Теоритические аспекты организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

В 2006 году вступил в силу Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ. Закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок обращения граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Актуальность данной темы обусловливается необходимостью построения государством качественной работы с обращениями граждан в соответствии с нормами федерального закона. Согласно статистическим данным предложения, заявления и жалобы граждан, обрабатываемые в государственных учреждениях, составляют от 50 до 75%.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ОиТДОУ.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

1 Теоритические аспекты организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти

 

1.1 Обращения граждан в органы государственной власти, как предмет их деятельности

 

В 2006 году вступил  в силу Федеральный закон «О порядке  рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ. Закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок обращения граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Актуальность  данной темы обусловливается необходимостью построения государством качественной работы с обращениями граждан  в соответствии с нормами федерального закона. Согласно статистическим данным предложения, заявления и жалобы граждан, обрабатываемые в государственных учреждениях, составляют от 50 до 75%.

Все граждане нашей  страны, в том числе и иностранные  граждане и лица без гражданства имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. 
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Государственные учреждения Российской Федерации должны обеспечивать всем гражданам необходимые  условия для осуществления конституционных  прав, вносить в письмах и в  устной форме предложения об их деятельности, критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

Обращения граждан  является важной составляющей частью делопроизводства любого государственного учреждения.

Обращения граждан  в государственные и общественные органы - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства. Являясь одной из форм участия граждан в управлении, обращения способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе. [1]

Право на  обращения  граждан закреплено в высшем законе РФ Конституции 1993 г. В статье 33 Конституции говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления».

В соответствии со ст. 4, 13 Федерального закона № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина:

  • предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
  • заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
  • жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
  • с устным обращением можно обратиться на личном приеме граждан в государственных органах, органах местного самоуправления к руководителю или уполномоченному на то лицу.

В отсутствие единого  нормативного акта, регулирующего работу с обращениями граждан на федеральном уровне, каждый субъект РФ, орган, каждое министерство и ведомство по-своему организует её. Таким образом, различные министерства и ведомства, особенно те, которым приходится работать с особенно мощными потоками обращений имеют свои внутренние ведомственные акты, регламентирующих работу соответствующих подразделений.

В настоящее  время в стране действует множество  ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан в тех или иных государственных органах страны.

Письменное  обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица, к ведению  которых не относится решение  вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.

Заявления и  жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. [2]

Предложения граждан  рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.

При необходимости  проведения дополнительных проверок, выяснения вновь возникших обстоятельств, руководитель органа государственной  власти области, органа местного самоуправления вправе продлить сроки рассмотрения до одного месяца.

В тех случаях, когда для разрешения жалоб, заявлений  и предложений необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки и разрешения обращений  могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа государственной власти области, органа местного самоуправления сверх месячного срока, но не более чем на 15 дней, с письменным уведомлением об этом лица, подавшего жалобу или заявление.

Жалобы, заявления  и предложения военнослужащих и  членов их семей разрешаются в  срок до 7 дней со дня их поступления  в орган, обязанный разрешить  вопрос по существу.

Ведение делопроизводства по обращениям граждан осуществляется специально назначенными сотрудниками секретариатов (делопроизводственных участков) федеральных органов.

Регистрационный номер обращения указывается  в штампе, который проставляется  на свободном месте лицевой стороны  первого листа обращения. Регистрационный номер состоит из буквенного индекса и порядкового номера обращения (например: Ан-9, А-10, К-17, Ю-1). Буквенный индекс представляет собой начальную букву фамилии заявителя, на коллективных и анонимных обращениях проставляются соответственно буквы «Кл» и «Ан».

Конверты, в  которых поступили письма, хранятся в течение всего периода разрешения обращений, после чего уничтожаются.

Повторные обращения  регистрируются так же, как и первичные. При этом в журнале  учета предложений, заявлений и жалоб и на свободном месте лицевой стороны первого листа обращения делается пометка «повторно» с указанием регистрационного номера предыдущего обращения. Ответы заявителям печатаются на бланках установленной формы соответствующих федеральных органов с учетом требований конспирации и регистрируются за теми же номерами, что и обращения.

Одним из важных элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Обращения граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт административного права. Конечно, этот правовой институт нуждается в модернизации, совершенствовании механизма реализации обращений, учете новых реалий, но тем не менее он на протяжении многих лет сложился, функционирует и служит эффективным средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан в управлении делами общества и государства.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.

 

1.2 Нормативно-правовая  база, регламентирующая организацию  работы с обращениями граждан  в органах государственной власти

 

В последние  годы активно расширяется правовое регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином, организацией и общественным объединением права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, обеспечением гражданину, организации и общественному объединению доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обязывает государственные органы размещать в сети Интернет обзоры обращений граждан, организаций и общественных объединений, а также обобщенную информацию о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерах.

Федеральный закон  от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» требует проводить анализ содержания поступающих обращений, принимать меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. [3]

Даже беглого  знакомства со сравнительно недавно принятыми нормативными правовыми актами достаточно, чтобы увидеть, что повышение уровня работы с обращениями граждан, организаций и общественных объединений, уровня анализа и обобщения обращений является непременным условием выявления и решения социально-экономических задач. И это вполне естественно.

Каждое социальное явление имеет объяснение. Такой  социальный феномен, как обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления - не исключение. Публичная власть и общество взаимосвязаны и взаимозависимы. Общество формирует публичную власть и императивно влияет на ее деятельность. С другой стороны, в условиях демократии публичная власть столь же императивно заинтересована во взаимодействии с обществом. В том, чтобы четко представлять, как общество оценивает ее решения, как решения реализуются на практике, какие дополнительные меры нужно принять, чтобы создать условия, гарантирующие стабильное, динамичное развитие социально-экономических отношений.

Но общество - не отвлеченное понятие. Оно включает в себя организации, общественные объединения и другие структуры. Эти организации и объединения формируют индивиды, граждане. Поэтому, в конечном счете, внимание публичной власти фокусируется на каждом конкретном гражданине. Их взаимоотношения приобретают «персонифицированный характер». Гражданин наделен широким спектром прав и свобод. Он выступает и в роли своего рода защитника публичной власти, и в роли ее оппонента, а нередко в роли нуждающегося в покровительстве и защите. И, как правило, в качестве ее союзника. Публичная же власть стремится постоянно укреплять «союзнические отношения», всемерно обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан с участием самих граждан.

Это стремление нашло воплощение в Конституции  Российской Федерации. В том числе - в статье 33 Основного закона страны, согласно которой «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

В научных трудах отмечается многогранность правовой природы  обращений граждан. Во-первых, поскольку  право гражданина на обращение является конституционным, отражая наиболее коренные отношения между гражданином  и органами государственной власти, оно имеет абсолютный, неограниченный и неотчуждаемый характер, представляя собой основную часть не только правового, но и конституционного статуса гражданина Российской Федерации.

Информация о работе Теоритические аспекты организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти