Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 14:25, курсовая работа
Кажется, что совсем недавно понятие «авторское право» затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. В основном писателей, композиторов, художников, издателей. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Всё более активными «потребителями» произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и другое. Быстро развивается техника репродуцирования произведений.
Теперь уже сотни тысяч людей во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского
Таким образом, Основы авторского права и Закон РСФСР « Об авторскм праве» вполне отвечали духу своего времени. Юридико-технические качества основ 1928 г. были достаточно высоки: не случайно многие их правила были перенесены практически без изменений в последующее законодательство.
В начале 60-х годов в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства было решено включить законодательство об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик и в гражданские кодексы союзных республик. В 1973 г., когда СССР стал участником Всемирной (Женевской) конференции об авторском праве 1952 г., в советском законодательстве было впервые закреплено право автора на перевод произведения, до 25 лет возрос срок действия авторского права после смерти автора и т. д. Был разработан раздел «Авторское право» Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным советом СССР 31 мая 1991 года [4].
Основы
гражданского законодательства 1991 года
исключили свободное
Основы гражданского законодательства 1991 года должны были вступить в действие с 1 января 1992 года, однако в связи с распадом СССР, окончательно оформившемся в декабре 1991 года, этого не произошло. В РФ Основы гражданского законодательства вступили в силу 3 августа1992 года.
Параллельно развернулась работа по подготовке специальных законодательных актов, посвященных регулированию авторских правоотношений. Авторское право, уже не представляло собой разрозненную совокупность действующих на определенный момент времени нормативных актов, а являлось сложной и целостной системой. Центральное место здесь занимал Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 августа 1993 г., который был отменен в 2008 году.
Данный Закон характеризовлся преобладанием норм, рассчитанных на прямое применение. Что же касается отношений, связанных со смежными правами, то их развернутое правовое регулирование вообще давалось впервые в истории российского законодательства. Сейчас авторские отношения и отношения субъектов авторского права регулируются 4 частью Гражданского кодекса РФ. (например, ч. 1 ст. 150 о признании права авторства нематериальным благом; ч. 2 ст. 1060 об использовании произведений науки, литературы и искусства, удостоенных наград на публичном конкурсе).
А
самые грозные и эффективные способы защиты
интеллектуальной собственности предложил
вступивший в силу с 1 января 1997 г. новый
Уголовный кодекс - угроза штрафа до двухсот
тысяч рублей или арестом на срок от трех
до шести месяцев, либо лишением свободы
на срок до шести лет [3, с.71], заставил отечественных
пиратов, похищавших почти открыто результаты
творчества по всему миру, если и не полностью
свернуть свою деятельность, то по крайней
мере уйти в глубокое подполье, опасаясь
наказания, как со стороны закона, так
и от более сильных конкурентов-легалов.
1.2 Государственная политика в области авторского права
Осуществление
правового регулирования,
«Закон есть ... общее обещание государства, где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением», - считали римские юристы, а философ Джон Локк писал: «Свобода людей, находящихся под властью государства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, единое для каждого члена общества и установленное государственной властью, созданной в нем; это - свобода следовать своим собственным желаниям во всех случаях, когда реализация этих желаний не приводит к нарушению закона, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека».
Современное право принципиально воздерживается от вмешательства во внутреннюю жизнь личности так же, как и от вторжения в сферу интимных отношений между людьми: «право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным. Пока мысль не выражена, она для права просто не существует. Нельзя заставить человека мыслить, творить. Можно лишь создать такие условия, чтобы возникла возможность мышления, творчества. Без определенных условий такая возможность появиться не может. Но сам процесс творчества всегда остается за пределами действия правовых норм. "Право бессильно устанавливать границы в духовном производстве», - писал Гегель.
Но как только результат творчества приобретает объективную форму,
вступают в действие нормы права, обеспечивающие общественное признание этого результата, устанавливающие правовой режим соответствующего объекта и охрану прав и законных интересов его творца.
Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.
Так, обязательным основанием для предоставления авторско-правовой охраны является внешнее выражение замысла автора в той или
иной объективной форме. При этом не имеет значения, зафиксированы ли идея, образ, мысль на материальном носителе или просто оглашены в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. До тех пор, пока замысел автора не стал доступен для восприятия других людей, объекта охраны просто не существует.
Именно объективно выраженный результат интеллектуальной деятельности может участвовать в экономическом обороте, становиться товаром, функционировать на рынке. Такой объект должен и может быть защищен государством, обществом, правом.
Авторское право в своей основе является юридическим выражением
осознания государством важности сохранения культуры для развития общества. Поддержка и защита творчества, охрана результатов интеллектуальной деятельности непосредственно связаны с защитой свободы личности, прав человека. Однако необходимо учитывать двойственную реальность, характерную для авторского права, - не только культурную (духовную), но и экономическую.
Необходимо считаться не только с моральными соображениями, но и политическими факторами, социальными проблемами, смотреть на каждое явление не только с юридической стороны, воспринимать действительность такой, какова она есть, а не такой, какова она могла бы быть.
Для современности характерно не только усиление защиты личных неимущественных (моральных) авторских прав, но и одновременно дальнейшая "коммерциализация" имущественных (экономических)
прав.
Способствуя созданию условий для занятия творческим трудом и
обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, авторское право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями.
Историю развития законодательства об авторском праве на протяжении трех
последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса
интересов, своего рода «социального контракта» между автором и обществом,
как беспрерывный ряд попыток сбалансировать потребности общества в свободном потоке идей и знаний с заинтересованностью автора в справедливом вознаграждении за творческий труд .
Для коммерческого использования произведения чаще всего необходимо наличие определенной организации, принимающей на себя в расчете на соответствующие доходы доведение этого произведения до потребителя: читателей, зрителей, слушателей.
Авторское право исторически возникло в качестве специфического средства правовой охраны интересов издателей и книготорговцев, соблюдая интересы издательства через защиту интересов автора.
В современном мире тиражирование материальных носителей объектов
авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом
подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и
компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на "производства, основанные на авторском праве", колеблется между тремя и семью процентами.
На «индустрию авторских прав» в 1991 г. в США приходилось примерно пять с половиной процентов валового внутреннего продукта. Этот вклад в общественное производство страны превышает вклад любой обрабатывающей отрасли, включая изготовление самолетов, электронного и другого промышленного оборудования.
Следует также учитывать эффект «вторичной отдачи» авторского права, наличие огромного числа базирующихся на нем производств.
Объекты
авторского права играют в
жизни общества важную роль. Можно
привести следующий
Сама возможность передачи имущественных прав не только отвечает
интересам организаций-пользователей, но и укрепляет всю систему авторских и смежных прав, что косвенно улучшает материальное положение авторов и иных правообладателей.
Характерной чертой Закона Российской Федерации «Об авторском праве и
смежных правах» является его рыночная направленность. Этот закон значительно расширяет возможности обладателей авторских и смежных прав по свободному распоряжению своими правами. Имущественные права авторов становятся своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок. Авторское право «поощряет стремление авторов создавать значительные работы и облегчает возможность использования этих работ в коммерческих целях".
Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров). Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество.
Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования деятельности и защиты интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» позиций в качестве субъектов рыночных отношений. Большинство современных государств не только осуществляет
контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, связанных с использованием авторских и смежных прав.
Так, Гражданский кодекс РФ исходит из того, что размер авторского вознаграждения определяется сторонами самостоятельно. Однако Правительству РФ предоставлено право устанавливать минимальные его ставки, играющие роль определенных социальных гарантий. Конкретный размер вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав определяется в договоре, заключаемом между правообладателем и пользователем, либо в лицензионном соглашении между пользователем и обществом, осуществляющим коллективное управление имущественными правами обладателей авторских и смежных прав.