Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить основные теории сущности юридического лица.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теории сущности юридического лица в рамках фикционного направления.
- Рассмотреть теории сущности юридического лица в рамках реалестического направления.
Исследование указанных теорий на современном этапе развития экономических отношений лишено основы, на базе которой они строились, – тотальной государственной собственности на средства производства и результаты труда, а также политического режима, на защите которого стояла советская цивилистическая наука. Названные теории можно признать не соответствующими характеру складывающихся экономических отношений на современном этапе развития общества, не учитывающими многоукладности экономики республики и становления рыночных отношений, однако для того исторического этапа, когда они разрабатывались, и существовавшего в то время экономического строя указанные теории являлись актуальными и отражали состояние развития производительных сил и производственных отношений советского периода.
Авторы всех
названных теорий в своей научной
работе учитывали особенности
Несмотря на разницу во взглядах, каждый из ученых внес свой вклад в развитие науки о юридическом лице.
В странах, где существует деление права на частное и публичное, различают юридические лица частного и публичного права. Остановимся поподробней на юридических лицах как субъектах публичного прав, так как исследования данного вида юридических лиц наиболее популярны в современной науке, ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о существовании юридического лица как субъекта публичного права.
Большинство ученых постсоветского периода отрицают публично-правовую природу юридического лица, объясняя это следующим:
Во-первых, признается, что понятие «юридические лица» является гражданско-правовым понятием. Правовой статус юридического лица определяется гражданским законодательством, отношения с участием юридических лиц по своей природе носят частно-правовой характер и, в силу этого, регулируются нормами гражданского законодательства. Исключительно гражданское право уполномочено предоставлять всем желающим, в том числе государству и его органам организационно-правовые формы юридических лиц.47
Во-вторых, считается, что даже государственные юридические лица должны быть созданы по правилам гражданского права, являются равноправными участниками частно-правовых отношений и нет необходимости введения специального понятия юридических лиц публичного права. Правда, участие государства в частно-правовых отношениях вносит определенные «элементы публичности», однако не представляет основания для разработки специального понятия.
В-третьих, определенное недоразумение вызывает само словосочетание «юридические лица публичного права», поскольку юридическое лицо характерно только для частного права. В этой связи рекомендуется использование «публичных юридических лиц» подобно понятию публичных корпораций.
Однако в российской юридической
науке наглядно показано и доказано,
что в государственном и
Во-первых, юридические лица частного права возникают на основании частной автономии учредителей. Задача частного права заключается в том, чтобы поставить частную автономию сторон в определенные правовые рамки и предоставить им организационно-правовые формы, чтобы предотвратить таким образом неорганизованное и хаотичное участие лиц в гражданском обороте. По этой причине в гражданском праве применяется принцип исчерпывающего перечня организационно-правовых форм юридических лиц частного права,. В отличии от этого, юридические лица публичного права возникают, как правило, на основании правового акта государственного и распорядительном порядке.
Государство, конечно, может
применять организационно-
Во-вторых, правоспособность юридических лиц частного права, как правило, является общей, а юридических лиц публичного права – всегда специальной. Государственный учредительный акт должен всегда содержать цель учреждения юридического лица и наделять его соответствующей этим целям правоспособностью. Суть этой правоспособности определяется характером осуществляемых данным юридическим лицом задач, а объем правоспособности определяется в акте государства, который издается для учреждения юридического лица.
В-третьих, если осуществление определенных видов деятельности для юридических лиц частного права является правом, осуществление отдельных видов деятельности может представлять собой обязанность для юридических лиц публичного права.48 Такой подход объясняется прежде всего тем, что юридические лица публичного права создаются государством для осуществления определенных государственных функций и задач.
В-четвертых, в некоторых случаях юридические лица публичного права наделены правомочиями издания нормативных актов, что для юридических лиц частного права исключено. Наглядным примером являются национальные банки или комиссии по ценным бумагам.
В-пятых, в качестве одной из особенностей юридических лиц публичного права признается особое правовое положение имущества данных лиц, которое, как правило, находится в собственности государства и передается юридическому лицу в пользование для осуществления предусмотренной законом или учредительным актом деятельности. В качестве примера могут быть названы государственные научные институты или учебные заведения.
Итак, можно сказать, что юридические лица публичного права обладают определенными привилегиями, но круг их деятельности ограничен.
В законодательстве России словосочетание "юридическое лицо публичного права" не используется, но субъекты РФ, муниципальные образования, многие организации публично-правового характера, органы государства, субъектов РФ, муниципальных образований названы юридическими лицами или обладающими правами юридического лица. Некоторые из таких юридических лиц могут быть и являются участниками гражданского оборота, другие - не могут и не должны, третьи участвуют в гражданско-правовых отношениях только частично. Есть и такие, которые не осуществляют публично-властных функций в обществе, но основы их статуса регулируются нормами публичного права. Все это делает очень сложным создание общего понятия юридического лица публичного права49.
Чтобы понять сущность юридического лица публичного права необходимо обратить внимание на следующие характерные черты:
1. Юридическое лицо имеет особое целевое назначение: реализация не просто общих, а общественных интересов. Юридическое лицо публичного права не вправе преследовать частные интересы своих членов путем использования принадлежащих ему полномочий или имущества.
2. Юридические лица публичного права, их органы обладают разными по своему характеру властными полномочиями государственной, муниципальной и общественной корпоративной власти (в последнем случае речь идет об общественных объединениях). Такие полномочия могут иметь и нормоустанавливающий, и распорядительный, и иной характер, но в самом широком понимании это управленческие полномочия. Они имеют дискреционный характер (чего не может быть у юридического лица частного права), то есть решения юридического лица публичного права, принимаемые им (его органами) по усмотрению, но в пределах закона, распространяются на третьих лиц.
3. Юридические лица публичного права являются носителями прав и обязанностей публичного характера. Те из них, которые участвуют в гражданском обороте, и некоторые другие могут иметь также права и обязанности частноправового характера, но главным, определяющим суть деятельности юридического лица публичного права, являются права и обязанности первой группы. Права и обязанности публичного характера выступают не просто как "отдельно стоящие" права и обязанности, а по общему правилу как полномочия, то есть в спаянном виде: имея права, юридическое лицо публичного права обязано их реализовывать, ибо оно должно осуществлять публичную власть в предписанных ему законом объеме и формах. Общественным объединениям также могут передаваться отдельные полномочия государственных и муниципальных органов. Осуществляя полномочия, юридическое лицо публичного права в отличие от юридического лица частного права, которое может делать все, что не запрещено законом, вправе делать только то, что ему предписано или разрешено законом.
4. Юридическое лицо публичного права всегда имеет имущество (без материальной основы его деятельность вряд ли возможна). Такое имущество редко находится на праве собственности, а если это так, то его доля в имуществе, находящемся, как правило, во владении, пользовании, оперативном управлении, невелика. Имущество юридического лица публичного права (и в этом состоит главное) используется не для извлечения прибыли, иной хозяйственной деятельности, а для осуществления его полномочий.
5. Юридическое лицо публичного права создается особым путем: не в порядке соглашения, учредительного договора и т.д., а на основе признания уже существующего явления (государство, давно возникшая община - муниципальное образование) или путем использования распорядительного порядка (создание некоторых публичных учреждений, например государственного банка, путем издания соответствующих нормативных актов). Даже если такому образованию юридического лица публичного права предшествуют какие-то переговоры и договоренности с частной корпорацией, которая принимает на себя обязанность по обслуживанию населения (водоснабжение, электроснабжение и др.) и тем самым будет выполнять публичные функции, завершающим этапом должен быть акт органа публичной власти (государства, муниципального образования и др.).
6. Юридическое лицо публичного права не всегда имеет свой устав. Не всегда оно нуждается в государственной регистрации, но всегда создается и действует на основе определенного правового акта (актов). Для государства роль устава выполняет конституция государства. Органы государства могут действовать как юридические лица на основании законов парламента и других документов, принимаемых ими. Если юридическое лицо публичного права принимает свой устав, то в отличие от юридического лица частного права государственной регистрации недостаточно. Устав юридического лица публичного права обычно подлежит утверждению вышестоящим органом.
7. Автономия юридического лица публичного права может быть довольно широкой (это определяется при его возникновении, создании), может быть узкой, но если это образование - орган - юридическое лицо, то определенная степень автономии всегда есть. По сравнению с юридическим лицом частного права такая автономия имеет ограниченный характер.
8. Ответственность юридического лица публичного права в своей основе имеет не частноправовой, а публично-правовой характер. Частноправовая ответственность, если она есть, всегда имеет менее важное значение.
9. В отличие от юридических лиц частного права в отношениях юридических лиц публичного права в той или иной мере и форме присутствует иерархическое начало. Оно связано с властными элементами характера юридического лица.
Естественно, классификация юридических лиц публичного права отличается от классификации юридических частного права. Чиркин В. Е. предлагает выделить несколько видов юридических лиц публичного права:
1) сообщества публичного
территориального характера,
2) государственные и
3) некоторые органы государства и местного самоуправления, признанные законом юридическими лицами публичного права.
4) общественные объединения
публичного права. Среди
Вопрос о существовании
юридических лиц публичного права
в настоящее время не решен. При
решении данного вопроса