Фирменное наименование и порядок реализации права на него

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в выявлении сущности фирменного наименования и порядка реализации права на него.
Задачами исследования данной темы являются:
– рассмотреть содержание понятия "фирменное наименование", его функциональное назначение, структурный состав;
– определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
– исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований, а именно: основные положения процедуры регистрации фирменного наименования, а также содержание права на фирменное наименование и его прекращение.

Содержание

Введение
4-6
1 Фирменное наименование как гражданско-правовая категория.
1.1 Понятие и признаки фирменного наименования.
1.2 Структура фирменного наименования.
2 Фирменное наименование и порядок реализации права на него.
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования.
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования.
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по гражданскому праву-4.docx

— 71.56 Кб (Скачать файл)

Совпадая по основным параметрам с  указанными характеристиками, право  на фирму между тем несет в  себе некоторые особенности и  дополнительные черты, которые отличают его от исключительных прав на иные средства индивидуализации. Рассмотрим эти особенности подробнее.

Абсолютный  характер исключительного права  на фирменное наименование, предполагающий юридическую монополию на его  использование в качестве средства индивидуализации участника гражданского оборота, оказывается ослабленным  вследствие пробелов в правовом регулировании. Эффект ослабления юридической монополии  вызван отсутствием запрета на участие  коммерческих организаций в гражданском  обороте под одними и теми же фирменными наименованиями. Явление подобного  рода, по мнению специалистов, имеет  объективные основания, поскольку  следование классическим канонам, на которых  покоится модель абсолютных прав, и  отстаивание "юридической чистоты" фирмы может породить, по словам А.П. Сергеева, "множество трудноразрешимых споров и приведет к большим непроизводительным затратам"[7, с.21]. Одной из причин невозможности реализации безусловного запрета на использование различными юридическими лицами одного и того же или сходного фирменного наименования А.П. Сергеев называет объективную "ограниченность круга тех специальных наименований, которые входят в охраняемую законом фирму, и огромного числа предпринимателей"[7, с.22].

По нашему мнению, особых препятствий  для следования принципам классической юридической монополии не существует. Недоработки законодателя не могут  быть оправданы объективными причинами, порождаемыми скудостью лексических  возможностей русского языка и наличием большого количества предпринимателей. Одним из вариантов разрешения проблемы могло бы быть решение законодателя о включении в структуру фирменного наименования обязательного элемента, указывающего на месторасположение или место регистрации коммерческой организации.

По территории действия право на фирменное наименование имеет силу не только в пределах РФ, но и, согласно ст.8 Парижской конвенции, во всех странах - участницах этой Конвенции. Равным образом на территории РФ подлежат правовой охране фирменные наименования иностранных юридических лиц. Что  касается фирменных наименований индивидуальных предпринимателей, признаваемых законодательством  ряда зарубежных стран, в том числе  стран - участниц Парижской конвенции, то этот вопрос достаточно спорный  в части правовой охраны таких  наименований на территории РФ.

На наш взгляд, никакой трансформации  не происходит, и иностранный индивидуальный предприниматель в силу экстерриториального  характера действия права на фирму, провозглашенного в ст.8 Парижской  конвенции, пользуется национальным режимом  использования своего фирменного наименования на территории РФ.

Право на фирму представляет собой  абстрактную возможность выступления  в гражданском обороте под  своим фирменным наименованием. Это все равно, что право на занятие предпринимательской деятельностью, т.е. общее дозволение, которое может  быть реализовано при соблюдении ряда условий, определенных законом. Сам  термин "право на фирму" в высшей степени условен, поскольку законодатель устанавливает не право на фирму, а обязанность коммерческих организаций  иметь фирменное наименование. Согласно формуле п.4 ст.54 ГК РФ юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, должно, а не вправе иметь фирменное  наименование.

Право на фирму - это не что иное, как исключительное имущественное право на использование фирменного наименования, т.е. юридическая возможность монопольного применения зарегистрированной в установленном порядке фирмы. Имущественный характер исключительного права на использование фирменного наименования подтверждается возможностью его передачи, которая закреплена в п.12 Положения о фирме, согласно которому такая передача может иметь место одновременно с передачей самого предприятия. Формы передачи предприятия указанное Положение не оговаривает, однако по смыслу ст.132 ГК РФ в качестве таковых могут рассматриваться купля-продажа, залог, аренда, доверительное управление.

