с Основами они включались
в понятие авторского права.
Спустя год, 3 августа 1993 г., раздел
IV Основ, посвященный авторскому праву,
был признан недействующим в связи с принятием
Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском
праве и смежных правах" ( далее - ЗоАП).
Вступление в силу ЗоАП и Закона РФ "О
правовой охране программ для электронных
вычислительных машин и баз данных"
от 23 сентября 1992 года N 3523-1 стало новым
этапом в развитии российского авторского
права.
Кроме того, все большую остроту
стали приобретать вопросы международной
охраны авторских и смежных прав. С 9 марта
1995 г. Россия присоединилась к Всемирной
конвенции об авторском праве и к Бернской
конвенции об охране литературных и художественных
произведений от 24 июля 1971 года - с 13 марта
1995 г. Поэтому нормы авторского права должны
были соответствовать Бернской и Всемирной
(Женевской) конвенциям (Всемирная конвенция
об авторском праве от 6 сентября 1952 г.
(пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.), Конвенции
по охране интересов производителей фонограмм
от незаконного воспроизводства их фонограмм
от 29 октября 1971 г.
Все это подчеркивало важность
масштабной кодификации всего законодательства
в сфере интеллектуальной собственности и делало очевидной
необходимость приведения его в соответствие
с теми международными договорами, участником
которых Россия является в настоящее время
и может стать в ближайшем будущем.
Решить указанные вопросы призвана
часть четвертая Гражданского кодекса
РФ, которая регламентирует права на результаты
интеллектуальной деятельности и приравненные
к ним средства индивидуализации юридических
лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
1.2. Современное состояние авторского права
Современный ритм жизни, многообразие и сложность общественных отношений свидетельствует о том, что законодательство не всегда «успевает» за веяниями и тенденциями этих отношений. Необходимо признать, что Российская Федерация в настоящий момент все еще находится в числе государств, где такие понятия, как «интеллектуальная собственность», «авторские права» «вознаграждение за использование результата интеллектуальной деятельности», «исключительное право на объекты интеллектуальной собственности», «авторский договор», знакомы лишь сотрудникам компетентных государственных органов, юристам и собственно авторам произведений. В России до сих пор должным образом не защищаются права и законные интересы авторов и правообладателей, несмотря на участие в международных соглашениях и конвенциях, а также введение с 1 января 2008 г. четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В научной литературе справедливо отмечается, что «внешними последствиями» этого процесса стали возникновение некоторой напряженности в межгосударственных отношениях в сфере защиты авторских прав, снижение международного авторитета России, невозможность полноправного участия в работе ряда международных органов и организаций. Однако здесь кроется еще и «внутренний» аспект проблемы защиты авторских прав. На сегодняшний день проблема участия в гражданском обороте объектов авторских прав приобретает особую значимость с связи со сложностью судебного доказывания, динамичностью и относительной «новизной» правоотношений в сфере авторства. Безусловным достоинством нового законодательства об интеллектуальной собственности стало приведение его в соответствие как с нормами международными права, так и некоторыми актами Европейского союза, что требуется, в частности, при вступлении во Всемирную торговую организацию. Н.В. Щербак отмечает, что в законодательстве некоторых стран мира в сфере охраны и защиты авторских прав делается акцент не столько на творческом, оригинальном результате интеллектуальной деятельности, сколько на творческом «процессе» создания такого результата. К примеру, европейское авторское право защищает сам объект авторского права и те интеллектуальные и финансовые инвестиции, которые были вложены в его создание [10].
Вместе с тем фактом является то обстоятельство, что в России пока еще в недостаточной мере ведется борьба с преступными нарушениями прав интеллектуальной собственности. Прежде борьба с нарушителями авторских, смежных, изобретательских и патентных прав в гражданско-правовом и административном порядке велась в стране довольно вяло. Четвертая часть ГК РФ является первой попыткой отечественного законодателя комплексно защитить права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, в том числе на наиболее нам интересные объекты – объекты авторских прав [2].
Итак, определим, что же по российскому законодательству включает в себя понятие «авторское право». Согласно ст. 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. К «интеллектуальным правам» в соответствии со ст. 1226 ГК РФ относятся:
Автору произведения в предусмотренных Кодексом случаях принадлежат также: исключительное право на произведение; право авторства и право автора на имя (ст. 1265 ГК РФ); право на неприкосновенность произведения и защиту его от искажений (ст. 1266); право на обнародование произведения (cт. 1268), право на отзыв (ст. 1269). «Автором результата интеллектуальной деятельности» считается гражданин, творческим трудом которого создан этот результат (п. 1 ст. 1228). Однако понятий «творческий труд», «творческая деятельность» в ГК РФ нет и, хотя научное сообщество давно говорит о необходимости введения этих терминов в законодательство, до сих пор соответствующие изменения не внесены. Как отмечает помощник судьи Псковского городского суда Н.С. Захарова, отсутствие в ГК РФ «расшифровок» таких важных категорий, как «творчество», «произведение», «форма произведения», при рассмотрении споров приводит к возникновению сложностей в практическом применении норм Гражданского кодекса или к отказу в удовлетворении иска. Указанный недостаток законодательства в таких случаях устраняется Верховным судом РФ, который в своих определениях дает соответствующие разъяснения и рекомендации. [4]
В части IV ГК РФ основные нормы, относящиеся к защите авторских прав, размещены в гл. 69 «Общие положения», где перечислены способы защиты с их распределением по основаниям применения: способы, предназначенные для защиты личных неимущественных прав и исключительных прав. В ГК РФ нет четкого разделения авторских прав на личные неимущественные и имущественные, поэтому при выборе способа защиты приходится руководствоваться главой 70 ГК РФ и общими положениями по защите нарушенных прав. В частности, это способы защиты, носящие универсальный характер и перечисленные в ст. 12 ГК РФ. При этом не последнюю роль в деле защиты авторских прав играют комментарии гражданского законодательства и обзоры практики Верховного суда Российской Федерации.