Исключительное право на использование  фирменного наименования возникает  у коммерческой организации с  момента специальной государственной  регистрации, которая должна осуществляться по правилам, установленным федеральным  законом. На практике регистрационная  модель возникновения исключительного  права не реализована, к тому же она  противоречит международным обязательствам РФ, вытекающим из ст.8 Парижской конвенции. Представляется, что момент возникновения  исключительного права на использование  фирменного наименования, коль скоро  законодатель избрал регистрационную  модель, должен быть приурочен к  дате, начиная с которой третьи лица получают возможность ознакомления с наименованием, т.е. с даты опубликования  сведений о зарегистрированном юридическом  лице в соответствии с порядком, установленным законодательством  о государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Правомочие использования фирменного наименования как позитивная юридическая  возможность, предоставленная обладателю фирмы, должно конструироваться на основе понятия "использование" по аналогии с правомочиями по использованию, которыми наделяются обладатели иных средств  индивидуализации, в частности владельцы  товарных знаков. Аналогия должна иметь  место, прежде всего, в отношении конструкции "использование через применение", закрепленной в ст.22 Закона о товарных знаках. Такую возможность предоставляет и действующее законодательство о фирменных наименованиях, в частности п.8 Положения о фирме, согласно которому фирменное наименование может использоваться в сделках, на вывесках, в объединениях, рекламе, на бланках, счетах, товарах предприятия, их упаковке и т.п.

Фирменное наименование может использоваться и посредством его включения  в качестве неохраняемого элемента в товарный знак, зарегистрированный на имя лица, имеющего право использовать такое фирменное наименование. При  этом действует правило п.3 ст.7 Закона о товарных знаках, согласно которому не могут быть зарегистрированы в  качестве товарных знаков обозначения, тождественные охраняемому в  РФ фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, право на которое в РФ возникло у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Указанное правило введено для  устранения возможности смешения в  гражданском обороте средства, индивидуализирующего товары, и средства, индивидуализирующего производителя однородных товаров. На практике столкновение различных  средств индивидуализации не редкость.

Таким образом, под использованием фирменного наименования следует понимать как фактическое применение наименования, т.е. его размещение на товаре, в том  числе в качестве элемента товарного  знака, или его упаковке, так и  номинальное оповещение о нем  в текстах договоров, вывесок, объявлений и т.п.

При этом и фактическое применение, и номинальное оповещение должны иметь место в отношении зарегистрированного  в установленном порядке фирменного наименования.

Действующее законодательство о фирменных  наименованиях не содержит требований о юридически значимом объеме использования  фирмы, несмотря на то что действия по использованию являются обязанностью фирмовладельца. Можно предположить, что для признания факта использования  достаточно или фактического применения наименования на части производимых фирмовладельцем товаров, или простого оповещения о нем самим фирмовладельцем либо с его разрешения пользователем или посредником (поверенным, комиссионером, агентом). Впрочем, ввиду отсутствия правовых последствий за неиспользование фирмы фактор использования может иметь смысл лишь для установления юридически значимого объема незаконного использования фирменного наименования.

Исключительное право на использование  фирменного наименования имеет свои предметные границы. Демаркация последних  может быть осуществлена по различным  основаниям, а именно: по количеству субъектов, управомоченных на использование  фирменного наименования, и по количеству предприятий, находящихся у управомоченного  лица в собственности или на основании  иного права.

Очерчивая круг управомоченных субъектов, необходимо исходить из принципа юридической  монополии, присущей режиму исключительного  права, которым наделен фирмовладелец. Из этого принципа следует общее  правило "одно юридическое лицо - одна фирма". Данное правило действует  с известными исключениями, которые  привнесены нормами закона, регулирующими  отношения по поводу коммерческой концессии. В рамках концессионных отношений  правообладатель (фирмовладелец) может  предоставить фирменное наименование в составе комплекса исключительных прав нескольким пользователям, действующим  на различных территориях, одновременно занимаясь предпринимательской  деятельностью под своим фирменным  наименованием при соблюдении ряда условий, главным образом территориального характера. Следовательно, концессионные  правоотношения допускают множественность  лиц, наделенных правом использования  одного и того же фирменного наименования.

Еще один случай множественности лиц, использующих одно и то же наименование, приводится А.П. Сергеевым, допускающим "появление  в обороте и нескольких юридических  лиц, действующих под одним и  тем же названием, которым раньше пользовалось прекращенное в результате разделения юридическое лицо"[7, с.31]. Это, по мнению А.П. Сергеева, "возможно только тогда, когда, во-первых, они намерены действовать на разных участках рынка, и, во-вторых, это не создает затруднений для других участников оборота"[7, с.22].

Что касается количества предприятий (как имущественных комплексов), находящихся у фирмовладельца в  собственности или на основании  иного права, то указанный параметр по общему правилу не оказывает влияния  на предметные границы использования  фирменного наименования. Здесь действует  формула "один бизнес - одна фирма". Однако и в этом аспекте могут  быть исключения, скажем, в случае, когда  акционерное общество, располагающее  своим имущественным комплексом, принимает в доверительное управление имущественный комплекс, включающий фирменное наименование, принадлежащее  другой коммерческой организации. В  этой связи возникает вопрос о  возможности выступления акционерного общества в гражданском обороте  под двумя различными фирменными наименованиями.

Аргументом в пользу отрицательного ответа на поставленный вопрос может  служить правило, согласно которому доверительный управляющий действует  от собственного имени.

Вместе с тем, как представляется, не существует препятствий для применения фирменного наименования учредителя доверительного управления на товарах и их упаковках, производимых на базе имущественного комплекса, находящегося в доверительном  управлении.

Право на фирменное наименование действует  бессрочно, а точнее, в период жизненного цикла деятельности фирмовладельца. По общему правилу право на использование  фирменного наименования прекращается с момента ликвидации коммерческой организации, которую оно индивидуализировало  в гражданском обороте.

В литературе называются и специфические  основания, по которым право на фирменное  наименование прекращается и при  существовании организации, которую  оно индивидуализировало.

Так, А.П. Сергеев выделяет четыре основания, по которым право на фирму может  прекратиться досрочно:

при отказе фирмовладельца от права  пользования конкретным фирменным  наименованием;

при переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования;

при реорганизации юридического лица, в ходе которой оно может, а  иногда и должно изменить свое фирменное  наименование;

по решению  суда ввиду несоответствия фирменного наименования требованиям закона или  нарушения прав и охраняемых законом  интересов других лиц [10, с.144].

Рассмотрим указанные основания  подробнее.

Отказ фирмовладельца от исключительного  права на использование принадлежащего ему фирменного наименования следует  расценивать как аналог отказа гражданина или юридического лица от права собственности  на принадлежащее ему имущество, допускаемый ст.236 ГК РФ. Очевидно, что  указанный отказ фирмовладельца должен сопровождаться актом публичного оповещения об этом. При этом возникают  два вопроса, решить которые необходимо в целях предотвращения негативных последствий отказа от права на использование  фирмы.

Первый вопрос связан с тем, что, отказавшись от указанного права, коммерческая организация не утрачивает обязанности  иметь фирменное наименование. Поэтому  условием отказа от права на использование  должна быть регистрация нового фирменного наименования. При этом отказ от права на использование сам по себе не должен влечь автоматического  прекращения такого права до момента  регистрации нового фирменного наименования. Процедурно вопрос о замене фирменного наименования на другое решается в порядке регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (ст.17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Второй  вопрос касается судьбы прежнего фирменного наименования, право, на использование которого прекращено вследствие отказа от него фирмовладельца. В литературе существует точка зрения, согласно которой "подобные фирменные наименования могут быть избраны для своего обозначения любыми заинтересованными в этом участниками оборота"[14, с. 145]. Действительно, действующее законодательство не запрещает подобный "захват" отказной фирмы, если только он не влечет нарушения правил о недобросовестной конкуренции и не вводит потребителей в заблуждение. И здесь следует согласиться с А.П. Сергеевым в том, что "указанные действия должны рассматриваться как злоупотребление правом и недобросовестная конкуренция со всеми вытекающими отсюда последствиями"[10, с.146].

Переход имущественного комплекса  организации к новому владельцу  без фирменного наименования также  влечет прекращение права на фирму. Указанное прекращение будет  иметь место, когда прежний владелец предприятия прекращает всякую деятельность и не участвует более в гражданском  обороте. В данном случае действует  правило п.13 Положения о фирме, согласно которому право на фирму  прекращается с переходом предприятия  к новому владельцу, за исключением  случаев, предусмотренных в ч.2 п.12 указанного Положения. Исключения состоят  в том, что в случае перехода предприятия  к новому владельцу последний  может пользоваться фирмой предприятия  лишь с согласия прежнего владельца  или его правопреемников и  лишь при условии добавления к  ней указания на преемственность  связи.

Информация о работе Фирменное наименование и порядок реализации права на него